«Дежавю», которое не повторится

ТЕКСТ: Анна Резвова

ФОТО: пресс-служба ГХМ, Азат Гарилов

«Дежавю», которое не повторится
В прошлую пятницу в Государственном художественном музее выпускники Ханты-Мансийского филиала Московского государственного университета культуры и искусств представили пластический спектакль-перформанс «ДеЖаВю». Корреспондент РИЦ посетил необычную премьеру и сегодня делится своими впечатлениями.

Зрители заполняют небольшой конференц-зал Государственного художественного музея. Вся сцена завалена вещами – здесь футболки, халаты, куртки и пиджаки, то самое нагромождение вещей, которое обещала в своем релизе пресс-служба музея. Почти на краю сцены стоит коробка, обклеенная яркой бумагой, - той самой, в которую мы любим упаковывать подарки. Зрители рассаживаются по местам, приветствуют знакомых, выключают телефоны, рассматривают декорации. И никто не подозревает, что уже семь минут в душной, маленькой коробке сидит, свернувшись калачиком, девушка. Вы, наверно, думайте, что сейчас грянет музыка? И девушка, подобно конфетти из хлопушки, выскочит на сцену? 

4.jpg

Звучит лишь тиканье часов и из коробки появляется рука девушки. И все первое действие сопровождается лишь ритмом часового механизма. Под разбросанными вещами, оказывается, укрылись и другие танцовщицы. Рубашки, платья и футболки убираются в коробку, чтобы освободить место для танца. 

Кстати, в современном танце как нигде близко сплетаются вместе хореография и актерское мастерство. И подчас танец превращается в пантомиму, которая передает такие сложные понятия, как рутина, время, повседневность. 

5.jpg

Надо признать, что даже самое первое действие вызывало много мыслей по поводу интерпретации. Но заставить задуматься – разве не для этого нужно искусство? Спектакль был не только пластическим, но и студенческим. Выпускники МГУКИ рассказали о том, что им ближе всего – о своей жизни. И, да, было очень много юмора, причем хорошего качества – ловко подмеченные факты действительности, ирония и даже самоирония. 

Один из самых ярких эпизодов спектакля – сон музыканта. По крайне мере, я так думаю, что это был именно музыкант, а не художник или хореограф. И если вам кажется, что главным должен быть человек, то вы опять ошибаетесь. Подушки и одеяло вели отчаянную борьбу за спящего музыканта. Здесь уже чувствовался гротеск и фантасмагория: подушки подкрадывались, они нападали и очень мило отступали утром, помахав на прощание зрительному залу. 

1.jpg

Еще одним моментом, который очень понравился публике, была сцена утра в общежитии. Здесь баланс уже сместился в сторону актерского мастерства. Сонные хождения, намеки на разговоры и трюк с подушкой, поразивший всех -девушка, как гусеница, выползала на сцену, уткнувшись лицом в подушку. Зал смеялся до слез. Наверно, никакое другое действие не могло более точно передать ощущение, когда просыпаешься часов в 6-7 утра на работу или в университет.

2.jpg

Мастерски ребята показали и поездку на автобусе. Здесь было все – и ожидание автобуса, и дождь, и давка в час пик, и читающие люди, и лихие повороты водителя. И кстати, по большей части, эта сцена "танцевалась" сидя. 

3.jpg

Если вы думаете, что это был самый сложный момент, то опять ошибаетесь. Как рассказала одна из постановщиц сего чудесного зрелища Яна Чипуштанова, жестовое пение – вот где было потрачено много сил. Две студентки, синхронно жестами спели или, правильнее сказать, проиллюстрировали песню. Причем они сидели за партой, и основными их средствами выражения были лишь руки и мимика лица. Также сложно давались массовые сцены, потому что ребятам было тяжело собираться вместе на репетиции из-за работы и учебы.

6.jpg

Вы не ошиблись, если подумали, что спектакль ждал успех. Зрители аплодировали стоя. И, как рассказывают ребята, никто не ожидал такого успеха. Причем по сценарию, когда девушки вернулись в свои изначальные позиции - в коробку и под разбросанные вещи, спектакль должен был продолжиться.

«У нас должен быть уже конец. «Звукарь» должен был уже включить тиканье, девочка уже должна начать движение из коробки. А они аплодируют и аплодируют. Нам там было душно и жарко. Мы решили вылазить. Мы импровизировали – конец был не такой, как предполагалось», - рассказывает Яна. 

7.jpg

Теперь немножко и об истории спектакля. Его авторами являются 14 студентов-выпускников МГУКИ, которые решили при помощи постановки выразить свою благодарность преподавателям. На экзаменах их всегда хвалили, учителям нравились их работы, поэтому неуверенности в себе ребята не испытывали. Работа над подстановкой шла в сжатые сроки. Хотя идея появилась еще в ноябре-декабре, к созданию спектакля приступили только в мае, потому что разъезжались по разным городам на преддипломную практику.

По-настоящему репетировали лишь три недели. А итоговый сценарий родился из общей концепции и отдельных заранее отработанных сцен лишь за день до премьеры. Конечно, это заметил и зритель, где-то были нестыковки – опоздание в движения, моментами проступала легкая нескоординированность в передвижении по сцене. 

Но в общей сложности, сама атмосфера, сам спектакль получились очень хорошими - душевными, легкими.

Напоследок нужно было бы написать о том, как я рада, что смогла увидеть эту постановку. Но мне грустно, ведь этот спектакль был создан лишь для одного дня. Он навсегда останется премьерой. «Это в первый и последний раз, потому что завтра, послезавтра мы все разъезжаемся по разным городам», - сказала в конце интервью Яна.
Другие новости в рубрике Культура

Фото по теме:

Добавить комментарий:

CAPTCHA