Павел Потапов: «Пусть дети в театры ходят, а не в «стрелялки» играют»

ТЕКСТ: Николай Туманов

ФОТО: Артур Борисов

Павел Потапов: «Пусть дети в театры ходят, а не в «стрелялки» играют»

2014 год объявлен в Югре Годом культуры. В перечне его событий  - более 120 мероприятий для всех возрастов. 

В Международный день кукольника Ханты-Мансийский театр кукол отметил  новоселье в жилом доме по улице Ледовая, 5. Чем живет коллектив самого детского театра города сегодня, какие планы связывает с новым зданием, корреспонденту РИЦ рассказал директор театра кукол Павел Потапов.

- Павел Николаевич, насколько важным для коллектива театра стало появление собственной площадки?

- За шесть лет существования театра это уже пятый переезд.  Я говорю об этом постоянно, что существует понятие сакральных мест. И в отношении театра есть такое понимание: атмосфера, которая складывается в здании, непосредственно влияет на творчество. Мы в очередном здании находимся с октября 2013 года, и   уже здесь  сложилась своя микроатмосфера. Человек  вряд ли будет вкладывать в обустройство места силы, если знает, что через полгода или год надо будет уезжать.

Так и для коллектива театра очень важно наличие домашней сцены, дома. Хотя мы немного играем ва-банк, потому что никто нам официально  или какой-то бумагой не подтвердил, что это помещение будет нашим. Ну, может быть,  деньги дадут на следующий год на аренду. Но это всегда чревато тем,  что владелец может прийти и сказать: ну вот - все;  и опять в очередной раз придется собирать скарб, выезжать, к чему-то привыкать. А ведь и зритель привыкает к определенному месту, и это тоже фактор, который играет нам на руку. Потому что современный зритель - занятой человек, ему выяснять, где в данный момент находится театр кукол, честно говоря, совсем не интересно. Он привыкает, что мы проводим спектакли в КТЦ «Югра-Классик»,  и идет туда. Зритель видит, что на афише написано:  Ханты-Мансийский театр кукол, значит - КТЦ.

- Новая площадка в жилом доме достаточно приспособлена к вашему творчеству?

- Дело в том, что это помещение было арендовано как репетиционный зал, это мы ее уже так оборудовали, что малоформатные спектакли вполне можно проводить на ней. А вообще по этому поводу у нас есть много предложений:  рядом находится магазин автозапчастей, и если все это выкупить, то на какое-то ближайшее время -  на 5-10 лет -  мы будем обеспечены сценой. Да, пусть она небольшая, но мы можем здесь сделать 50 посадочных мест, что для театра кукол нормально, хотя, конечно, для кассы это немного. Тем  более опыт многих театров кукол показывает, что не мы одни такие, кто находится на первых этажах жилых зданий.

- То есть это нормальный опыт, который имеет право на существование?

- Я не скажу, что он нормальный, но он есть. И мы в нем не первопроходцы.

- Что позволит сделать  эта сцена с точки зрения появления новых постановок в репертуаре театра?

- Мы в любом случае попытаемся таким образом выстроить свой репертуар, чтобы большую часть постановок перенести сюда, на эту площадку. Но дело в том, что некоторые уже созданные спектакли изначально были рассчитаны на помещения КТЦ «Югра-Классик» и мы их сюда технически перетащить не сможем. Они сделаны под параметры той площадки. Там гораздо большая высота потолка, да и вообще больший объем площадки. Поэтому такие спектакли как «Наши сказки», «У самого синего моря», «Заяц, лиса и другие...», скорее всего, останутся в КТЦ. Но вот эта площадка позволяет нам перейти к такому малому жанру, к которому относится спектакль «Теремок».

«Теремок» - это постановка для самых маленьких зрителей. Такая потребность возникла, когда мы увидели, что к нам приходят мамочки уж с совсем маленькими детьми - 1,5—2 года. Хотя психологи рекомендуют посещать театр с детьми с 4-х лет, но сейчас есть мнение, что можно и с трех лет. Но  к нам ведут чуть ли не грудничков. Дети разные в плане усидчивости, восприимчивости, поэтому мы сразу предупреждаем, что если резко погаснет свет, начнется громкая музыка, кто-то из малышей может испугаться. Поэтому «Теремок» мы сделали специально таким средствами, чтобы не напугать детей,  это главное.

В постановке задействована одна актриса, у нее хорошие, мягкие куклы. Она работает практически с каждым ребенком. У нас здесь 35 посадочных мест, то есть получается 15-16 детей. И знаете, такая замечательная, удивительная семейная атмосфера здесь возникает! Мы еще разбрасываем подушки, и некоторые дети, которые не хотят сидеть на скамейке, берут подушки, бросают на пол, садятся, родители тоже иногда перебираются на пол. И поэтому спектакли формата «Теремок» мы  собираемся и дальше проецировать на эту площадку.

- У вас режиссеры меняются очень часто. К примеру, одной из последних постановок «Самый длинный червяк» занимались сами?

- Я сам по образованию режиссер, но другое дело, что я не кукольник. А в ходе процесса работы понимаешь, что кукольный режиссер - особая специализация. Как-то я отдавал своего сына в хоккей заниматься. Ему тогда было 6 лет. Сыну так нравилось кататься на коньках, а он с тренировки по хоккею приходит расстроенный и говорит: «Пап, а зачем еще и клюшка?»  Так же и здесь: вроде разобрали сцены с актерами, а потом вспомнили -  у нас же еще и куклы есть.

Но что касается режиссера, то отношения у нас не складываются за эти пять лет  с главным режиссером. А я в этом отношении упертый, хотя мне многие говорят, что люди работают и без главных режиссеров, приглашая их на разовые постановки. И, кстати, многим так удобнее работать. Ведь главный режиссер - это ответственность, причем не столько за репертуар, сколько за коллектив, чтобы он был единым, цельным, работоспособным организмом. Но, я так понимаю, что главный режиссер – это особый психологический склад характера. К сожалению, с этим у нас не заладилось. Спектакли получаются хорошие, а коллектив при этом разваливается.

- Но сейчас уже есть устоявшийся коллектив актеров?

- Есть, по крайней мере, два человека, которые работают уже пять лет, один человек - Оля Сидоренко у нас  1,5 года, остальные пришли год назад. И, в общем-то, я откровенно говорю ребятам, что сначала мы к ним присматриваемся: насколько они профессионально способны, коммуникабельны. И по итогам годовой работы посмотрим - продолжать нам сотрудничество дальше или нет. Но работа по привлечению сюда специалистов ведется. Мы поедем в конце апреля в Екатеринбург, там сейчас выпускается курс кукольников. Я уже махнул рукой на Ярославль, Нижний Новгород, Санкт-Петербург -  артисты оттуда неохотно едут за Урал.

- Есть понимание у власти необходимости существования такого театра в городе?

- На словах понимание существует. Вряд кто позволит себя высказать крамольную мысль, что театр для детей в городе не нужен. Тем более в таком динамично развивающемся городе, я имею в виду, демографическую ситуацию: летом  выйдешь на улицу - кругом одни детские коляски. Но были предложения реструктуризировать  театр, точнее, возникала мысль по поводу внедрения нас в структуру КТЦ. Но я сразу сказал, что если нас туда втолкнуть, мы перестанем быть профессиональным театром, а будем коллективом КТЦ,  сразу потеряем статус тетра  и будем исключены из реестра российских театров. А это влечет за собой катастрофические последствия - мы как профессиональный коллектив просто умрем. Но, слава Богу, мои слова дошли до ума и до сердца ответственных лиц. А что касается самого помещения, тут сложно сказать, у меня ощущение, что о том, что театр для детей нужен, знаем мы с вами и еще Президент РФ. Почему он? Потому что буквально два месяца назад в Пскове на Совете по культуре президент сказал, что пусть дети в театры ходят, а не в «стрелялки» играют. Но пока  получается, что театр для детей не избалован вниманием.

- Но у вас же есть преданный зритель?  

- В этом отношении театр кукол в  гораздо более  привилегированной ситуации, чем другие театры. Да, спектакли у нас идут очень долго, но ведь и дети подрастают. Те, которые пару лет назад были грудничками, им сейчас уже три года. Волна идет, и нехватки в зрителях у нас нет.

Другие новости в рубрике Культура

Добавить комментарий:

CAPTCHA