Почем слетать в деревню?

ТЕКСТ: Анна Резвова

Почем слетать в деревню?
Общее состояние рынка внутренних региональных авиаперевозок, билетную политику, техническое состояние и готовность авиации для полетов по внутренним маршрутам Югры обсуждали на последнем заседании Совета при губернаторе Югры по развитию местного самоуправления ХМАО-Югры. Провела заседание губернатор автономного округа Наталья Комарова. 

Для Югры местная авиация, - спасение во время весенней и осенней распутицы. А есть еще и труднодоступные поселения, в которые иначе как по воздуху не попадешь. Для многих жителей Югры попасть в такие поселения, связанные с «большой» землей только воздушным сообщением, - большая проблема: перевозчик-монополист диктует условия, не всегда приемлемые для югорчан.

Наталья Комарова привела один случай, связанный с организацией авиарейсов для труднодоступных поселений. На приеме по личным вопросам к ней обратилась жительница Ханты-Мансийска: родители которой живут в отдаленном населенном пункте, а долететь туда не так-то просто, потому, что постоянного рейса нет, авиация летает только по потребности. «В аэропорту никто не может ответить, когда же будет совершен рейс, в какие сроки будет принято решение о его выполнении. Получается, что если билета нет, вы, - не пассажир. А когда можно купить билет неизвестно», - пояснила Наталья Комарова. По словам губернатора, чиновникам нужно быть учитывать такие моменты. Представителям местной власти нужно пройти путь от покупки билета до вылета вместе с потенциальным пассажиром, советует глава региона. 

Как рассказала губернатор, некоторые районы организовывают очень хорошую поддержку для своих жителей. Например, в Нижневартовском районе в случае необходимости людям предоставляют ночлег. 

Самая острая проблема для жителей труднодоступных территорий, - заблаговременное приобретение авиабилета, считает глава Березовского района Любовь Коротун. Сейчас забронировать билет на рейс «Сарапауль - Березово» за 30 суток нельзя, купить билет можно только непосредственно в день вылета. А что делать, если уже приобретен туристический тур и вылет намечен на определенный день или жителю населенного пункта нужно выехать в командировку, а он не уверен, что сможет добраться до ближайшего аэропорта в нужный день? 

В Березовском районе, например, 26 населенных пунктов, в 10 из них можно попасть, воспользовавшись услугами авиаперевозчика. Доступны и межмуниципальные перелеты в города – Советский, Белоярский, Ханты-Мансийск, Тюмень, Сургут, поселок Сергино. За 10 месяцев текущего года в Березовском районе совершено 470 авиарейсов. В прошлом году, - 407. Перевезено в 2013 году 13790 пассажиров, что на 12%, больше чем в прошлом. Размер начисленной субсидии, - 87 млн 780 тысяч рублей, эта сумма выросла на 14%. До конца года в Березовском районе планируется выполнить 596 авиарейсов, что на 4% больше чем в прошлом, но на 6% меньше уровня 2008-го докризисного года. 

Как уверят глава Березовского района Любовь Коротун, 96% жителей муниципального образования охвачено авиационными перевозками. Перевозчик в районе один, - «ЮТэйр», а обслуживанием вертолетных площадок занимается аэропорт Сургута.

Районные авиаперевозки – очень убыточны, говорят источники, знакомые с работой авиапредприятий, и держаться исключительно на дотациях. Так Березовский район в год тратит около 126 млн рублей на субсидирование авиаперевозок, около 63 млн рублей из них уходит компании «ЮТэйр», 62, 2 млн рублей, - аэропорту Сургут. Любовь Коротун поясняет, что объем субсидий рассчитывается исходя из самых скверных погодных условий: поздние открытие навигации и ранее закрытие зимников, когда появляется необходимость в дополнительных авиарейсах. 

Так, в 2013 году из-за раннего начала водной навигации, и ее позднего закрытия, количество рейсов было скорректировано и уменьшено. 

13 из 26 населенных пунктов Березовского района имеют вертолетные площадки. По планам администрации, в 2014 году в поселках Шайтанка и Теги вертолетные площадки получат дополнительное светосигнальное оборудование, которое позволит санитарной авиации добраться до поселков и в ночное время. В 4-х населенных пунктах площадки строить не будут: в деревнях почти никто не живет. 

«На сегодняшний день есть потребность в вертолетных площадках в 9-и населенных пунктах, - говорит Любовь Коротун. – В 2014 году мы планируем оборудовать 5 вертолетных площадок. В деревне Анеево, где проживает 115 жителей, Устрем – 25 человек, Усть-Манья – 30, Пугоры- 30, Ломбовож – 180 человек. И в 2015 году мы построим вертолетные площадки в деревне Деминская, где проживает 20 человек, деревне Хурумпауль – 11 человек, Ясунт – 13 человек и Нерохи – 6 человек». Ориентировочная стоимость одной вертолетной площадки: 200-250 тыс. рублей, еще 100 тыс. рублей стоит светосигнальное оборудование. В общей сложности, Березовскому району на оборудование вертолетных площадок понадобиться около 3 млн рублей. Эту сумму район изыщет в собственном бюджете, и в 2015 году для всех поселений Березовского района будет доступны услуги санитарной авиации, утверждает Любовь Коротун.

В Белоярском районе все 11 населенных пунктов обеспечены вертолетными площадками со светосигнальным оборудованием, а, значит, могут принимать авиарейсы круглосуточно, - рассказал членам Совета Сергей Маненков, глава Белоярского района. Обслуживанием вертолетных площадок занимается аэропорт Березово. Перевозчик – «ЮТэйр», который выполняет 240 рейсов в год, согласно штатного расписания. В год на их обслуживание районная администрация тратит 1,5 млн рублей. Билет населению района обходится всего в 5% от его реальной стоимости. Остальную стоимость покрывает районная субсидия в 30 млн рублей. Для бюджета это колоссальная сумма, - говорит Сергей Маненков. 

Свой вклад в решение транспортной проблемы вносят нефтяники. Например, согласно социально-экономическому соглашению «Сургутнефтегаза» и Белоярского района, НК выделяет району 100 часов летного времени. Благодаря этому власти Белоярского района могут вывести с каникул и провести детей из труднодоступных поселений в школы-интернаты Березово и Полновата. А также завести в отдаленные деревни продукты первой необходимости. 

Авиакомпании неохотно берутся за работу по обеспечению регулярного авиасообщения между населенными пунктами с небольшим количеством жителей в них, отмечает глава Березовского района. Причем районная администрация отмечает: как только рейс становиться регулярным, то его загруженность падает и он становится нерентабельным. Поэтому сейчас в Березовском районе авиарейсы во многие поселки направляют по мере необходимости – набралось 20 пассажиров, высылают МИ-8.

Еще одна важная проблема, на которой остановился Сергей Маненков, - высокие тарифы, по которым с районом работает авиакомпания: если тариф «ЮТэйр», согласованный с Региональной службой тарифов (РСТ) 32 тыс. рублей за час работы авиации, то для района этот тариф составляет уже 48 тыс. рублей за час. Также по мнению Сергея Маненкова, существующие, мизерные цены на авиабилеты нужно поднимать до 20% от их реальной стоимости. «У нас получается, что час полета в Нумто стоит 800 рублей: час - туда, час – обратно. Сегодня население просит туда дополнительное количество рейсов, потому что очень дешевый билет, - поясняет чиновник. - Они наберут ведро ягод, продают его в городе и им хватает оплатить проезд туда - обратно и еще какую-то маржу иметь». 

Сергей Маненков заявил, что лично готов объехать поселения и объяснить необходимость повышения тарифов на авиабилеты. 

На Совете по развитию самоуправления было принято решение создать особую рабочую группу под руководством заместителя губернатора Дмитрия Шаповала. В нее войдут заинтересованные главы муниципальных образований, представители авиакомпаний и РСТ. Им предстоит оценить объемы и статус внутрирайонных, межмуниципальных и межрегиональных перевозок. А также обосновать тарифную политику и рассмотреть возможность организации предварительной продажи билетов в небольших поселениях.
Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA