Ежегодное чудо, или Откуда взялись дед Мороз, Снегурочка и елка

ТЕКСТ: Илья Верховский

Ежегодное чудо, или Откуда взялись дед Мороз, Снегурочка и елка

Наверное, ни один из праздников, щедро рассыпанных по нашему календарю горстью суматошной истории двадцатого столетия, не любим россиянами и югорчанами так, как Новый Год. Весь декабрь – ёлочные базары, слёты Дедов Морозов, конкурсы Снегурочек, школьные ёлки, возведение ледовых городков – проносится в радостном вихре ожидания праздника. Самый домашний и самый всенародный, самый взрослый и самый детский, самый долгожданный и самый волшебный – всё это Новый Год. Но в чём же его особенное волшебство? В деде Морозе? В Снегурочке? В ёлке? Совершенно верно. И в том, и в другом, и в третьем.

Насколько стар Дед Мороз?

Дед Мороз - это такой русский сказочный персонаж, считает абсолютное большинство наших сограждан. Верно ли? И да, и нет. Ибо сказочного персонажа по имени Дед Мороз (в отличие, например, от Бабы Яги) – нет. А есть знакомый нам с детства Морозко – хлопающий свою пуховую перину, чтобы с небес на землю шёл снег, одаривающий трудолюбивую девушку и насмехающийся над девушкой-лентяйкой. Однако, заметьте, никаких детей, никакой ёлки и никаких подарков к празднику в этой сказке нет. Так что Морозко – это лишь прадедушка нашего Деда Мороза.

Зато подарки приносит европейский Санта-Клаус – святой Николай, только подарки эти не новогодние, а рождественские. Впрочем, Рождество – это отдельная большая тема, о которой мы побеседуем в другой раз. И тем не менее, Санта-Клаус - второй явный родственник Деда Мороза.

Самое интересное, что Дед Мороз – такой, каким мы его знаем – был… придуман. И ни кем иным, как русскими литераторами. Кто-нибудь помнит отчество Мороза или, скажем, уважительное обращение к нему? Правильно, - Мороз Иванович. А знаете почему? Потому что в русскую литературу Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского. Среди прочих, там была и сказка «Мороз Иванович». Это и был третий родственник Деда Мороза, уже не Морозко и не Санта-Клаус, но ещё и не знакомый всем нам весёлый бородач в шубе с посохом и мешком подарков.

Создание же канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа - именно новогоднего, а не рождественского, – праздника произошло уже в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета (с 1929 года празднование Рождества вообще было официально запрещено) вновь была разрешена ёлка. И Дед Мороз являлся детям уже не один, а в компании со своей верной помощницей и внучкой – Снегурочкой.

Снегурочка: снежная девушка в снежной стране

Со Снегурочкой тоже всё не так просто, как нам кажется. Обычно считается, что симпатичная девушка в светло-голубой шубке, ясными глазами и русой косой пришла на новогодний праздник прямо из русских сказок. Только вот досада – ни в русских сказках, ни в русских фольклорных обрядах – нет такого персонажа. Морозко – прадедушка Деда Мороза – есть, а Снегурочки – нет. Существует лишь один сказочный сюжет – о девочке Снеживиночке, сделанной из снега и ожившей. Однако, согласитесь, это ближе к снежной бабе, чем к Снегурочке.

Тем не менее, сюжет попал в сборник сказок Афанасьева, и на его основе, вдохновлённый образом снежной девочки драматург Александр Островский пишет пьесу «Снегурочка». Было это в 1873-м году. И именно с этой пьесы, по которой чуть позже Римский-Корсаков написал популярнейшую оперу – началось триумфальное шествие прекрасной помощницы, спутницы и внучки Деда Мороза по новогодней России.

Свой же современный, привычный нам образ Снегурочка, как и её Дед Мороз, получила уже в Советском Союзе в 1935 году, после официального разрешения празднования Нового года. И в начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов.

В чём-то это даже закономерно. Поэт в России всегда был больше, чем поэт. Он был, по выражению Велимира Хлебникова, – творец миров. Поэтому и Снегурочка имеет не фольклорное, а литературное происхождение. Снежная девушка в снежной стране. Которую вот уже скоро как полтора века с радостью ждут дети каждый предновогодний вечер.

Ёлка, чум и вечность

А почему главной героиней новогодних праздников стала именно ёлка, а не, скажем, не менее зелёные кактус или лопух? Елка, украшенная блестящими игрушками, сверкающей мишурой, метко прозванной «ёлочным дождиком», стала чем-то настолько привычным и необходимым для Нового Года, что мы даже и не задумываемся о том, что у ёлки есть свой собственный, очень важный смысл. Потому что ёлка – это дерево вечности.

В самом деле – время вокруг нас вечно бежит по кругу. Весна в народной поэзии, песнях и сказках – это юная девушка в венке из ярких цветов и свежих трав. Лето – это взрослая красивая женщина, одаряющая всё вокруг своим теплом. Осень – это прекрасная, но начинающая увядать женщина возраста, называемого поэтами «осень жизни». И, наконец, зима – это старуха, чья жизнь подошла к концу. И все растения, травы, деревья – подвластны круговороту этих четырёх возрастов. Все, кроме ёлки. Знакомая всем нам с детского сада русская загадка «Зимой и летом - одним цветом» вдруг наполняется своим изначальным смыслом: всё вокруг меняется, а ель – нет. Она будто не знает ни смерти, ни увяданья. Она – образ вечности в стремительно меняющемся мире.

И именно поэтому она стоит во всех домах в Новый Год. И, наряжая ёлку игрушками, украшая её блёстками и мишурой, вешая на еловые ветки золотистые шары, орехи и конфеты, - мы тем самым приносим ей свои дары. Дары вечности.

И как тут не вспомнить традиции ханты и манси точно также одаривать священные деревья – подвязывая на ветви разноцветные ленточки, складывая в дупла и складки коры монетки и прочие подношения. По сути дела, наряжая с семьёй новогоднюю ёлку, мы свершаем тот же обряд. Хотя уже давно и не считаем ёлку священной.

И ещё интересный момент – в последние годы на площадях крупных городов стали устанавливать гигантские искусственные ёлки в виде высокого, мерцающего и играющего разноцветными огнями конуса. Который любому жителю Югры своими очертаниями напомнит что? Правильно – хантыйский чум. Выйдите, к примеру, на главную площадь Ханты-Мансийска. Нарядная праздничная ёлка–чум и рядом с нею – почти такого же размера и таких же очертаний торговый центр «Гостиный Двор». Вот так. Ёлка и чум. Образ вечности и образ Югры. Рядом.

Тайна новогодней радости: через мрак – к свету

Так почему всё-таки Новый Год в России стал самым радостным, долгожданным и любимым праздником? Почему в эту ночь люди ждут чуда, и слова «новогоднее волшебство» кажутся абсолютно реальными? (скажем, волшебство Дня народного единства или Дня Конституции вряд ли может вызвать что-либо, кроме улыбки).

А дело тут вот в чём.

С древнейших времён у разных народов жизнь всегда связывалась с солнцем, светом и теплом. Вспомним: в русском языке – «восток» – место, откуда солнце восходит, «востекает» на небо, даря всем свой свет; «запад» – место, куда солнце падает, западает. И чем ближе к зиме, тем всё холоднее и темнее становится вокруг. Что-то необратимо меняется в мире, он перестаёт быть светлым, живым.

Сначала приходит осень – прекрасное и медленное время, рождающее в сердцах тоску и тревогу. После приходит зима – мрак и холод становятся всё могущественнее. Солнце среди снегов и льдов становится призрачным и почти не выходит на небо. Это время, декабрь, у славян и у многих других народов зовётся «страшными днями», и именно в декабре в связи с разгулом нечистой силы праздновали Святки – с их абсурдным карнавалом, звериными масками и вывернутыми тулупами, страшными рассказами и гаданиями.

Но апогей тьмы наступал в день зимнего солнцестояния – самый короткий день в году. Мир словно неудержимо катился в тёмную пропасть, в хаос и мрак, в ледяное мёртвое царство. И вот на самой нижней точке этой пропасти, откуда, казалось бы, нет возврата – происходит удивительное чудо. Случается что-то спасительное, невероятное, волшебное: мир становится новым, рождается заново. И, как ребёнок, начинает тянуться к свету день за днём, неделя за неделей. И волшебство происходит. День становится всё длиннее. Силы ночи и тьмы нехотя, но обречённо отступают. Мир идёт к весне, к новой жизни, к празднику пронзительной и неистовой щедрости – природы, мира, вселенной.

Вот это невероятное возрождение света после самой нижней точки кромешной тьмы – и есть то самое чудо, свершающееся ежегодно. Та самая тайна новогодней радости и волшебства, которую так хорошо чувствуют наши дети.

И мы сами. Каждый год в новогоднюю ночь мы надеемся на чудо.

С наступающим Вас Новым годом! 

Другие новости в рубрике Культура

Добавить комментарий:

CAPTCHA