Губернатор Югры Наталья Комарова дала пресс-коференцию в прямом эфире

ТЕКСТ: Служба информации РИЦ

ФОТО: Артур Борисов

Губернатор Югры Наталья Комарова дала пресс-коференцию в прямом эфире

Пресс-конференция губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Комаровой состоялась сегодня на площадке Регионального информационного центра ОТРК «Югра». Тема разговора в прямом эфире – отчет главы региона в окружной Думе о результатах деятельности правительства за прошлый год. В пресс-конференции участвовали представители СМИ из Сургута, Югорска, Нягани, Когалыма, Нефтеюганска, Нижневартовска.

«Я постаралась в отчете концентрированно дать представление о том, чем мы жили в прошлом году, как развивали экономику, инфраструктуру, социальную сферу, какое было настроение, как удалось разрешить те или иные задачи, насколько возможности каждого из нас были реализованы в текущем году, - предваряя вопросы журналистов, заметила Наталья Комарова. – Понятно, что такое подведение итогов не носило ведомственный характер, а носило всенародную возможность разрешения задач, которые стоят перед нами всеми».

«В прошлом году мы эксплуатировали возможности общественного аудита. Мы не стали отступать от этого правила, расширили возможности для принятия участия людей в обсуждении. Кроме интернет-площадок и интернет-ресурсов были задействованы и прямые возможности для контактов людей и чиновников. И той, и другой стороне это крайне важно. Я, в свою очередь, беспокоилась о коллегах, потому что каждый из нас должен нести собственную ответственность и видеть и оценивать результаты не только с точки зрения исполнения должностных обязанностей, но и с точки зрения того, что тебя оценивает живой человек. Вы представляете различные муниципалитеты и людей, которые там проживают. Спасибо что вы откликнулись».

Как Ваш отчет восприняли депутаты окружной Думы?

Обсуждение было, безусловно заинтересованным, чаще всего со своей собственной депутатской оценкой, поисками определения своего депутатского места в том, каким образом можно разрешить ту или иную проблему. Меня всегда подкупает желание соучастия и, может быть, желание взять на себя решение какого-то вопроса. Вот такое генеральное ощущение у меня по работе Думы, связанное с отчетом правительства за 2012 год.

Один из вопросов, которые Вам задавали, касался прямых выборов губернатора. Поясните вашу позицию по данному вопросу.

Я абсолютно четко высказалась по этому поводу. Я понимаю, что это, наверное, интересный вопрос, поэтому замечу следующее: в автономном округе губернатор явилась инициатором прямых выборов главы региона. В данном случае этот документ совпадает с моей личной позицией - это прямые выборы.

Как эффективно в 2012 году сработало правительство округа и муниципалитеты по обеспечению нуждающихся в жилье? Какое муниципальное образование в этом смысле порадовало, а какое огорчило?

Правительство округа создавало все условия для того, чтобы муниципалитеты в 2012 году преодолели исторический рубеж в 1 миллион квадратных метров и ввели жилье в эксплуатацию. Это целый набор инструментов, это и вложения в инженерную и коммунальную инфраструктуру, это и финансовые ресурсы, которые выделялись муниципалитетам для выкупа жилья на рынке, и серьёзная поддержка, которую мы оказывали по окружной целевой программе обеспечения жильем граждан, в том числе и для обеспечения льготного кредитования. Я хочу заметить, что количество людей, которые воспользовались окружной поддержкой ипотечного кредитования, составило, по предварительным данным, 9,3 тысячи человек. Это очень большое количество. Если оценивать в целом, то объем инвестиций, который получил этот сектор в 2012 году, - почти 49 миллиардов рублей, из них 16,6 миллиардов – это средства окружного бюджета.

В отношении муниципалитетов, которые больше всех ввели жилья в эксплуатацию – это Сургут, Нижневартовск и Ханты-Мансийск. Среди тех, кто не справился со взятыми на себя обязательствами, 7 муниципалитетов с разными объемами отставания. Прежде всего, это Сургутский район, выполнивший чуть более 45%, это по предварительным данным, которыми располагает статистика. Это еще даже ниже, чем в 2011 году. В этой связи совершенно очевидно, что на ситуацию требуется обратить особое, пристальное внимание органам местного самоуправления Сургутского района.

Если говорить о продвижении очередей, ликвидации очередей, влиянии на очереди, то здесь наибольшего успеха добились несколько муниципалитетов, которые в целом приобрели 1000 квартир. Среди них – Нижневартовск, Лангепас, Белоярский, Советский, Нефтеюганский районы. Если говорить о другой крайности, то упомяну снова Сургут. Из 900 миллионов, которые были выделены из окружного бюджета на приобретение жилья, Сургут смог выкупить лишь на 300 миллионов рублей. Справедливости ради здесь нужно заметить, что «постарался» доминирующий на рынке застройщик, продиктовав на рынке завышенную стоимость одного квадратного метра. Такой тенденции не должно быть, терпеть это нельзя и не замечать это нельзя. Соответствующие контролирующие структуры должны должным образом отреагировать на эти факты.

Традиционно каждый год увеличивается стоимость коммунальных платежей. Однако президент Владимир Путин рекомендовал ограничить их рост шестью процентами. Сможет ли Югра следовать этим рекомендациям?

Прежде всего замечу, что в автономном округе региональной службой по тарифам уже завершено тарифное регулирование на 2013 год. Мы с вами остаемся в коридоре, который был назван президентом. Больше чем на 6 процентов в среднегодовом исчислении тарифы не должны вырасти. Если смотреть по итогам прошлого года, то замечу: среднегодовое повышение тарифов в Югре зафиксировано на уровне 4,3%. Это ниже, чем в целом по Российской Федерации. Но есть еще один фактор, на который я хотела бы обратить ваше внимание - эффект адресного учета потребленного объема энергоресурсов. Я говорю о приборах учета. Он очень эффективно сказывается на физических объемах платежей. Так вот, рост таких платежей составил 0,4% за прошлый год. При всем этом численность населения в автономном округе в прошлом году выросла на 1%. То есть, налаженная система учета приводит к тому, что люди платят за фактически потребленные энергоресурсы. В этой связи их затраты на коммунальные платежи в семейном бюджете растут совершенно другими темпами. Или не растут. В зависимости от того, какие приборы учета установлены, как сохранились договорные отношения с управляющей компанией, с компаниями, предоставляющими энергоресурсы. Но мы на эти показатели обращаем внимание, потому что это крайне важно для аналитики по самым разным аспектам, в том числе и по тому, как распределяются доходы населения по группам расходов. Следовательно, мы пытаемся регулировать вопросы, связанные с достижением благоприятного для человека уровня реальных располагаемых денежных расходов.

Жилье в Югре становится недоступным, цены на квартиры значительно выросли. В некоторых муниципалитетах стоимость квадратного метра в новостройке достигает 80 тысяч рублей и выше. В итоге нуждающиеся не могут приобрести себе жилье. Какие механизмы будут приняты по снижению стоимости квадратного метра?

Ситуация скачкообразного роста абсолютно неприемлема, она характеризует искусственные причины такого роста. Вернусь к Сургуту. Если сравнивать цены первого квартала 2012 года и первого квартала 2013 года – то скачок на 40 с лишним процентов. Но совершенно очевидно – объективных причин для такого скачка цен в природе не существует. Например, в Нефтеюганске такой рост составил 8 с небольшим процентов, в Нижневартовске – 3 процента. Есть муниципалитеты, где наблюдается снижение цены на 1 квадратный метр. Моя реакция совершенно адекватна. Существует законодательство Российской Федерации, в котором предусмотрены механизмы для влияния на такие явления на любом рынке. Есть антимонопольные органы, которые обязаны за этим следить. Уже с понедельника они работают в Сургуте и других муниципалитетах, потому что нужно сделать анализ, досконально изучить все факторы, которые повлияли на установление таких цен на рынке. Если будут выявлены хоть какие-то возможности обуздать такого рода политику застройщиков, то будут приняты меры. Потому что тратить бюджетные деньги на такие искусственно разбухшие объемы финансирования у нас нет никаких возможностей. Я замечу, и семейный, и окружной бюджеты находятся в одно и том же положении. Совершенно нет никакого желания переплачивать. Муниципалитеты займутся анализом дел на этом рынке. Все причины будут классифицированы, разбиты по группам, будут приняты и административные, и другие меры для того, чтобы влиять на этот вопрос.

Президент Владимир Путин выступил с жесткой критикой глав регионов в части переселения людей из аварийного жилья. Какие меры в этом направлении будут приняты в Югре в 2013 году. Предполагается ли финансирование из федерального бюджета и какая доля у Сургута?

Действительно, еще ранее в своем послании Президент Российской Федерации очень жестко оценивал необходимость разрешения этой проблемы и сроки ее разрешения. По состоянию на 1 января 2012 года в автономном округе было зарегистрировано почти 126 тысяч квадратных метров аварийного жилья. За прошедший год муниципалитеты снесли более 28 тысяч квадратных метров. Кроме того, в прошлом году почти 7,5 тысяч квадратных метров расселены, но строения не снесены. Сейчас этим занимаются муниципалитеты. Также в прошлом году было куплено жилье для расселения - 20,4 тысяч квадратных метров.  Таким образом, на 2013 год у нас остается 69, 9 квадратных метров аварийного жилья, которые мы должны снести и переселить людей. Простой счет говорит о том, что на этот объем квадратных метров аварийного жилья нужно около 3 миллиардов рублей. На данные мероприятия предусмотрены и федеральные деньги. Механизм работает через соответствующую программу Фонда содействия реформирования ЖКХ. На 2013 год автономному округу выделяется 222 миллиона рублей из этого Фонда.

Кстати, мы являемся единственным субъектом УрФо, который выполнил соответствующие условия ранее принятых регионами программ по переселению граждан. Наш отчет был принят, как исполненный с соблюдением всех условий, на которых нам давали деньги в прошлом году. Дополнительно к федеральному взносу еще 1,2 миллиарда рублей в этом году мы выделяем и запланировали это в окружном бюджете. Вкупе это даст нам возможность снести не менее чем 21400 квадратных метров аварийного жилья. Замечу, что мы еще планируем 7,5 миллиардов рублей на то, чтобы муниципалитеты выкупали квартиры на рынке. Нет ограничений для муниципалитетов, и они вправе использовать их, в том числе, для переселения людей из аварийного жилья. На мой взгляд – это позитивный тренд в выполнении заданий, установленных округу указом президента. Другое дело, жилья, которое не отвечает нормальным условиям для проживания людей, гораздо больше. Это еще не значит, что выполнив указ президента, мы окончательно и бесповоротно решим проблему. Поэтому останавливаться нельзя, как и понижать уровень наших возможностей для реального снятия остроты этой проблемы. У нас нет никакого морального права на это. Поэтому, достигнув показателей, которые уже запроектированы и которые являются контрольными, мы будем оставаться в этом проекте.

Если говорить по Сургуту, то на 1 января 2012 года 7 тысяч квадратных метров жилья признано аварийным. После того, как мы дополнительно к уже распределенным 7,5 миллиардам рублей, добавим распределение 1,2 миллиарда рублей, с учетом 222 миллионов рублей из Фонда реформирования ЖКХ будет понятно, сколько Сургут может использовать ресурсов, чтобы работать по отселению и сносу этих 7 тысяч квадратных метров. Есть повод и журналистам подключиться к контролю за состоянием дел в этом вопросе, поскольку вы располагаете целым набором данных, которые могут быть использованы для такого контроля.

Наталья Владимировна, в отчете, с которым каждый мог ознакомиться в интернете, прозвучали такие данные: уровень износа коммунальной структуры за последние три года остается неизменным, как и доля убыточных предприятий. Как же реформа ЖКХ? Какую оценку Вы даете этой реформе в Югре и когда же наступит ощутимое улучшение?

Мы не прячем эти цифры. И есть смысл обратить внимание на них, еще раз оценить. Но я бы, тем не менее, обратила внимание на базу: чтобы поломать этот тренд, нужно освободиться от исторически накопленных проблем в этой сфере.

Вы не можете не обратить внимание на то, что за последние три года почти в два раза повысилась интенсивность замены ветхих тепловых сетей и в 2,4 раза – водопроводных сетей. Даже с учетом накопленного масштаба проблемы, это дает свои результаты. Количество инцидентов на тепловых и водопроводных сетях сократилось в минувшем году, по сравнению с  2011 годом, на 40%. А если брать первый квартал текущего года, это еще плюс 30%. Я полагаю, что это качественный результат, и не учитывать его, не замечать - несправедливо. По крайне мере, с учетом того объема финансирования, который мы направили на эти цели. Получить этот результат плюс не понижать планку, на мой взгляд, – это движение вперед.

Параллельно мы занимаемся модернизацией коммунальной инфраструктуры, и должна заметить, что эти объекты десятилетиями не получали такого внимания и критического взгляда, который мы сегодня себе в этом направлении позволяем. Мы считаем это крайне важными вложениями бюджета. Сегодня в отчете я обратила внимание на то, что мы 30% бюджетных расходов вкладываем в инфраструктуру.

Эти вложения из бюджета высвобождают определенный объем ресурсов самой компании, которая занимается предоставлением коммунальных услуг. Отчетные данные дают нам возможность говорить о том, что количество предприятий, которые являются убыточными, сократилось на 4%. Можно рассуждать, много это или мало, но факт остается фактом - в 2012 году, по сравнению с 2011, 4% предприятий, работающих в жилищно-коммунальном комплексе, перешли из убыточной сферы в сферу самозарабатывания.

Наталья Владимировна, довольны ли Вы деятельностью открывшихся на территории Югры многофункциональных центров. В Когалыме того центра пока нет, поэтому интересно действительно ли ощущается эффект безбумажной среды.

Действительно, в Когалыме такого центра нет, но будет в четвертом квартале. Готовьтесь. Наверно, это вопрос правильней было задать тем, кто пользуется услугами МФЦ.

У нас уже четыре таких центра есть, в этом году планируем еще 15 открыть. На мой взгляд, сегодня уже понятно, что клиент – гражданин, нуждающегося в той или иной государственной, муниципальной услуге, - точно попадет в дружественную для получения услуги среду. Если это кабинет, там могут быть варианты, я даже боюсь предсказать в каком соотношении. Если это МФЦ, то в 90% это дружественная среда.

Это крайне важно, мы слишком устали за десятилетия получать в сфере услуг – рыночной, государственной, муниципальной - не то отношение, на которое мы рассчитываем. Поэтому этот эффект доступности и дружественности точно присутствует. В одном окне можно получить неограниченный объем услуг – стать на учет на квартиру, детский сад, узнать состояние очередности, записаться к врачу, получить заграничный паспорт. Это не может не расцениваться людьми как эффективное расходование личного времени.

В Ханты-Мансийске, к примеру, услугами МФЦ воспользовалось более шести тысяч человек. Наибольшим спросом пользуется услуга получения паспорта гражданина РФ. Специалисты, работающие в МФЦ, замечают следующее: если человек однажды воспользовался этими услугами, то он приходит еще и еще раз. Было бы плохо, если бы однажды появившись, мы сказали – «больше моей ноги здесь не будет». Когда наоборот, мне кажется, это тоже один из позитивных сигналов.

Как известно, уровень добычи нефти в округе еще несколько лет будет стабилен, а затем будет плавное снижение. Как правительство округа планирует замещать эти выпадающие доходы?

Не могу не прореагировать на то, как вы поставили вопрос, потому что это хорошо, раз вы так ощущаете обстановку. Дело в  том, что падение объемов добычи нефти, а не стабильность в их обеспечении, фиксируется с 2007 года. В 2009 объем снижения добычи нефти составил 7 миллионов тонн, 2012-2011 – 3 миллиона тонн. Если вы эту ситуацию считаете стабильной – это хорошо.

Кроме того, обращаю внимание на то, что в 2011-2012 годы наблюдался фиксированный уровень, без динамики объемов  падения добычи нефти. Это результат нашей с вами совместной работы с недропользователями, в том числе по их вложениям в инновационные проекты, которые дают возможность максимально долго, с меньшими потерями по объемам добычи держать соответствующую планку. Учитывая нестабильную ситуацию на финансовых, экономических мировых рынках, полагаю, что не случайно и грамотно выстраивается политика недропользователей.

Мы занимаемся нефтью давно, профессионально, и будем продолжать ей заниматься, для экономики автономного округа эта нефтяная компетенция - источник благосостояния. Мы не бросим ее ни при каких обстоятельствах, в том числе и для того, чтобы создавать условия для развития других отраслей.

Для того, чтобы привлечь инвестора, мы должны создать лучшие условия. Это не некое шапкозакидательство, это то, что нужно делать, чтобы инвестор пришел, чтобы компания, человек, которые обладают финансовыми ресурсами, выбрали именно Югру.

Мы сегодня занимаем первое место по производству электроэнергии и, развивая эти мощности и электросетевое хозяйство все в больших объемах, выходим на рынки соседних субъектов РФ – это и Ямал, и Свердловская область, и Томская область. Мы никуда с вами не денемся от нефтегазопереработки, в том числе и чтобы поддержать объемы добычи нефти.

Лесопереработка, лесозаготовка, научный кластер, который будет обеспечивать необходимыми разработками все то, чем мы с вами так или иначе захотим заниматься. Я не забываю горнопромышленный кластер, сегодня мы на какое-то время отступили от активности в этой теме. Но ресурс есть, и отказываться от его использования нельзя.  Возможности в регионе есть, и компетенции кроме нефти тоже есть. Но нефть - это все-таки базовая вещь для нас  - есть и остается. Забывать о нефти не будем ни при каких обстоятельствах.

Насколько нас приблизил 2012 год к созданию новой отрасли – туристической. Найден ли в Югре некий свой туристический бренд?

Отрасль есть – 132 бизнес-сообщества занимаются предпринимательской деятельностью в этой области. У нас есть саморегулируемая организация в этом бизнесе. И по итогам 2012 года они подготовили доклад губернатору о состоянии дел в этой отрасли, об оценке влияния - позитивного и негативного - органов государственной и муниципальной власти на развитие отрасли. Очень интересный подход, который подчеркивает, что за это дело взялись неравнодушные люди. Именно они предложили девиз, который и я сейчас эксплуатирую нещадно – «Увидеть Югру - влюбиться в Россию». Это то, что работает на сложение нашего представления о бренде, что так или иначе связано со становлением и развитием отрасли. Мне сказали, что в департаменте общественных связей создана творческая группа - если есть предложения, подключайтесь. Там художники, дизайнеры, деятели культуры, которые занимаются тем, что разрабатывают визуальную составляющую возможного туристического бренда. Но это, тем не менее, совершенно профессиональное отношение к этому вопросу, потому что в мире так принято и должна быть визуальная составляющая, то, что так или иначе составляет бренд туристического продукта – населенного пункта, территории, страны в целом.

Чем наполнить содержательно этот бренд? В принципе, много чего есть. И нефть, кстати сказать, в том числе. 10 миллиардов тонн нефти  – накопленная добыча. Это содержательное событие, которое влияет на интерес к региону, в том числе и туристический.

Недавно в Ханты-Мансийске проходила шестая конференция Российско-Германского сырьевого форума. Вы не поверите, немцы довольно продвинуты с точки зрения знания России, бизнеса, активно сотрудничают в предпринимательской области, но для многих из них было открытие нашей территории как места на Земле, которое лучше многих других.

А ценность культуры, языка, традиций коренных малочисленных народов, которые населяют автономный округ – это вообще кладезь, у которого дна нет. В мире приняты такие туристические объекты как этнодеревни. Я хочу сказать вам о том, что в Березовском районе работают над этим. Даже название появилось у этого проекта «Сорни сей». Я знакома с носителями этой идеи и людьми, которые своими руками занимаются реализацией этого проекта.

Наша кухня. Есть знание, довольно широко распространено, о нашей сосьвинской селедке – кто-то ни разу не пробовал, но слышал. А кондинский гриб? Не могу не сказать, обидятся жители Кышика – их чебак. Мы с вами только начинаем привыкать к тому, что если я живу в Ханты-Мансийске, то правильно будет съездить в Кышик – узнать, что это за чебак. И в Кондинский район съездить, а не в магазине в Ханты-Мансийске покупать этот гриб.

Отдельная история - круизное сотрудничество с нашими соседями – Тюменской областью, Ямалом и в принципе развитие в Уральском федеральном округе этой истории, связанной с круизным туризмом.

Сейчас с министерством культуры будем еще один проект совместно разрабатывать – Новогодний Ханты-Мансийск.  Я хочу заметить, проект не просто так родился. Когда мы встречали 2013 год, Ханты-Мансийск посетили 45 тысяч гостей. Потому что концентрировано была проведена определенная работа, созданы условия. Больше 155 тысяч посетили автономный округ на Новый год. Почему нет? Едут же люди встречать Новый год в Финляндию.

Уже живет это направление предпринимательской активности, и с учетом того, какие люди выбрали для себя такой вид деятельности, есть такое у меня ожидание, что должно получиться, и неплохо.

В конце февраля стало известно об остановке строительства многопрофильной больницы в Нижневартовске. Практически сразу к решению проблемы подключились окружные власти. В каком состоянии сейчас находится данный вопрос?

Мы уже в марте расторгли договор подряда с нашими партнерами по строительству этого объекта. Они оказались несостоятельными, и мы не стали затягивать. Хочу отметить, что мы даже не судились с подрядной организацией. Они сами признали, что не смогут на наших условиях выполнить этот проект. В июне будут проведены процедуры по выбору нового подрядчика. Мы держим ситуацию на контроле, и считаем одним из приоритетных направлений строительство окружной больницы в Нижневартовске. Я знаю, насколько этот объект ожидаем вартовчанами и, в принципе, здравоохранением автономного округа.

Насколько, по прогнозу, вырастут цены на продовольственные товары в округе в этом году?

В прошлом году рост потребительских цен на товары и услуги в округе составил 4,8% - это самый низкий уровень инфляции, сложившийся в автономном округе за 20 лет. При этом в Российской Федерации он за прошлый год составил 6,6%. В сегменте продовольственных товаров этот показатель у нас в округе составил 6,4%, в целом по стране 7,5% - это данные за прошлый год. По большинству основных наименований продовольственных товаров первой необходимости темпы роста в 2012 году были ниже, чем в 2011 году. По итогам 1 квартала 2013 года инфляция в округе составила 1,7%, в РФ – 1,9%. На рынке продовольственных товаров у нас – 2,3%, по РФ – 3%. Мы не являемся сельскохозяйственным регионом, это данность. Я буду ссылаться на точку зрения экспертов: по оценкам ведущих российских экономистов, в 2013 году урожай планируется на уровне показателей прошлого года. Это фактор, наиболее влияющий на цены на рынке. Скорее всего, цены на продукты на мировом рынке будут на уровне 2012 года.

Уже с этого года граждане СНГ, которые приезжают к нам в страну, будут обязаны иметь при себе паспорта. В первую очередь, это будет касаться железнодорожного сообщения с Таджикистаном, ведь ни для кого не секрет, что он не только является поставщиком трудовых ресурсов, - из этой страны к нам привозят наркотики и оружие. Как это нововведение отразится на ситуации в Югре?

Я  поддерживаю это решение, оно должно сыграть позитивную роль на территории автономного округа. Меры по ведению учета граждан, прибывающих из-за границ РФ, уже дадут положительный эффект. Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство. Чтобы говорить о комфортности проживания коренного населения и мигрантов, нам нужно и самим не создавать условий для того, чтобы возникали проблемы. Изменилось законодательство контроля за так называемыми «резиновыми» адресами, где тысячами народ зарегистрирован в однокомнатной квартире, но я говорю и о том, как используются нежилые помещения для проживания мигрантов, приспособленные под жилье. Сдаются именно для этих целей нами, югорчанами. Желание заработать, возможно, в каких-то случаях – крайняя необходимость получить доход для решения важных семейных проблем, но мы должны понимать, что одновременно мы создаем среду для возникновения правонарушений. А на том, что незаконно, не может вырасти ничего позитивного.

В 2012 году не было ни одного случая материнской смертности. Расскажите о развитии перинатальной медицины.

Это довольно редкое достижение не только в Российской Федерации, но и в мире. К сожалению, в связи с заболеванием свиным гриппом в первом квартале текущего года у нас одна мама умерла, и прошлогоднего успеха в этом отношении у нас уже не будет.

Я соглашусь с мнением специалистов: есть только одна возможность достижения успеха – создание перинатальных центров, которые заточены на то, чтобы работать с детьми, рождение которых так или иначе связано с какими-то проблемами. Прежде всего, речь идет о детках с малым весом, до 900 граммов. У нас в округе создана двухэтапная система работы с такими детьми. Но специалисты считают, что двух этих этапов недостаточно, и в отношении детей, которые нуждаются в специальном врачебном сопровождении, нужен еще один этап. Такое поручение есть, наши специалисты работают, и в мае уже должна появиться «дорожная карта». В декабре мы уже должны принять решение о том комплексе мер, которые позволят нам перейти на трехэтапную работу с малышами, чтобы они были значительно лучше подготовлены к дальнейшей жизни.

К нам наконец пришла весна, и некоторые регионы страны уже столкнулись с последствиями паводка. Готова ли Югра к возможному паводку, какая помощь будет оказана жителям, попавшим в зону затопления?

Территория округа не внесена в состав тех территорий, которые в этом сезоне могут быть подвержены таким негативным явлениям – это хорошая новость. Тем не менее, все необходимые меры, которые мы обязаны принимать, когда речь идет о таких сезонных неблагоприятных проявлениях, мы принимаем. В апреле должны закончиться учения всех подразделений, которые должны быть задействованы в случае подобных обстоятельств. Сформированы все подразделения, которые предусмотрены соответствующими регламентами, они полностью оснащены оборудованием, одеждой, всем необходимым. В том числе – и специальными сооружениями, которые в случае необходимости будут предоставлены эвакуированным из зоны затопления гражданам. Несколько тысяч человек мы будем готовы принять: и с медицинским сопровождением, и с питанием, теплом, психологической помощью.

В бюджете 2013 года мы заложили более 200 миллионов рублей на переселение граждан из зон подтопления. Мы впервые такое целевое решение принимаем, рассчитываем, что оно даст определенный эффект. Одновременно с этим мы больше миллиарда потратим на берегоукрепление, на строительство сооружений, которые обеспечат безопасность таких населенных пунктов при паводке.

Сегодня многие большие нефтяные компании могут предложить своим работникам кроме накопительной пенсии еще и корпоративную. Что делать в такой ситуации небольшим компаниям, готово ли правительство округа софинансировать пенсионные отчисления маленьких фирм?

У маленьких фирм есть возможность участвовать в проекте «Пенсионный стандарт Югры». Этот проект открыт, правительство округа для его реализации сотрудничает с негосударственным пенсионным фондом. У более чем 200 тысяч югорчан появилась возможность получать дополнительные пенсии – я говорю именно о тех югорчанах, которые работают не в больших нефтяных компаниях. Мы финансируем из бюджета определенные обязательства, которые на себя берет правительство по поводу обеспечения дополнительных пенсий югорчан. Работодатели, было бы желание, могут воспользоваться этой возможностью. При этом работодатель тоже должен внести соответствующую долю – только в этом случае будет достигнут эффект.

В Сургуте последнее время увеличилось число массовых драк, в том числе с применением холодного, огнестрельного оружия. При этом городские власти, правоохранительные органы отрицают наличие межнационального конфликта, и это мнение не совпадает с мнением общественности. Раньше в Сургуте существовало подразделение ОМОНа, которое затем было расформировано. Не считаете ли Вы целесообразным создать такое подразделение в Сургуте? Сейчас для разрешения конфликтов к нам выезжает ОМОН из Нижневартовска.

Я ежедневно получаю сводку о происшествиях, которые фиксируются на территории автономного округа. Все начинается с хулиганства, с преступлений против личности, но не по национальному признаку, а потому что кто-то у кого-то что-то хочет украсть, либо происходят другие правонарушения. Затем они могут перерастать, в том числе, и в межнациональные споры, но тут уже подключаемся все мы: и я, как губернатор, и правоохранительные органы, и органы местного самоуправления, чтобы не допустить конфликты именно по национальному признаку.

В отношении сил и средств, которыми можно располагать для того, чтобы события, в которых участвует большое количество людей, не сопровождались большим количеством пострадавших, скажу следующее. Когда омоновцы приезжают из Нижневартовска, это не страшно, лишь бы хватало их возможностей, а еще лучше – лишь бы не было повода для их использования.

Окружное подразделение ОМОНа размещено именно в Нижневартовске, зато в Сургуте – подразделение СОБРа, возможности этого силового отряда очень серьезны. В Сургуте есть еще подразделение УФСИН, поэтому говорить, что город без прикрытия специализированными структурами, обеспечивающими правопорядок, не приходится. Чтобы люди были спокойнее за свою безопасность, мы позанимаемся тем, чтобы увеличить состав отряда ОМОНа с возможной дислокацией части его в Сургуте. Это будет трудно, это федеральные деньги.

Какая судьба ждет маленькие труднодоступные поселения округа? Будут ли жителей расселять либо, наоборот, будут развивать эти поселения?

На прошлой встрече пресс-клуба я довольно подробно комментировала этот вопрос. Никто никуда никого не будет переселять, если на то не будет воли граждан. Наша задача как раз в другом состоит – чтобы сохранить село и деревню. У нас особенная окружная история, она касается сохранения народов. Вслушайтесь в это – народов ханты, манси, ненцев. Потерять село значит потерять исконную среду обитания, промыслов, жизнедеятельности, культуру, традиции, язык - по сути, народ.

Насколько известно, округ взял на себя обязательства по выплате ветеранам Великой Отечественной войне по 3 тысячи рублей ко Дню Победы. Какие еще мероприятия запланированы к 9 мая?

В округе проходит очень много мероприятий, посвященных такому важному дню в календаре – Дню Победы. Мероприятия размещены на сайте департамента культуры автономного округа. Муниципалитеты по полному кругу работают с ветеранами: еще раз оценивают состояние их здоровья, оказывают индивидуальные знаки внимания ветеранам. Я еще раз напомню об одном событии, потому что оно новое в Югре. 19 апреля мы дали старт международному автопробегу на автомобилях марки «Победа», который организовали молодые люди, члены молодежного парламента. Хочу заметить, его поддержали и председатель правительства Российской Федерации, и полномочный представитель Президента России в Уральском Федеральном округе. Три «Победы» стартовали из Ханты-Мансийска, четвертая присоединится в Екатеринбурге. По моим сведениям, ее тестировал лично Игорь Рюрикович. Повторюсь, это международный маршрут, который пройдет по 13 городам-героям, в том числе и населенным пунктам Украины и Белоруссии. Первый город – это Мурманск, завершение 9 мая в Волгограде. Я со своей стороны обратилась к руководителям всех субъектов Российской Федерации, а также Украины и Белоруссии, по которым проходит маршрут нашего автопробега, с просьбой оказать всяческое содействие участниками, сопровождать присутствие в регионах участников автопробега теми или иными мероприятиями, включая встречи с ветеранами. Я сразу же поддержала эту идею и сколько могла организационно помогла. Полагаю, что участникам автопробега понадобится наш интерес, есть беспокойство о том, что все у них хорошо сложилось и удалось, чтобы все стартовавшие автомобили вернулись в полном составе домой.

В Сургуте давно назрела потребность в реконструкции железнодорожного вокзала. Несколько лет назад РЖД и округ договорились о том, что он будет реконструирован. Сейчас же железнодорожники заявляют о том, что работы будут выполнены, если 90% оплатит округ.

Действительно, такая позиция неблагоприятна для автономного округа. Поэтому мы в феврале провели очередные переговоры с нашими партнерами и договорились о том, что РЖД, как хозяин «на этом огороде», представит свое видение, проектно-сметную документацию, потому что концептуальная идея состоит в том, что там будет и гостиница, и парковочные места. Инвестиции на эти бизнес-проекты можно было бы получить от предпринимателей. Таким образом, соотношение вклада в этот проект может измениться, и 100-процентную стоимость проекта можно разделить между РЖД, округом и предпринимателями в более справедливом соотношении. Для округа – это объект не системы субъекта, это объект системы РЖД. Тем не менее, если разделить эти обязательства, то для каждой из трех сторон он будет посильным. Я не считаю, что тема закрыта, напротив, на этом этапе нам удалось развернуть переговоры в таком ракурсе и аспекте, которые дают нам возможность надеяться на положительный исход. 

Приближается череда майских праздников. Как вы планируете их провести?

Раз я простудилась, значит, надо отдохнуть. Я завтра хотела уйти в отпуск, но не удалось, потому что завтра у меня командировка в Москву: есть два важных совещания, в том числе в составе рабочей группы президиума Госсовета по подготовке вопроса, касающегося развития здравоохранения. Тем не менее, надеюсь, что из оставшихся 9 дней я смогу провести в отпуске. 9 мая я буду в Ханты-Мансийске, Советском и Югорске. Отпуск проведу в Российской Федерации.

Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA