Авиабилеты не подешевеют. Алексей Вторушин: «Это объективная экономическая реальность»

ТЕКСТ: Наталья Игнатова

ФОТО: Сергей Игнатов

Авиабилеты не подешевеют. Алексей Вторушин: «Это объективная экономическая реальность»
Появятся ли в Югре новые аэропорты, что будет со стоимостью билетов, могут ли суда на воздушной подушке конкурировать с самолетами? Накануне 90-летия гражданской авиации директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Алексей Вторушин рассказал о перспективах развития авиации в округе. 

Начиная пресс-конференцию РИЦ, Алексей Михайлович поздравил с профессиональным праздником всех работников отрасли, а их в Югре немало: «Сегодня авиационная отрасль округа – это почти 5 тысяч работающих, кроме того, в компании «ЮТэйр» работает около 15 тысяч человек. Надо сказать спасибо авиаторам округа за то, что они сохранили эту отрасль. Наверно, нигде в России так, как в Ханты-Мансийском округе, не развиты внутренние авиационные перевозки. На территории округа действует 10 аэропортов, 4 из них – в окружной собственности. Внутри округа выполняется 27 межмуниципальных рейсов, 38 внутримуниципальных, 10 межрегиональных. Это мощный производственный комплекс, значительная часть населения, особенно удаленных районов, зависит именно от состояния отрасли, поэтому правительство округа уделяет большое внимание ее надлежащему состоянию, - подчеркнул Вторушин. – Видя это отношение, авиакомпании с удовольствием сотрудничают с округом, сегодня у нас работает около десятка авиакомпаний. Ключевой, конечно, является «ЮТэйр», но есть авиакомпании из других субъектов РФ: Томска, Новосибирска». 

В каком направлении планируется развивать малую авиацию в округе?

Задачей департамента и окружной целевой программы развития  транспортной системы округа, которую мы реализуем, является обеспечение транспортной доступности. Исходя из этой задачи и объемов перевозок, необходимых населению, формулируем оптимальные схемы маршрутов, в том числе и с использованием в перспективе малой авиации, которая должна стать существенной частью всего авиационного комплекса. 

Малая авиация позволяет более гибко организовать маршрутную сеть, но требует значительных затрат по ее содержанию. Кроме того, надо понимать, что инвестиционный цикл в отрасли – один из самых длинных в экономике – эксплуатация самолета запланирована на 20-25 лет, на такой срок привлекать средства для модернизации парка авиакомпаниям очень тяжело.  Эта отрасль - одна из самых сложных, здесь нужно понимать и социальную значимость, и коммерческую составляющую для авиакомпаний,  и вопросы безопасности, и возможность людей безопасно передвигаться по территории. На стыке этих четырех вопросов и находится решение.

В данный момент мы рассматриваем возможности приобретения самолетов Л-410, авиакомпания «ЮТэйр» уже перешла на использование этих самолетов внутри округа, планирует с их помощью повысить гибкость маршрутной сети и расписания, подстроив его под нужды населения в зависимости от пиков спроса. До конца 2013 года компания планирует запустить 3 самолета Л-410. Плюс к этому, можно отметить как позитивный результат 2012 года приобретение компанией «СКОЛ» самолетов Cessna Caravan – у них есть серьезная перспектива по обеспечению  транспортной доступности. Сейчас смотрим, как в уже имеющуюся маршрутную сеть вписать эти самолеты. У нас есть порядка 15 перспективных направлений, с другими субъектами федерации всерьез обсуждается организация новых рейсов на Уфу, Салехард, Томск, Новосибирск – серьезные перспективы внедрения малой авиации.
 
Не секрет, что многие жители Ханты-Мансийска предпочитают вылетать из Тюмени или Екатеринбурга, стоимость перелета откуда дешевле. Как можно снизить стоимость билетов, не планируется ли заход какой-то новой компании, развитие конкуренции?

На эту тему мы неоднократно разговаривали с авиакомпаниями. По большому счету, сложившаяся тарифная политика кампаний оптимальна. Человек, принимая решение, откуда ему лететь, исходит из двух компонентов: цена и скорость передвижения: либо время позволяет добраться до Тюмени и улететь за небольшую сумму, либо прямо сегодня, в течение трех часов, необходимо оказаться в другом городе, и он готов заплатить дороже. «ЮТэйр» - компания достаточно гибкая, ориентирует на раннее бронирование, цена приобретения билета за 60 дней и за 2 дня до вылета кратно меняется. Серьезных изменений в тарифной политике я не ожидаю. Надо понимать, что, если из Тюмени в Москву рейсов больше, загрузка большая, то из Ханты-Мансийска такого трафика не будет, поэтому цена все равно будет выше, это объективная экономическая реальность.

Не испытывает ли авиация Югры кадрового голода? Где можно выучиться на бортпроводника или летчика?

С бортпроводниками – минимальная проблема, авиакомпании готовят их самостоятельно, ориентируя на корпоративные стандарты качества. Остальные кадры в отрасли – проблема серьезная. Более того, значимость проблемы была обозначена на федеральном уровне, где представители окружного правительства выступали с докладом. Мы до сих пор эксплуатируем трудовой потенциал, сохранившийся с советских времен. Из четырех аэропортов в двух просто нет исполнительных директоров – есть определенные квалификационные требования: стаж в отрасли, профессиональное образование, опыт хозяйственной работы. К сожалению, люди такого уровня в масштабах страны – на вес золота. Надеюсь, что федеральное правительство услышит призывы отрасли и обратит на это серьезное внимание. 

Ряд аэропортов в муниципалитетах за последние несколько лет был передан в окружную собственность. В каком они состоянии, что уже сделано для их модернизации, что предстоит?

У нас в регионе высока значимость авиационных перевозок, сохранение аэропортов – это и вопросы безопасности населения. За годы, прошедшие с начала перестройки, у нас все аэропорты сохранились, только 2 или 3 перестали функционировать, но если будет такая возможность, мы их восстановим. Всем аэропортам оказывается поддержка, правительство субсидирует основную часть расходов, что косвенно позволяет авиакомпаниям снижать стоимость билетов. Всерьез рассматривается вопрос передачи в окружную собственность аэропорта города Белоярский – для города это ключевой транспортный объект. Сегодня нам нужно совместно с Газпромом, вторым собственником, проработать перспективы дальнейшего развития аэропорта. 

На выходе – концепция по управлению аэропортовой деятельностью, все аэропорты должны быть увязаны в единый организационный комплекс, будут взаимосвязаны и за счет этого будут перераспределять и оптимизировать затраты. Главная задача – сохранение аэропортовых комплексов. Кроме того, за счет окружного бюджета постоянно закупаются средства защиты, производятся реконструкции и капитальные ремонты. На этот год в окружном бюджете запланировано 150 миллионов рублей на ремонт взлетно-посадочной полосы в Нягани. Сегодня этот аэропорт пока еще стагнирующий, но есть задача, и мы ее обязаны решить: вывести его на уровень безубыточности. 

Какова дальнейшая судьба аэропорта в Нефтеюганске?

Аэропорт потерял значение: сегодня держать еще один аэропорт в пределах 50 километров от Сургутского экономически нецелесообразно.  В принципе, в качестве дополнительной базировки будем его рассматривать. 

Предполагается ли строительство новых аэропортов и увеличение внутренних перевозок в Югре?

Есть у нас большое желание, чтобы маршрутная сеть была хоть чуть-чуть приближена к той, что была в советское время. Но ключевым остается вопрос сертификационных требований, которые предъявляются к аэропортам. Поручение, данное председателем правительства Медведевым на совещании в Новосибирске, имеет большое значение для развития малых аэропортов: планируется перейти от сертификации 15 различных направлений к единому сертификату, удлинить срок его действия, упростить требования. В этом случае у нас есть перспектива удвоить количество аэропортов, которые будут принимать самолеты малой авиации. 

Могут ли суда на воздушной подушке создать конкуренцию малой авиации? 

Да, по большому счету, эти суда внесезонные. С учетом их стоимости, мы хотели бы отказаться от многих вертолетных рейсов, суда на воздушной подушке кратно могли бы снизить расходы. В течение 2012 года мы совместно с Сибирским автодорожным институтом сделали комплексный анализ всей маршрутной сети всех видов транспорта округа, в первом квартале будут выработаны предложения по оптимизации этой маршрутной сети с учетом взаимоувязки сквозных маршрутов. 

Создается сайт, полностью посвященный работе транспортного комплекса округа. Когда туда будут занесены актуальные расписания всех видов транспорта, там появится возможность создания сквозных маршрутов. В вопросах транспортной доступности вид транспорта становится факультативным вопросом, человек, пользуясь любым видом транспорта, должен добраться из одной точки в другую за приемлемое для него время. Где возможно, будем уходить от дорогих вертолетных перевозок на более дешевые. 

Но суда на воздушной подушке – эксклюзивный товар, они производятся на заказ. К сожалению, количество и пассажировместимость тех судов, которые нам нужны - более 30 мест, пока еще не сертифицированы. Сегодня у нас 7 судов есть, но они устаревшей конструкции, они не являются всесезонными. 

Планируется ли появление новых маршрутов в этом году?

Мы рассматриваем рейсы: Урай-Нягань, Урай-Советский, Белоярский-Екатеринбург, Березово-Екатеринбург, Игрим-Нягань, Игрим-Советский, Саранпауль-Нягань. В первую очередь, хотелось бы развить стагнирующие аэропорты, чтобы люди получили новые возможности попасть из одной точки в другую. Если мы определимся на основании разработок Сибирского института с  маршрутной сетью, у нас будут транспортные хабы, мы должны организовать в них подвозку людей. Например, на территории западной части округа город Советский мог бы стать таким универсальным хабом, там есть и железная дорога, и автомобильная, которая достаточно активно реконструируется и скоро получит выход на Свердловскую область, и аэропорт в достаточно хорошем состоянии.  

Это приведет к повышению объемов перевозок и транспортной доступности населения. В общей сложности мы за прошлый год перевезли на воздушных судах 1,3 млн пассажиров, из них около 200 – внутриокружное сообщение. Рост пассажирооборота – около 1,5 – 2%. Если мы сможем реализовать комплекс всех мероприятий, хорошие перспективы для развития у отрасли есть.
Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA