Слияние с природой. Уникальный сельский музей рассказывает о самобытности народа ханты

ТЕКСТ: Сергей Игнатов

ФОТО: автора

Слияние с природой. Уникальный сельский музей рассказывает о самобытности народа ханты
Музей природы и человека в деревне Русскинская поистине уникален. Его экспозиции наиболее полно представляют природное богатство Сургутского района, знакомят с уникальной культурой тром-аганских ханты, раскрывая вековую связь человека и природы. Уникальность музея еще и в том, что создан он энтузиастом Ядрошниковым Александром Павловичем, знатоком удивительного мира природы и хранителем культуры народа, живущего в этом суровом краю. Сейчас под крышей небольшого здания собралось более 3 тысяч экспонатов - тесновато. Скоро музею предстоит новоселье: по словам главы сельского поселения Русскинская Анатолия Прасолова, новое здание практически готово к приему экспонатов, осталось только утвердить внутренний дизайн. Переезда ожидают с нетерпением, поскольку своих собственных площадей уже явно не хватает.

По проекту новый музей будет представлен одноэтажным зданием площадью 1700 квадратных метров, почти половину займут залы экспозиций. Кроме выставочных залов в музейном комплексе появится хранилище, мастерская, детская «Комната открытий» и видеокафе.

Сейчас экспозиции музея, размещенные в залах и примузейной зоне, состоят исключительно из местного материала и представляет два направления: природа и этнография.

Познакомиться с  миром природы Сургутского Приобья позволяет уникальная зоологическая коллекция, а композиционные  решения позволяют представить отношения  в мире животных. В зале природы посетители как будто просматривают картинки живой природы: ток глухарей, коварную рысь, мощную росомаху на охоте, полярного волка, впившегося острыми клыками в шею оленя, неравный бой медведя с охотником-ханты, забавы маленьких медвежат.

У каждого экспоната своя история: какого-то представителя животного мира  принесли ханты, какого-то браконьеры убили ради забавы и бросили в тайге, где его нашли охотники и принесли в музей. Есть и такие животные, которых необходимо было обезвредить, так как они мешали человеку вести хозяйство и угрожали его жизни. Так, к примеру, был обезврежен орел, который любил полакомиться молодыми оленями, тем самым нанося ущерб оленеводам.

Экспозиция этнографического зала  рассказывает о традиционной культуре тром-аганской локальной группы восточных ханты – целом мире взаимодействия человека с окружающей средой. Здесь представлены материалы как бытовой, так и духовной культуры ханты. В музее нам рассказали, что медведь для народа ханты является священным существом, поэтому к этому животному коренные жители Тром-Агана относятся с большим уважением. По хантыйской легенде, в стародавние времена медведь имел облик красивого молодого человека, который жил на небе, но юношу все время влекла земля, и по разрешению своего отца он однажды спустился на землю, чтобы узнать о жизни обитателей югорской земли и заодно поохотиться. Во время охоты молодой человек познакомился с красивой девушкой из рода ханты, влюбился в нее, и от этой большой любви у них появился ребенок, который и стал первоначальным предком народа. Отец, узнав о непослушании сына, превратил его в медведя. С тех пор ханты, убивая медведя, считают, что душа молодого человека возвращается на небо.

Практически все экспонаты зала человека - действующие, в том плане, что они не изъяты из культуры как уже отслужившие предметы, а имеют и сегодня свою историю в культуре коренного населения. Так, голова медведя - одного из центральных культовых божеств ханты - представляет интерес не только для посетителя музея как экспонат, но и для самих ханты как предмет поклонения, как божество. Часто в здании музея перед головой медведя проходят гадания, иногда лечение больных. Большинство предметов одежды, представленных в музее, также вполне вписываются в «живую» культуру ханты - они используются по своему первоначальному назначению на праздниках, проводимых в деревне Русскинская. Предметы охоты и ловли рыбы: капканы, луки, черканы, мордушки - также являются рабочими и при необходимости могут быть использованы как орудия труда прямо сейчас.

Рассказывая о музее, нельзя не сказать и об его основателе Александре Ядрошникове. Большая половина всех экспонатов создана его руками, поэтому не зря музей носит его имя. Жизнь Александра Ядрошникова изначально не была связана с Сибирью. Он родился в июне 1940 года в Кирове. Там же окончил школу и решил связать свою судьбу с природой. Александр поступает в Иркутский охотоведческий техникум на пушно-меховое отделение. В 1967 году молодой специалист Ядрошников по распределению приезжает в сибирскую глубинку, в деревню Русскинская, и его ставят на должность охотоведа промыслово-охотничьего хозяйства. Здесь же Александр Павлович встретил свою будущую жену Людмилу Алексеевну. В начале 70-х годов охотовед увлекается таксидермией. А в середине 70-х годов у него накопилась уже немалая коллекция. Поскольку характер работы Александра Павловича был связан с коренным населением, то традиции, обычаи, быт ханты стали для него, некогда жителя центральной России, ясны и понятны.

«У каждой композиции своя история, - рассказывает Александр Павлович. – Вот, посмотрите на этих двух полярных волков. Они в нашей природе не живут, пришли с Ямала и начали массово уничтожать стадо оленей у одного из родов ханты. Местный охотник из-за труднодоступности здешних лесов долго охотился на незваных пришельцев, и только весной по насту ему удалось выйти на логово хищников и застрелить их. Таким образом волки попали в наш музей, а мне лишь оставалось сделать из них красивый экспонат, который пользуется повышенным интересом у многих посетителей».

На создание каждой натуралистической композиции уходит немало времени, на реализацию волчьей экспозиции, например, у Александра Павловича ушло около месяца.

«Это адски кропотливая работа» - говорит он и  тут же добавляет: - Но у меня в задумках еще много композиций, жизни бы хватило, чтобы все воплотить».

«Александр Павлович, как вы задумываете свои композиции, как возникают образы»?

«Я когда-то работал егерем, - рассказывает создатель музея, - многие образы мною увидены в живой природе. С годами, отойдя от охотоведческой работы, я кое-что стал подзабывать и сейчас мне приходится обращаться к различным журналам и фильмам, но сразу скажу, у меня нет ни одной похожей композиции. Я сначала делаю наброски рисунков, а затем только начинаю воплощать задумку».

В год Русскинский музей принимает до 12 тысяч посетителей.  Здесь организуются выставки, проводятся образовательные программы, которые представляет культуру Сургутского района и Югры не только в России, но и за рубежом. Научная библиотека, фильмотека, детские программы,  интерактивные и обзорные экскурсии пользуются также  большой популярностью среди посетителей. Музей всегда рад поделиться со своими гостями багажом накопленных знаний и ждет новых интересных встреч в музейных залах.
Другие новости в рубрике Культура

Добавить комментарий:

CAPTCHA