Магия гончарного искусства. В институте дизайна прошел мастер-класс

ТЕКСТ: Наталья Игнатова

ФОТО: Артур Борисов

Магия гончарного искусства. В институте дизайна прошел мастер-класс

За руками мастера, занятого любимым делом, можно наблюдать бесконечно: вот они разминают, похлопывая и приглаживая, ком темно-терракотовой глины, вот запустили блестящий металлический диск гончарного круга, вот поливают водой из плошки постепенно принимающую все новые и новые формы глину. А вокруг собрались ученики и зрители: студенты Ханты-Мансийского института дизайна и прикладных искусств, преподаватели школ искусств из Нижневартовска. Смотрят внимательно, изредка задают вопросы, прислушиваются к тому, что рассказывает мастер – Василиса Портнова, профессор кафедры ДПИ института дизайна и прикладных искусств, председатель правления Ханты-Мансийского Союза художников. Мастер-класс проходит в рамках недели искусства и науки, которая завершится завтра днем открытых дверей.

11.jpg

«В разных вузах отношение к материалу строится по-разному: в некоторых гончарное мастерство обязательное, в некоторых – ознакомительное. Предполагается, что художник-керамист – прежде всего художник, который может создавать образы, концепции, выстраивать стилистическую линию, умеет сделать так, чтобы его художественные объекты взаимодействовали со средой, со стилем, а дальше уже начинается работа мастера. Допустим, такой стиль подготовки культивируется в Строгановской академии, - начинает мастер-класс Василиса Портнова. – На мой взгляд, азы ремесла художник все же должен знать».

6.jpg

Те, кто начал заниматься гончаркой, должны знать, что дело это грязное, предупреждает профессор Портнова, облачаясь в просторную блузу и наливая в миску воды из-под крана – она необходима, чтобы придавать глине форму, но бурые брызги от нее могут разлететься в стороны. Хорошо, что сейчас рабочее место гончара стало более оборудованным, чем несколько сотен лет назад: от брызг мастера и зрителей защищает пластиковый кожух, который надевается на круг. Да и сам круг не надо вращать: он снабжен педалью (подобные имеются у швейных машинок), с помощью которой можно снижать или увеличивать скорость вращения.

9.jpg

Василиса Портнова отщипывает от комка глины кусочек, плюхает его в центр вертящегося круга – для лучшего сцепления, за ним летит и сам ком. «Самое важное в этом процессе – отцентровать изначально этот кусок глины, чуть-чуть сдвинулся – и все разлетается, - делится секретами мастер. – Я не профессиональный гончар, но люблю это дело. Стресс очень хорошо снимает: бывает, волнуешься, расстраиваешься, а сядешь за глину – и как-то все спокойнее становится». Центровка - процесс довольно долгий: глина то превращается в высокий цилиндр, то сплющивается, вот нечто похожее на киргизскую юрту – и тут же на макушке «юрты» вырастает смешная такая пимпочка. «Вот так и оставьте», - смеются зрители. Портнова подхватывает шутку: иногда в незаконченности произведения есть своя прелесть, и этим приемом пользуются современные художники.

Плавные точные движения постепенно трансформируют глину: пальцы продавили дырочку будущего горлышка, стенки сосуда становятся тоньше, то расширяясь, то сужаясь – и перед нами такой привычный, классический горшочек для меда.

10.jpg

Параллельно Василиса Портнова рассказывает интересные истории из жизни глины и керамических изделий. Знаете ли вы, к примеру, что Диоген жил вовсе не в бочке, как принято думать в богатой деревом России, он обитал в огромном глиняном сосуде. А весьма популярные китайские чайники, которые кажутся литыми, на самом деле точно так же вылеплены на гончарном круге, а потом отшлифованы специальными металлическими скребками. Ну и терпение у жителей Поднебесной!

Вот наш горшочек совсем готов, его ловко снимают с гончарного круга, водружают на деревянную подставку – теперь ему предстоит высохнуть, покрыться краской или глазурью и отправиться в печь.

12.jpg

Тем временем каждый из присутствующих может попробовать свои силы в гончарном мастерстве. В первую очередь – преподаватели двух школ искусств из Нижневартовска – они специально приехали на мастер-класс, глиной занимаются вместе с детьми, но не гончаркой, а лепкой. И снова плюхается на круг круглый комок глины, его центруют в четыре руки: мастер и «подмастерье», и вот уже вроде все получилось, но одно движение – и незаконченное изделие слетает с круга. Это только кажется, что изготовить простой горшок легко и просто, на самом же деле надо сначала овладеть этим древним ремеслом. Ничего, ничего, все еще впереди.

14.jpg

Мастер-класс продолжается, появляются новые желающие испытать свои силы, а мы разговариваем со студентками второго курса отделения керамики.

«Нас многому уже научили за два года: могу лепить, формовать, отливать – база есть. Трудно ли? Если человек не понимает, ему будет трудно, но терпение и труд все перетрут. Мне нравится работать с глиной, ощущать ее запах, а результат – вообще иногда поражает. Бывают очень разные результаты, иногда не рассчитываешь, но в процессе обжига может произойти много чего интересного», - рассказывает Александра Артеменко.

Елена Шабаева - тоже второкурсница, и ей тоже нравится выбранная профессия, хотя выбор произошел достаточно случайно. «Я не ожидала, что сразу поступлю на «керамику», это было достаточно спонтанно, но я рада. Мне нравится сам процесс лепки, когда ты уже придумал, что будешь делать, - это большое удовольствие. В прошлом году мы лепили мифических животных, брали за образец древние изразцы и переводили их в объем. Это очень интересно, потому что животные стилизованные, и понятно, что на картинке зверь один, а в объеме – другой, он должен как-то стоять, держаться на месте. Надо было обдумать, как глина будет работать, и результат порадовал».

В мастерской – масса объемных бумажных эскизов, набросков, готовых изделий и каких-то загадочных, незавершенных, скрытых от посторонних глаз глиняных фигур. Творческий процесс продолжается.

 1.jpg

Другие новости в рубрике Культура

Добавить комментарий:

CAPTCHA