Не просто подданные государства. Но пользователи государственных услуг!

ТЕКСТ: Анна Резвова

Не просто подданные государства. Но пользователи государственных услуг!
Сегодня на пресс-конференции РИЦ обсуждали развитие электронной демократии в Югре. На вопросы журналистов отвечали эксперт Общественной палаты Югры Наталья Маслова, член Общественной палаты РФ, председатель Общественной палаты Югры Виктор Заболоцкий и член Общественной палаты РФ, профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ Елена Лукьянова. 

По данным интернет-журнала «ГосМенеджмент», в октябре 2012 года Югра занимала 21 место в рейтинге среди регионов РФ по внедрению электронного правительства, потом произошло падение – в январе округ сместился на 41 строчку. 

«Я думаю, это связано не столько с падением округа, сколько с повсеместным внедрением в других регионах системы. И здесь уже речь идет о том, у кого лучше, у кого двигается быстрей. Это не падение, а просто расширение ареала пребывания правительства в других местах», – комментирует ситуацию Елена Лукьянова. 

При этом профессор отмечает, что на данный момент пока нет единых принципов оценки работы электронного правительства в регионах, однако у Югры есть шансы стать технологичнее и лучше других территорий. 

Наталья Маслова, в свою очередь, обратила внимание журналистов на то, что сейчас существует множество рейтингов различных изданий, и не следует всем им доверять. «Структура информатизации Югры очень высокого качества по сравнению с другими регионами. Более того, она остается такой. Руководитель региона Наталья Владимировна Комарова усилила это направление, были выделены дополнительные средства. 

Особенно радует и является примером для других регионов – системы электронной демократии, дальнейшее развитие центров общественного доступа и обучение граждан, особенно социально не защищенных, основам компьютерной грамотности. 

Кроме того, были внедрены курсы эффективного использования информационных ресурсов в органах исполнительной власти», - рассказывает эксперт Общественной палаты. Также, как отметила Наталья Маслова, Югра является лидером по удельному показателю людей, пользующихся порталом госуслуг. Причиной этому, по мнению эксперта, системное обучение граждан на базе центров общественного доступа. Напомним, что Наталья Рудегеровна Маслова руководила информатизацией округа до 2011 года. 

Вчера, в первый день работы Международного IT-форума, правительством округа было подписано соглашение, которое позволит обеспечить доступ в интернет в труднодоступных поселениях Югры при помощи оптоволокна. 

«Подписанное соглашение очень прорывное, очень важное. Не надо вести дополнительные затратные каналы, достаточно использовать линии электропередач», - подчеркивает Виктор Заболоцкий. 

Оптоволокно позволит не только сэкономить, но и ускорить процесс информатизации отдаленных деревень и поселков. Кроме того, округ стал одним из первых применять спутниковый канал связи, чтобы предоставлять доступ к глобальной паутине, напомнила Наталья Маслова. Это направление и сейчас для правительства округа не теряет перспективности. 

Был задан вопрос о том, насколько современное общество готово к электронному правительству и не спешит ли государство в осуществлении своих IT-планов.

«Граждане начинают ощущать себя не только подданными государства, но и пользователями тех услуг, что государство предоставляет. И не только пользователями, но и теми, кто оценивает качество этих услуг. Со стороны чиновников идет встречный процесс, в ходе которого управленцы, пока с трудом, но привыкают к тому, что они уже не столько начальники, сколько нанятые народом работники, качество услуг которых оценивается. Ничего не бывает одномоментно, и нужно время, чтобы обе стороны почувствовали себя в новом качестве», - считает Елена Лукьянова. 

При этом профессор МГУ отмечает, что чем больше будет критики и оценки качества услуг, тем быстрее граждане и чиновники привыкнут к новым ролям. Тем более, что в современной законотворческой инициативе необходимо определение приоритетов. Электронная демократия позволит принимать, в первую очередь, законы, которые необходимы гражданам. 

«В уставе города Москвы народная законодательная инициатива есть изначально, но она ни разу не была реализована, поскольку дьявол кроется в деталях. Сложность процедуры не позволяла ее реализовывать. Новые технологии направлены как раз на то, чтобы эти инициативы было легче реализовать, и чтобы никакие препоны и бюрократические рогатки не смогли встать поперек этой инициативы», - поясняет Елена Лукьянова. 

«Кроме того, это удешевляет работу самой власти, поэтому мотив у власти появляется, - добавляет Наталья Маслова, – общественный контроль, общественная оценка – это не расходование сил и средств органов власти. Это - в компетенции простых граждан. И когда они сообщают на специальных сайтах о недостатках, то чиновнику не нужно ходить и проверять, собирать эту информацию. Он ее получает. И, в большинстве случаев, объективную».
Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA