«Мы начали год триумфально». Югорские танцоры собрали в Сочи все награды

ТЕКСТ: Анна Резвова

ФОТО: из архива руководителя

«Мы начали год триумфально». Югорские танцоры собрали в Сочи все награды
Танец и актерское мастерство с пятилетнего возраста, развитие способности выразить себя как творческую личность - в течение многих лет театр эстрадного танца «Шоу-Карапуз» взращивает юные югорские таланты. Недавно воспитанники театра взяли творческим штурмом Сочи, забрав почти все главные награды VI Международного детского фестиваля-конкурса «Надежды Европы-2013». Корреспондент РИЦ встретился с бессменным руководителем театра эстрадного танца «Шоу-Карапуз» Оксаной Бойко. 

Не так давно эстрадный театр стал победителем конкурса «Надежды Европы». Расскажите об этом.

Конкурс проходил в дни зимних каникул, с 5 по 13 января, в городе Сочи уже в 16 раз. Он объединяет очень много коллективов, которые приезжают со всей страны, из дальнего и ближнего зарубежья. Ежегодно конкурс собирает друзей, чтобы обменяться творческими идеями, планами. Вообще, конкурс скорее представляет собой творческий лагерь. Вся структура фестиваля сосредоточена в санатории «Южное взморье», который находится прямо на берегу моря. Атмосфера располагает и к отдыху – но отдыхали мы мало, у нас был плотный график. Выступали часто, программа у нас была очень большая. Мы привезли на конкурс 37 детей. Впервые мы осмелились на такой шаг – собрать всех вместе и брать Сочи штурмом. Дети были от 7  до 18 лет. Три возрастных категории: 7-10, 12-14, 14-17. Было приготовлено 14 номеров. Они готовились в режиме нон-стоп, забыли, что такое выходные, праздники, игнорировали свободное время, плотно занимались постановкой новых номеров, работой над старыми. Мы их оттачивали – мастерство, композицию, работали над актерским мастерством. 

Конкурсная программа шла в течение девяти дней. Например, сегодня мы работаем одну номинацию – эстрадный танец, завтра - детский танец, затем современный. В каждой номинации мы показываем по одному номеру на первый тур. Создается интрига, когда жюри выставляют свои баллы и вывешивают их  на всеобщее обозрение на доске объявлений, начинается ажиотаж. Ты понимаешь, что не набрал нужного количества баллов и нужно выступить во втором туре так дерзко, с таким бонусом, чтобы жюри поняло, что ты достоин. Все это держало в напряжении, в состоянии стресса, волнения. Атмосфера была олимпийской, соревновательной. 

Мы привезли семь призовых мест, поскольку было семь номинаций. Пять дипломов лауреатов первой степени и два диплома второй степени – здесь не набрали немножко баллов. Это была очень удачная поездка. Важно, что мы начали год так триумфально.

Сколько уже существует коллектив и сколько наград за это время вы получили?

Коллектив существует десять лет. В этом году мы отметили юбилей. Стараемся каждый год выезжать на конкурсы, потому что, я считаю, это важно для определенного толчка, мотивации работать. Здесь мы варимся в собственном соку и не видим другие коллективы. Когда мы приезжаем на конкурс, мы варимся все на одной кухне. Затем на занятия дети приходят с серьезными намерениями, понимая, что и почему от них требуют, как к результату идти, как нужно бороться, трудиться. Таким образом, хорошо формируется культура сильного танцовщика.

Наград у нас накопилось много. Сейчас их уже некуда ставить, на полки они не вмещаются. 

Как я поняла, вы даете своим воспитанникам не только основы хореографии, но и актерского мастерства? Расскажите, почему выбрали именно такую политику?

На самом деле театр настраивает на глубокое развитие актерского мастерства, на думающего ученика, а не марионетку, которая повторяет движение. Они должны мыслить, как-то проявлять себя в пространстве как юные артисты. Позиционировать себя как людей с глубоким внутренним миром. В принципе, это характерно и для хореографического ансамбля, но слово «театр» - оно объемное, включает в себя много компонентов. Мы к нему приближаемся, это нас цепляет со всех сторон – драматургия, композиция. Каждая хореографическая постановка - это такой мини-спектакль, маленький фильм. Есть начало, развитие действие, есть финал. И когда ребенок проживает всю историю, он через всю композицию проводит некоторое театральное действие. Детский театр танца – это место, где дети могут развиваться полноценно, масштабно.

Насколько активны дети? Бывает так, что они предлагают свой вариант постановки?

Наши дети мне кажутся другими, они отличаются от тех, школьников, что с ними учатся. Они действительно активны, у них быстрая реакция. Они собранные, умные, умеют размышлять. 

Конечно, предлагают много интересных вариантов. Например, я предлагаю танцевальное движение, а дети говорят: «А давайте попробуем так». Я даю им возможность попробовать, посмотреть, ведь инициатива должна приветствоваться. Хотя бывают такие моменты, когда нет времени на размышления и приходится говорить: «Давайте завтра, а сегодня выполняем то, что я сказала». Но они пытаются себя заявить, и это хорошо.

Театр уже ставил мюзикл. Какие у вас планы на будущее, какие проекты нам ждать?

Да, мы активно начали развиваться в плане мюзикла. Но мюзикл подразумевает живое пение, то есть артисты должны уметь не только хорошо танцевать, но и петь. А когда мы используем фонограмму, получается, что мы обманываем зрителя. Мне кажется, это неправильно. С успехом мы поставили музыкальные спектакли «Незнайка», ремейк по художественному фильму «Мама». Сейчас, чтобы сделать снова такое грандиозное шоу, нужны деньги. Нужно записать фонограмму, оформить авторские права, плюс костюмы, режиссура. На пустом месте ничего не построишь.

Назревает идея поставить хореографический спектакль, потому что дети достигли определенной ступени мастерства. Они могут держать внимание зрителя, дышать с ним одним дыханием. Это хорошо, это значит, что мы можем брать и раскрывать образы. Еще пока не знаю как, но мы можем сделать это.

Коллектив у нас большой - более 100 детей. У нас уже получается так, что старшая группа – это те «карапузы», которые начинали историю нашего коллектива. Им сегодня 16, 17 лет, одной девушке даже 18. А малышкам, которые пришли в этом году, 4,5 – 6 лет. Есть сильная подрастающая младшая группа. Коллектив сильный, и из этой силы нужно что-то лепить.

Как дети могут попасть в коллектив? Есть какой-то отбор или принимаются все желающие?

Есть отбор. И очень важно принять ребенка с природными задатками. Гибкость от природы, пластичность, хороший шаг, красивое телосложение, такое чтобы ребенок красиво выглядел со сцены. Если этого всего нет, то очень сложно работать.  

А есть ли возрастные ограничения? Верхний и нижний порог?

Сейчас пропагандируют даже танцы для трехлеточек. Давно уже есть такая практика, и ребенка можно развивать и в этом возрасте. Мне, к сожалению, не хватает терпения. В пятилетнем возрасте у ребенка уже можно спросить, потребовать чего-то. Он уже может тебя адекватно воспринимать, понимать, что такое урок, что у него есть границы, и нужно в течение этого времени работать, быть здесь с педагогом. Конечно, не все дети собранные, все они разные. Но я считаю, что пять лет - оптимальный возраст.

О верхнем пределе тоже говорить сложно. Например, в современном танце, который сложился сейчас, можно приходить заниматься в любом возрасте. Это танец, который тебя раскрепощает, дает тебе свободу, это внутреннее исследование своего тела. Здесь границ нет, можно прийти в 30 лет и начать заниматься. А если мы занимаемся серьезно, готовим ребенка к выступлению на сцене, конечно, нужно заниматься с детства. Закладывать основу, азы, чтобы по этим «буковкам» он начинал складывать предложения, а к девяти годам стал асом. 
Другие новости в рубрике Культура

Фото по теме:

Добавить комментарий:

CAPTCHA