Открыть для себя Кандинского. В Государственном художественном музее – новая выставка

ТЕКСТ: Служба информации РИЦ

ФОТО: Артур Борисов

Открыть для себя Кандинского. В Государственном художественном музее – новая выставка

Сегодня в Региональном информационном центре ОТРК Югра прошла пресс-конференция, посвященная открытию выставки «Время Кандинского». Это 30 работ, среди которых графика известного абстракциониста Василия Кандинского и произведения немецких художников его эпохи, а также эскизы новой коллекции «KANDINSKIY» Ювелирного дома «MOISEIKIN».

Гости РИЦ - директор Государственного художественного музея Светлана Зонина, коллекционер и сопредседатель Европейского культурного клуба «Ферайн» (Германия) Ирина Стежка и генеральный директор Ювелирного дома «MOISEIKIN» Виктор Моисейкин - рассказали об этом значимом событии, а также о самом творчестве и искусстве.

Почему именно такое название и с чем она связано?

Ирина Стежка: «Время Кандинского» - это выставка, в которой мы показываем работы не только самого Василия Кандинского, но и тех людей, вместе с которыми он работал, дружил, вместе выставлял картины. И поскольку абстрактное направление в живописи и искусстве было особенно, может быть, революционным, ему было сложнее пробиваться, чем кубизму Пикассо и Жоржа Брака. Поэтому здесь мы показали работы, прежде всего, его друга Франца Марка, с которым он организовал самое известное объединение «Синий Всадник», и работы немецких художников экспрессионистов группы «Мост» - Пехштейн, Хеккель. Есть выбивающиеся из общего контекста работы – это так называемый Руссо-таможенник. Это человек, который действительно был таможенником и рисовал как примитивист. Его заметил Пикассо и пригласил участвовать в выставках. Есть даже одна работа из тех, что были в 1910 году на выставке Мюнхенского объединения, на которую Кандинский приглашал Пикассо, Руссо и Жоржа Брака. Думаю, будет интересно посмотреть на работы тех людей, которых он уважал, которых он воспринимал, но у них было немножко другое видение той же абстракции. Я думаю, это поможет воспринять по-другому и работы самого Кандинского.

Виктор Владимирович, у вас есть ювелирная коллекция, связанная с творчеством Ван Гога. Сейчас вы готовите коллекцию, связанную с Кандинским. Уже есть готовые произведения? И насколько сложно перевести одно произведение искусства в другое?

Виктор Моисейкин: Готовых работ нет. Мы работаем. Для меня важно найти средство выражения – как передать с помощью ювелирных средств абстракционизм, как передать эмоциональность цвета, как сделать так, чтобы доступные нам материалы максимально выражали идею и философию произведений Кандинского и в то же время были современны и выражали дух сегодняшнего времени. Потому что мы живем сейчас и создаем украшения для людей, которые живут в 21 веке.

Мне это очень интересно. В принципе, все, что я делаю – это открываю для себя мир. Я открыл для себя Кандинского.

А есть ли на выставке эскизы, если пока еще нет работ?

Виктор Моисейкин: Да, у нас представлены оригиналы-эскизы – то, над чем мы сейчас работаем. Потом, мне кажется, будет интересно увидеть, что получилось – как от плоскости перешли к объему. Художники идут, наоборот, – от объема к плоскости.

Светлана Николаевна, сколько будет длиться выставка и насколько она актуально для нашего региона?

Светлана Зонина: К сожалению, выставка будет проходить недолго - всего месяц, до 5 мая. Но, я думаю, выставка будет посещаемой, и все, кто успеет ее посмотреть, получат большое удовольствие. Я хочу отметить, что 2013 год – Год Музеев в рамках Культурной Олимпиады. Безусловно, наш музей планировал свою работу так, чтобы удивлять, удивлять и удивлять. И, наверно, самый важный проект, который подчеркивает достоинство нашей коллекции 19-20 века, - выставка «Время Кандинского». Поэтому хотелось бы, чтобы как можно больше жителей столицы округа посетили эту выставку. Для нас это большая честь.

Куда отправится эта выставка после Ханты-Мансийска?

Ирина Стежка: На эту выставку у нас большие планы. В этом году запланирована выставка в Калужском областном художественном музее, в Воронеже, в Белгородском музее изобразительных искусств. Каждый музей хочет, чтобы как можно больше людей ее успели посетить.

Есть ли в творчестве абстракционистов что-то, напоминающее о Югре, Сибири?

Ирина Стежка: Выставка абстракциониста Кандинского – это очень интересно. Вы слышали о Кандинском – можно посмотреть какие-то репродукции, можно найти какой-то материал в интернете. Мы показываем оригинальную графику – это офорты, литографии, но все прижизненные, то есть все делалось непосредственно художником, во-первых. Во-вторых, для Кандинского все представленные произведения имели большое значение, потому что свою абстракцию он сначала видел, апробировал в печатной графике. Тут постельное бельё текстильный каприз отвечающее лучшим стандартам качества при экономичной цене. И лишь потом, когда он понимал что получил, что хотел, делал большие полотна, переносил свои абстракции в живопись. Поэтому то, что мы видим, можно сказать, кухня художника – то, что он хотел, то над чем он работал, то к чему он стремился и то, чего он достиг.

То, что мы видим, - уникальные работы. Например, работы 1911 – 1913 года – те самые первые гравюры на дереве, которые он издал под названием «Звуки». Он говорил, что для него искусство изобразительное - то же самое, что искусство музыкальное. Каждый цвет – это отдельный звук. И многие люди воспринимают его работы как музыку. Где-то это симфония, где-то это сольное произведение.

Я думаю, это выставка будет интересна с точки зрения познавательности, и с точки зрения того, что сейчас абстракция имеет очень большое значение. Одни люди покупают абстрактные работы в свои интерьеры, другие покупают и вешают абстрактные постеры. Потому что абстракция – это, действительно, как говорил Кандинский, как музыка, которая реально создает нам настроение, помогает сосредоточится на том, что нам близко, и видеть в этой работе то, что вам хочется увидеть.

Сколько работ Василия Кандинского представлено в экспозиции и какие страны повидали эту выставку до Ханты-Мансийска?

Ирина Стежка: Всего представлено около 30 работ, из них 15 – это работы Василия Кандинского, остальные –  картины тех художников, с кем он выставлялся, с кем работал. Эти работы я привезла из Германии. В России была только одна выставка - в городе Заречный Пензенской области. Вообще, выставки Кандинского проводят довольно часто в Европе, потому что он интересен всем. Россияне называют его русским художником, немцы – немецким, а в конце жизни он жил во Франции. Поэтому Кандинский очень популярен, да и в целом, русский авангард, являясь визитной карточкой русского искусства, популярен в Европе.

Следующий проект уже не связан с Кандинским?

Светлана Зонина: На следующий год ко Дню музеев мы готовим совместный проект по произведениям художника Бакста. Можно сделать очень интересный сценарий мероприятий вокруг этой замечательной выставки. По замыслу, все мероприятия выстраиваются вокруг одной экспозиции, в том числе будут театрализованные мероприятия, показ моделей. Здесь много вариантов. Будут представлены эскизы Бакста к сезонам русского балета, например, эскиз костюма Клеопатры.

Ирина Стежка: Возвращаясь к теме, мы достигли договоренности с телерадиокомпанией «Югра» организовать выставку для детей, которая пройдет в сентябре. Это уникальный проект, где будут выставлены оригиналы иллюстраций к детским книгам. Акварели, рисунки, живописные работы Хлебникова, Токмакова, Билибина, Добужинского, Митрохина. Мы покажем еще уникальные немецкие книжки позапрошлого века с раскладными картинками.

Кроме коллекции Кандинского, что вы еще коллекционируете и по какому принципу?

Ирина Стежка: Коллекционированием я занимаюсь около 30 лет. По профессии я журналист, когда-то писала о художниках, мне дарили какие-то картины, потом я стала покупать и собирать работы наших художников. Когда я переехала в Германию, то там я стала интересоваться европейским искусством и особенно авангардом, в частности, Натальей Гончаровой, Михаилом Ларионовым, Бакстом, работами Кандинского и Марка Шагала. Я считаю, что настоящий коллекционер – этот не тот, кто просто собирает и прячет, а тот, кто показывает, потому что вот это счастье – поделиться. Это очень важно в жизни.

Сколько проходит времени от эскиза до воплощения?

Виктор Моисейкин: Я об этом не задумываюсь, я делаю и получаю от этого удовлетворение сам. Надеюсь, что наши работы принесут, в первую очередь, эмоции. Я ищу то, что может меня вдохновить и потом вдохновит женщину, которая наденет украшения. Чтобы это было не безликое украшение, чтобы оно выражало разные эмоции. На каждую работу уходит разное время. Над коллекцией «KANDINSKIY» мы работаем уже три года. Вот вчера я закончил проект, над которым работал в течение семи лет. Я не заметил, как пролетели эти годы, так что время - это относительный фактор. Надо просто делать, делать и делать.

Другие новости в рубрике Культура

Добавить комментарий:

CAPTCHA