Бумажная волокита. Предприниматели Югры обсудили проблемы бизнеса

ТЕКСТ: Анна Резвова

Бумажная волокита. Предприниматели Югры обсудили проблемы бизнеса
В Ханты-Мансийске состоялось первое в 2013 году заседание совета по развитию малого и среднего предпринимательства в округе, которое провела губернатор Югры Наталья Комарова. В нем приняли участие представители исполнительных органов власти автономного округа, бизнеса и общественности.

«С начала 2010 года и на начало текущего количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Югре увеличилось в 1,8 раза и достигло почти 84 тысяч единиц (с учетом индивидуальных предпринимателей). Объем их финансовой поддержки за 2012 год составил свыше 2,3 миллиардов рублей, что в сопоставлении с 2011 годом на 46% больше. По состоянию на конец 2012 года все целевые показатели программы, рассчитанные на данный период ее реализации, были достигнуты в полном объеме. А по ряду направлений - плановые значения были превышены. Так, например, объем продукции, реализованной малыми инновационными компаниями, составил порядка 608 миллионов рублей - мы ожидали 250 миллионов рублей. Коэффициент привлеченных средств на один бюджетный рубль финансирования составил 1 к 13, что в полтора раза выше плана», - отметила в начале совещания губернатор Югры Наталья Комарова, говоря о целевой программе поддержки мало и среднего бизнеса.

Земельный вопрос

Несмотря на позитивные тенденции, существуют и факторы, которые тормозят дальнейшие развитие этого сектора экономики. В частности, вопрос арендуемых земельных участков, которые передаются для строительства. К сожалению, не все арендаторы добросовестно исполняют взятые на себя обязательства. «Зачастую участок замораживается под фиктивные проекты на фоне обещаний, которые изначально не собираются исполнять и за которые не несут никакой ответственности. Все это напоминает ситуацию с «собакой на сене». В результате город и его жители на длительное время теряют ценный ресурс - землю, а вместе с ней так и не построенные квадратные метры жилья или торговых площадей, в то время как законопослушный бизнес, готовый использовать земельный участок, остается без прибыли», - пояснила суть проблемы Наталья Комарова.

Глава региона поручила департаменту по управлению государственным имуществом до 1 апреля текущего года внести в правительство автономного округа предложения, связанные с установлением дополнительных коэффициентов арендной платы для таких недобросовестных застройщиков.

Владимир Болтов, генеральный директор Сургутской торгово-промышленной палаты, высказал предложение обеспечить преференции тем землепользователям, которые способны выдерживать нормативные сроки строительства. 

Также до 1 марта текущего года в Югре должна была заработать интерактивная карта земельных участков муниципальных образований округа. Однако на начало марта из 22 муниципальных образований сведения представили только 9. «Но даже по этим 9 информация дана в формате, не соответствующем необходимым критериям. Поэтому департаменту информационных технологий необходимо довести до муниципалитетов внятные, четкие технические требования и принять участие в формировании сведений индивидуально в каждом из них. Эту работу необходимо завершить в течение марта», - уточнила сроки Наталья Комарова.

В дополнение к этому решению, можно привести мнение Владимира Болотова, о том, что размещение в ТИСе Югры информации не только о землепользователе, но и практическом использовании земли, позволит оценить объем рынка земельных участков. 

Как возить бытовки?

Другим значимым вопросом обсуждения стало ужесточение норм перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. «Принятый в прошлом году на федеральном уровне новый порядок выдачи разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов видится многим участникам рынка излишне зарегулированным. В связи с этим возросла бюрократическая, и, как следствие, финансовая нагрузка на бизнес, который вынужден, в конечном счете, переносить эти издержки на плечи потребителя через повышение тарифов. Доходит до того, что по некоторым направлениям и рейсам только по уплате государственной пошлины нагрузка выросла в 60-80 раз. Знаю, что у представителей делового сообщества подготовлен предметный пакет изменений в действующий федеральный порядок», – сообщила Наталья Комарова.

В частности, новые требования подразумевают персонификацию. Например, если у нефтедобывающего предприятия есть 1000 вагонов-бытовок, то теперь количество необходимых разрешений уже измеряется четырехзначным числом, когда ранее хватало сотни. Это в свою очередь обуславливает невозможность формирования сборных грузов, что приводит к увеличению количества рейсов, а значит и нагрузок на дорожную систему. 

Возрастает себестоимость перевозок. Возникшая разница так или иначе через цепочку ценообразования ляжет на плечи потребителю. Кроме того, перевозчик крупногабаритных грузов может быть парализован чиновниками в любой момент – для этого нужно лишь затребовать полный пакет разрешений. Очень многое в новых нормах не регламетировано, что по факту вытеснят транспортные фирмы из правового поля. Также сроки ожидания разрешений могут занимать до 2-3 недель, что не лучшим образом влияет на бизнес.

«По перевозке крупногабаритных тяжеловесов: мы понимаем, что в 90% случаев – эта техника, задействованная в нефтегазовом секторе. По существу, любые перебои в этой работе ставят под угрозу обеспечение хозяйственного процесса в нефтедобывающем секторе», - заявил Владимир Болотов.

Директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Алексей Вторушин признает, что, объективно, данная проблема существует. Увеличение документооборота привело к недостатку штатной численности, который не позволяет соблюдать регламентированные сроки. Также он отметил, что департамент поддерживает ряд предложений перевозчиков в части уменьшения избыточного документооборота и упрощения процедуры. Департамент дорожного хозяйства готов до конца месяца совместно с перевозчиками разработать соответствующие ходатайство. Как сообщил Алексей Вторушин, у него есть информация, что такая же работа ведется в Омской области, то есть проблема носит общий характер.

Сколько нужно иностранцев?

Другой острый вопрос для предпринимателей касался миграционных квот. Как пояснил Владимир Болотов, сложилась следующая ситуация. Миграционная служба выделила округу квоту на 50 тысяч работников. В день сотрудники УФМС выдают около 150 разрешений на работу, значит им потребуется 337 рабочих дней, чтобы оформить всю квоту. Также следует учитывать, что существуют пики. Например, март – начало строительного сезона. Срок ожидания в очереди на получение разрешения на работу может составлять более двух недель. Как считает генеральный директор Сургутской торгово-промышленной палаты, такая ситуация превращает работников в нелегалов, а компании заставляет принимать их на работу и нарушать законы. 

Ольга Полякова, начальник УФМС по округу, не разделяет этих опасений. На протяжении последних лет выдача разрешений в пределах квоты находится на уровне в пределах 30 тысяч. 
В 2010 году квота была около 42 тысяч, при этом оформили примерно 26 тысяч, то есть 62%. В 2011 – около 54 тысяч квоты и оформлено 27 тысяч, в 2012 – 60 тысяч и 35 тысяч. То есть статистика показывает, что квота обычно используется примерно до 60%. 

«В 2012 году количество поступивших от работодателей автономного округа уведомлений о расторжении трудовых отношений с иностранным работником составило 12 341, это одна треть. В 60% случаев оснований для расторжения договора было расторжения трудового договора с иностранным гражданином в связи с тем, что он не приступил к своим трудовым обязанностям после получения разрешения на работу. При этом в связи с окончанием срока действия разрешения на работу поступило где-то 9%, чуть более тысячи, обращений. В связи с окончанием действия трудового договора, чуть более двух тысяч, это 18%. Фактически иностранцы, которые закреплены за одним и тем же работодателем, - достаточно маленькие, мизерные цифры. Каждый седьмой иностранец, это более 6 тысяч, обратились с заявлением о смене работодателя. В текущем году таких обращений уже 554. Практически все иностранцы ушли к работодателям, которые не заявляли о своей потребности в иностранной рабочей силе», - рассказала Ольга Полякова. 

Присутствующие предприниматели отметили, что распределение квоты на иностранную рабочую силу не соответствует реальным потребностям бизнеса. Банально, получается так, что тем, кому реально нужны рабочие, - их не выделяют, а затем им приходится перекупать их у других фирм, которые смогли поживиться за счет квоты. 

Наталья Комарова обратила внимание на то, что при распределении квоты есть время подумать над решением. Ведь разобраться с проблемой может рациональный подход. Например, комиссия может банально собрать информацию о фирмах, чтобы понять зачем и насколько необходимы им рабочие-иностранцы. Таким образом, весь список разделится на две зоны - красную и зеленую, и последней можно даже дать приоритет в получении разрешений на работу.
Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA