Биография души мансийского поэта. В галерее Райшева работает выставка, посвященная Ювану Шесталову

ТЕКСТ: Анна Резвова

ФОТО: Артур Борисов

Биография души мансийского поэта. В галерее Райшева работает выставка, посвященная Ювану Шесталову

9 августа Югра отметит Международный день коренных народов мира. Корреспонденты РИЦ побывали в галерее-мастерской хантыйского художника Геннадия Райшева, где мэтр рассказал о своей выставке «Когда качало меня солнце», посвященной памяти мансийского поэта Ювана Шесталова.

Данная выставка состоит из цикла графических работ. Сам Геннадий Степанович назвал бы эту выставку – выставкой воспоминаний. Поэта и художника связывала давняя дружба. Как говорит Геннадий Степанович, они вместе учились на филологическом отделении Ленинградского института имени Герцена.

Позже поэт попросил Геннадия Райшева создать иллюстрации к своему первому сборнику стихов «Песня последнего лебедя». Именно с этого момента началось их творческое сотрудничество. Все иллюстрации были выполнены в популярном тогда жанре линогравюры. Контрастные, черно-белые работы на первый взгляд выглядят очень просто, но на самом деле почти каждый элемент - это символ. В результате в сознании человека складывается некий обобщенный образ произведения.

Например, «Оплакивание богатыря» (1969 год). На линогравюре изображены мать и жена, которые оплакивают героя на фоне закатного солнца. Сам богатырь трудно различим – он кажется разливающейся рекой. По словам художника, в данном случае он уподобляется природе - это означает, что сама природа героя извечна.

На другой линогравюре показан «кара юйя» - военный клич. В верхнем левом углу изображена Статуя Свободы и американские ракеты, которые в сознании народа преобразуются в мифических птиц, нападающих на людей. Человек пытается противостоять угрозе – он готов выпустить в страшных птиц стрелу из лука.

Также Геннадий Райшев рисовал иллюстрации к мансийским загадкам. На этих линогравюрах лиса причудливо превращается в костер, а рябчики – в маленькие веточки деревьев.

Так как Юван Шесталов некоторое время прожил в Ленинграде, темой одной из линогравюр стало метро. В верхней части - многоэтажные здание, в нижней - множество схематически изображенных людей. Выделяется лицо девушки, крупно нарисованное в правом нижнем углу. «Когда идешь в метро, на тебя «наплывают» лица других идущих людей. И вот выплыла такая девушка», - поясняет художник.

В 2012 году Геннадий Райшев создал новый цикл графических работ из 35 произведений специально для этой выставки. Часть из них выполнены по мотивам ранних автобиографических произведений Ювана Шесталова.

Здесь нашли свое отражение легенда о чайке, медвежий праздник, природа Югры и ее народы. Посетители выставки могут увидеть Миснэ или, как говорит Геннадий Степанович, лесную фею. Миснэ является олицетворением женственности, причем неразрывно связанной с природой. Ее ресницы похожи на лес, а в ее зрачках – отразился рыбак, плывущий на обласе по глади реки, поясняет художник.

Другая часть нового цикла выполнена акварелью. Цветные произведения отражают биографию Ювана Шесталова: его рождение, школьные годы, мечты, становление, как поэта. В этой же части цикла графических работ, отражена неразрывная связь поэта со своим народом и его историей, а также природой Югры.

Например, «Благословение императора». Здесь изображен хантыйский князь Тайшин, который просит у царя грамоту на правление северными землями. На вопрос о связи Ювана Шесталова и данной исторической фигуры, Геннадий Степанович отвечает очень лаконично - «поскольку князь Тайшин был князем всей Сибири, как он не будет связан со всеми родами?».

Картина «Торум и новая власть» отражает еще одну значимую веху в истории народов Севера: художник изобразил как людей объединяют в колхозы, нового лидера всей страны – Ленина, рядом с которым находятся чекисты. За всем этим процессом с неба наблюдает Торум.

Говоря о картине «Отец – большой человек», Геннадий Райшев отмечает: «Сейчас вырос сын поэта – Володя. И он очень похож на своего деда».

Одной из самых интересных работ на выставке можно признать «Петербург». Это произведение отображает «ассоциативные встречи» мансийского поэта с великими русским писателями. «Юван Шесталов ассоциирует себя с Пушкиным. Действительно так и было. Благодаря ему совершился выход поэзии манси в литературу. Здесь Юван идет по Петербургу и встречается с Пушкиным, Лермантовым, Гоголем», - рассказывает о своей картине художник.

В этой части цикла Геннадий Райшев, как художник и друг поэта, не просто отобразил биографию Ювана Шесталова, построенную на датах и сухих фактах, а выразил биографию души мансийского поэта: его внутренние переживания, его творческое развитие и мироощущение – все то, что скрыто для глаз обычного человека.

Также на выставке представлены картины: «Портрет Шесталова» (1987) и парный к нему «Идол Шесталова» (1973). «Идол – как форма общения человека с природой. Цивилизованные люди придумали Христа, а люди, которые жили с природой, осуществили себя в форме идола. Также, как было в свое время у славян», - прокомментировал Геннадий Степанович.

Если говорить о творчестве Геннадия Райшева в общем, то стоит отметить наряду с образностью и музыкальность, ритмичность его творчества. Художник рассказывает о творческом процессе создания новой картины: «Возникает образ. Как возникают ноты, звуки у композитора. Это тоже ритмическое начало. Это тоже связано с движением, с состоянием как звука, так и ритма. Поэтому, если ты уже связан с ритмом, ты чувствуешь ритм, то образ сам приходит». По мнению художника, чтобы изображение стало образом ему нужно пройти через музыкальную интерпретацию. Образ – это не статика, это движение: «Сначала пространство, потом возникает ощущение предмета и его ритмическая связь с этим пространством. Это музицирование. Здесь нет механического воспроизводства. Я не рисую перо. Я рисую рождение пера». 

Другие новости в рубрике Культура

Добавить комментарий:

CAPTCHA