Прокуратура Югры продолжит проверять магазины – уже на системной основе

ТЕКСТ: Николай Туманов

ФОТО: Артур Борисов

Прокуратура Югры продолжит проверять магазины – уже на системной основе
Генпрокуратура РФ с начала года реализует комплекс мер, направленных на противодействие нарушениям законодательства, способствующим росту цен в условиях установленного запрета на ввоз в Россию товаров отдельных категорий. Прокуратура Югры активно занимается на территории округа проверками магазинов на предмет соблюдения установленных норм надбавок на отдельные группы товаров. По всем муниципалитетам региона проходили рейды и выявлялись факты нарушений. Заместитель прокурора Югры Евгений Шейрер поделился с корреспондентом РИЦ «Югра» основными итогами этой работы. 

Как проходят проверки торговых компаний в нашем регионе? 

- Работа по организации проверок началась в конце прошлого года. Ее можно назвать подготовительной. В декабре мы консолидировали усилия, создали рабочие группы, определились с объемом. Перечень розничных точек и магазинов, которые торгуют товарами, очень велик, обойти и проконтролировать каждый магазин в принципе невозможно. А активная фаза началась сразу после новогодних каникул, когда уже приступили к рейдам к непосредственной проверке документации: начиная от закупа у производителя либо у поставщика товара и до поступления товара на прилавок магазина. Могу сказать, что по итогам трех проверок было выявлено порядка 300 нарушений. Тут же оговорюсь, что охватить весь сегмент, конечно, невозможно, поэтому мы в основном проверяли крупных поставщиков, которые работают в автономном округе. Прежде всего, это «Монетка», «Райт», «Лента» и т.д. 

С какими трудностями столкнулись в ходе таких рейдов, и каков их результат? 

- Основная проблема в том, что торговые сети - это вертикально интегрированные компании. То есть головные предприятия у них находятся в различных субъектах и поэтому ценовую политику им навязывает центральный офис. Но, тем не менее, я считаю, что для Югры даже в сравнении с другими территориями УрФО, количество нарушений, выявленных прокурорами и контролирующими органами, достаточно приличное. Сам факт того, что более 45 случаев привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц по статье 14.6КоАП РФ (Административный кодекс «Нарушение порядка ценообразования» - прим. авт.) говорит о том, что проверки были весьма результативными. И, в определенной мере на тот период они, конечно сказались на том, что сетевые магазины информировали свои центральные офисы, и цены на отдельные товары регулировались в сторону уменьшения. Хотя, конечно, мы понимаем, что в основе этого лежит рынок. И сегодняшний день показывает, что на отдельные виды товаров, такие как овощи и крупы, цены пошли на спад, и это совсем не заслуга прокуроров или УФАС, а всего лишь законы рынка в действии. 

Насколько меры предпринятые органами прокуратуры были действенными для стабилизации ценовой ситуации? 

- Когда на волне ажиотажа появляется повышенный потребительский спрос, у продавцов, в свою очередь, возникает желание и возможность в сбыте товаров с неоправданными накрутками. В такие моменты, я считаю, что административные методы вполне себя оправдывают. Они ограничивают возможности наживы на покупателях. Тем более что продовольственные товары относятся к группе товаров ежедневного спроса. То есть без них человек прожить ни дня не может. Поэтому мы, конечно, сдерживаем спекулятивные амбиции недобросовестных продавцов. Как только панические настроения утихают, рынок стабилизируется, и потребность в административном контроле отпадает. Покупатель просто не пойдет в тот магазин, где цена на один и тот же продукт несколько выше, чем в соседнем. Начинает работать основной закон рыночной экономики. 

Насколько жесткие меры применялись к нарушителям? 

- Есть специальная норма в административном кодексе, которая позволяет привлечь к ответственности, как продавца, так и производителя. У нас есть пример привлечения оптовика к административной ответственности. Это на территории Октябрьского района. Фирма, занимающаяся оптовой торговлей, была привлечена прокурором к административной ответственности по ч.1 ст. 14. 6 КоАП РФ. А штрафные санкции по этой статье достаточно приличные. Должностные лица, директора магазинов штрафуются до 50 тысяч рублей, а юридическое лицо - в двукратном размере от излишне полученной выручки от реализации товара. В данном случае сумма штрафа составила 673 тысячи рублей. 

В каких территориях была наиболее неблагополучная ситуация? 

- Практически в каждом муниципалитете, где у нас установлены предельные индексы торговых надбавок на отдельные виды товаров, выявлялись нарушения. Это Ханты-Мансийск, Урай Октябрьский, Березовский и Белоярский районы, а так же другие территории автономного округа. 

Будет ли продолжена эта работа и дальше - с учетом того, что экономическая ситуация в стране стала более стабильной? И есть ли вообще потребность в таких рейдах? 

- У прокуроров такой практики по контролю цен на продукты питания раньше не было. Мы этим вопросом не занимались. Хотя решали проблемы с топливом, когда проводили проверки при завышении цен на бензин совместно с УФАС. Сейчас практика наработана, появились механизмы и алгоритмы работы по продуктам питания. Мы знаем, какие документы смотреть, на что обращать внимание. Ведь в ходе таких проверок, помимо превышения торговых надбавок, выявляется масса сопутствующих нарушений. Прокуроры действуют не одни, а вместе с другими контролирующими органами, создана рабочая группа, которая работает и в других муниципалитетах округа. Участники рабочей группы фиксировали факты, когда на прилавке была одна цена, а на кассе – другая. Это обман потребителя, который влечет привлечение к ответственности. 

Торговые сети использовали различные механизмы, чтобы не привлекать внимание сильно высокой ценой, допустим, на сливочное масло. На этот товар закупочная стоимость килограмма была примерно 180 рублей, а некоторые розничные магазины продавали по 135 рублей за кг. Но этого быть не могло, так как оптовая цена от производителя составляла 180 рублей! Начали проверять и выяснили, что продавался некачественный продукт, далеко не масло и даже не маргарин, а какой- то маслосодержащий продукт с очень низким процентом жирности. Таким образом, когда начинает работать административный механизм, то и продавцы стараются тоже каким-то образом подстроиться к ситуации, обойти имеющиеся запреты и ограничения, к сожалению, не в пользу потребителя. Поэтому больше стало выявляться некачественных товаров. То есть, мы не только проверяем надбавки, но и оцениваем соблюдение законодательства в комплексе. 

Это работа, которой занимаются в текущем году все прокуроры страны по поручению Генерального прокурора РФ, совместно с контролирующими органами. Поручение заключается в том, что бы отслеживать ситуацию на системной основе, вплоть до ее стабилизации. Будем работать и дальше, тем более, практика в первом квартале текущего года нами уже наработана.
Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA