Алексей Каспржак: «Из стратегии развития должно быть понятно, как изменится жизнь к 2030 году»

ТЕКСТ: Служба информации РИЦ

Алексей Каспржак: «Из стратегии развития должно быть понятно, как изменится жизнь к 2030 году»

В Югре продолжается обсуждение стратегии социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года. Свою оценку этому документу дал проректор НИУ «Высшая школа экономики» Алексей Каспржак, участвовавший в разработке стратегии в качестве эксперта. РИЦ приводит фрагменты его выступления.

kasprjak.JPG"Работа выполнена абсолютно качественно, это серьезный продукт, который позволяет выстроить любую стратегию, любую целевую программу, в нормальном режиме управлять бюджетом региона с точки зрения целей, задач, показателей эффективности реализации бюджета и т.д. Я не буду останавливаться на позициях, связанных с ТЭКом. Аналитика в части ТЭКа качественна, она увязана с федеральной политикой, и в этой связи здесь сложно ставить под сомнения те прогнозы, которые были сделаны.

Есть другой вопрос, который хочется задать в тот момент, когда ты смотришь на стратегию развития Ханты-Мансийского округа. Вот я уже не первый раз приезжаю сюда. Я понимаю, что Югра - отдельный субъект Российской Федерации, но это еще и определенный образ жизни. И как изменится этот образ для людей в связи с реализацией стратегии, что человек получит нового, как он изменит свою жизнь вот этого как раз мы в своих замечаниях представляли, мы, к сожалению, этого не видим. И мы об этом многократно говорили. В настоящий момент происходит доработка стратегии, это заметно: меняются цифры, меняются задачи, - и мы рады тому, что нас слышат.

Еще один вопрос ставит сегодня само население Югры, которое привыкло к определенному темпу роста доходов на душу населения, и эти темпы в 2008-2011 году соответствуют тем темпам роста доходов, которые заявлены в оптимистическом сценарии до 2030 года. Я не уверен, что именно этого ждет население с точки зрения стратегии региона и с точки зрения его целевых установок.

В этой связи нами представлены замечания по всем направлениям. В основном, они касаются 2-х проблемных точек. Первое: сценарий работы с ТЭКом. Как будет работать ТЭК и какие доходы сегодня от ТЭКа будут приходить в Югру? Безусловно, эта отрасль важны для Югры. ТЭК ничто не заменит, и в этом мы абсолютно согласны с разработчиками. Здесь важно понять, чем будут замещаться высвобождающиеся кадры - в прогнозе этих кадров не так много. Сегодня уровень безработицы в Югре в 2 раза ниже, чем в России в целом, примерно, по данным 2011 года, 0,9 к 1,9. Прогноз же говорит о высвобождении кадров в результате возможного снижения уровня добычи. По большому счету, мы и этим людям должны ответить, чем они будут заниматься. В этой связи нам кажется, что можно говорить об инерционности: все ориентированны на ТЭК, и никто не представляет нового вектора с точки зрения роста инвестиций в основной капитал других отраслей экономики. Нам кажется здесь есть принципиальная развилка для правительства по принятию решений об инвестициях.

Вторая принципиальная развилка связана с человеческим капиталом. Нам кажется, что этот термин вообще, по большому счету, не присутствует в стратегии и собственно человека за этой стратегией не очень видно. Поэтому основные наши рекомендации в части доработки стратегии направлены на бюджетный сектор, на социальную сферу, на изменение бюджетной политики, на учет демографических тенденций и т. д.

В части человеческого капитала нам хочется обратить внимание на следующее. Первое - социальный сектор. Логика всех сценариев выглядит следующим образом: от сценария к сценарию мы будем чуть больше, либо чуть меньше, увеличивать расходы на социальный сектор. Правильно ли это? Мне кажется, социальный сектор в Югре перекормлен, по сравнению с другими субъектами РФ. Я специально говорю таким не очень парламентским термином: в силу избыточного ресурса социалки конкуренция за ресурс в ней не происходит, потому что конкуренция возникает только когда этого ресурса недостаточно. Сегодня социальный сектор представлен как сектор затратный, и все потребности, насколько их удовлетворяет ТЭК, будут удовлетворены. Нам же представляется, что к социалке можно отнестись и немножко по-другому. Сегодня в рамках реализации 83-го Федерального закона есть много возможностей по вводу негосударственного сектора в госзаказ, например, предоставление социальных услуг. Это позволяет создать в существующих расходных обязательствах зону нового развития экономики, которая может потреблять высвобождающиеся кадры, может справляться с возможными проблемами в экономике региона. Нам представляется, что это можно учитывать, и в этой связи можно предположить, что за счет бюджетных расходов можно дать ростки этой экономике в регионе.

Следующий аспект - оценка ситуации по внутренней миграции, фактически по уровню мобильности населения. В данном случае мы не оцениваем стратегию передвижения населения внутри региона, нас интересует, как именно будет развиваться социальная сфера, будет ли человек получать услуги из всего округа, или он будет получать услуги только отдельно взятого муниципалитета и вы будете дальше насыщать комплексом услуг каждый муниципалитет и пытаться обеспечить его и кадровым потенциалом в том числе.

Мы занимаемся стратегией Москвы и других регионов, нам есть с чем сравнивать. Но нам кажется, что необходимо сделать этот документ более живым, более обращенным к человеку. Из этого документа человек должен понимать, что улучшится в его жизни в столь длинный период. Нужно также сделать этот документ немножко более оптимистичным - тем способом диверсификации экономики, который сегодня уже существует. На это есть предпосылки, и к этому есть определенные усилия. Думаю, что сегодняшние мероприятия по публичному обсуждению этой стратегии - это еще один вклад в копилку создания качественного документа, который будет стратегией социального развития округа".

Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA