Серьезный экономический поворот. Власти округа понимают, что сырьевая модель исчерпала свои возможности

ТЕКСТ: Сергей Игнатов

ФОТО: Артур Борисов

Серьезный экономический поворот. Власти округа понимают, что сырьевая модель исчерпала свои возможности
Сегодня в окружной Думе состоялись депутатские слушания. На обсуждение депутатов был представлены доклады о прогнозе социально-экономического развития Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а также основных характеристиках проекта закона о бюджете на три ближайших года.

О том, каков прогноз относительно социально-экономического развития округа и бюджета региона, депутатам рассказал директор департамента экономического развития Павел Сидоров. В начале своего выступления он отметил, что сложившаяся в 2013 году в Югре экономическая ситуация выглядит гораздо позитивнее, чем в целом по Российской Федерации. Таким образом, у округа есть определенные успехи в сфере развития экономики.

Во-первых, это сбалансированность бюджета. В частности, была скорректирована бюджетная политика и сформирован бюджет округа на дефицитной основе, что позволило повысить эффективность расходов за счет расширения горизонтов планирования при реализации бюджетных мероприятий. Во-вторых, у округа сохраняется высокая способность рассчитываться по кредитным обязательствам, что позволило за счет включения механизма заимствования не снизить набранные темпы экономического развития в условиях увеличения бюджетных расходов. В-третьих, была обеспечена стыковка программных документов по отдельным отраслевым направлениям.

В-четвертых, была скорректирована и поддержана программа в отношении предпринимательской инициативы. Кстати сказать, автономный округ участвует в программах Минэкономики РФ по софинансированию поддержки субъектов малого предпринимательства. Всего на эти цели было привлечено около 1,1 млрд федерального бюджета, а если говорить в целом, то на развитие малого предпринимательства было потрачено более 5 млрд рублей. По количеству субъектов малого предпринимательства на 100 тысяч населения Югра занимает 13-е место в РФ (третье место в УрФО), хотя, по количеству населения среди регионов страны округ занимает 62 место. Каждый шестой житель Югры, или 127 тысяч граждан, проживающих на территории округа, заняты в этом секторе экономики.

В своем докладе Павел Сидоров обратил внимание участников депутатских слушаний на то, что в Югре принимаются все меры по улучшению инвестиционного климата. Одним из условий поддержки инвестдеятельности стало предоставление нефтедобывающим компаниям льготного налогообложения, что реально проявилось в увеличении инвестиций в основной капитал, а в дальнейшем ведет к увеличению налоговой базы по прибыли и имуществу бюджета автономного округа. Предоставляя преференции, правительство округа дает компаниям возможность высвободившиеся в результате применения налоговых льгот деньги направлять на разработку и внедрение новых технологий нефтедобычи, модернизацию производства, геологоразведку. Безусловно, это должно повлиять на увеличение коэффициента нефтеотдачи разрабатываемых залежей, а также вовлечение в оборот новых запасов полезных ископаемых.

В Югре реализуются масштабные инвестиционные проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов УрФО. Среди них можно выделить строительство Няганской ГРЭС, реконструкция рыборазводного завода, проект в сфере производства агропромышленной продукции вблизи деревни Ярки Ханты-Мансийского района, строительство завода по производству ДСП в Советском. Общая стоимость этих проектов превышает 112 миллиардов рублей, в результате их воплощения будет создано более 4 тысяч рабочих мест. Кроме того, реализуется проект «Югорский лесопромышленный холдинг», ориентированный на экспорт продукции. Планируется построить газотурбинную электростанцию вблизи поселка Игрим, гидроэлектростанцию на 4 МВт в районе села Саранпауль, автомобильную дорогу Саранпауль – Игрим, построить завод по производству цемента и щебня в Березовском районе, завод по переработке бурых углей в поселке Саранпауль, второй очереди завода по переработке кварцевого сырья в Нягани. Предполагается реализовать проекты по строительству мостовых переходов через реку Обь в районе Сургута и поселка Вах, а также строительной площадки «Юграплит».

Всего в перечне инвестпроектов зафиксировано 22 проекта. По оценке экономистов, в результате реализации данных проектов можно будет добиться к 2016 существенных изменений социально-экономической инфраструктуры округа. Во-первых, ожидается добиться увеличения количества рабочих мест до 9 тысяч, в том числе 6 тысяч – на предприятиях малого и среднего бизнеса. Прирост объема промышленной продукции к планируемому периоду – не менее 50 млрд рублей. Рост доходов бюджета по налогам на прибыль и налогам на имущество запланирован на уровне не менее 2 миллиардов рублей ежегодно.

Характеризуя итоги социально-экономического развития в январе-июле 2013 года, Павел Сидоров озвучил статистические данные Минрегионразвития, где Югра занимает по сводному индексу 4-е место среди регионов Российской Федерации.

Прогноз социально-экономического развития Югры сформирован на сценарных условиях, принятых в сентябре правительством страны. По словам директора департамента экономразвития, исходные условия макроэкономики по отдельным годам и показателям в сентябре претерпели изменения по сравнению весенними прогнозами. Так корректировка базового варианта по сравнению с прежними прогнозами была связана с ограничениями роста регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных компаний – это перенос повышения тарифов на услуги и товары инфраструктурных компаний для потребителей кроме населения с 2014 на 2015 год, в последующие годы ограниченое их повышение уровнем прошлогодней инфляции.

Также корректировка базового варианта связана с ухудшением конъюнктуры на ряде мировых товарных рынков. Есть и другие факторы уточнения прогноза, связаны с понижением планируемых доходов бюджетной системы. Во-первых, это ежегодное увеличения базовой ставки НДПИ в 2014-2016 годах, которая начнет действовать с начала 2014 года, что отрицательно скажется на результатах работы нефтяных компаний-плательщиков. Во-вторых, поэтапное снижение ставки таможенных пошлин на сырую нефть. В-третьих, это замедление темпов роста российской экономики в целом.

При разработке прогноза Югры, департамент экономического развития ориентировался на предлагаемый уточненный сценарий развития. В частности с учетом того, что цена на нефть в 2014 году будет стоить 101 доллар за баррель, в 2015-2016 годах – 100 долларов за баррель. Обменный курс рубля в долларах предлагается в 2014 году составит 33,4 рубля за доллар, затем постоянный рост к 2015 году – 34,3, а к 2016 году – 33,9 рублей за доллар. Индекс потребительских цен в 2014 году 4,8 процентов, 2015г. – 4,9, в 2016 – 4,4 процентов.

Внутренние причины, которые могут повлиять на параметры – это объем добычи нефти, который по оценкам экспертов составит в 2014 году 253,5 миллионов тонн, в 2015 – 249,7 млн, в 2016 – 247 миллионов тонн. При прогнозировании этого параметра учитывалась информация нефтяных компаний.

Исходя из этих условий, прогноз Югры сформирован в двух вариантах, отличающихся деловой активностью предприятий, исполнением взятых на себя обязательств по программам развития, набором мер господдержки реального сектора экономики, инфраструктурных проектов, что в итоге должно повлиять на темпы роста ВВП, качество жизни населения.

Первый вариант предполагает ограниченную возможность для развития инфраструктуры. Сценарий основан на проведении более жесткой бюджетной политики, связанной со стагнацией государственного инвестиционного спроса. В этом варианте спрогнозировано влияние рисков социально-экономического развития: зависимость региональной экономики от внешних условий развития, инфраструктурные ограничения, высокая изношенность основных фондов, снижение инвестиционной активности системообразующих организаций, снижение активности потребительского кредитования и так далее.

В результате первый вариант предполагает медленное движение с нулевыми темпами экономического роста вследствие низкого уровня процессов технологического обновления и высокой себестоимостью продукции, выпускаемой организациями обрабатывающих отраслей, агропромышленного комплекса автономного округа, стагнацией на рынке труда.

Учитывая отсутствие в настоящем периоде явных признаков резкого ухудшения внешних и внутренних условий развития экономики Югры, положительные тенденции социально-экономического развития за 9 месяцев 2013 года, а также поступательное движение по созданию условий для инвестиций, снятие инфраструктурных ограничений, предлагается как базовый для разработки параметров бюджета округа на ближайшие три года более позитивный второй вариант.

Сидоров обмолвился, что в правительстве Югры понимают, что сырьевая модель экономики исчерпала свои возможности.

«Нулевые, либо близкие к нулевым темпы развития не могут нас устраивать, - заявил руководитель депэкономразвития. – Именно в этом заключается вызов России и Югры. Мы должны сегодня заложить основу нового качества экономического роста, основанного на экономике знаний и инноваций. А это можно сделать, только осуществив серьезный экономический поворот». 

Второй вариант социально-экономического развития предполагает дисертификацию экономики, повышение качества жизни населения за счет усиления финансовых, организационных, информационных, имущественных мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Также планируется использование таких мер, как развитее территориальных кластеров, технологических площадок, промышленных парков, вовлечение в экономический оборот средств пенсионных накоплений, коммерциализация инновационных разработок.

Эти задачи, как заявил Павел Сидоров, правительство округа будет решать при безусловном сохранении всех социальных обязательств перед населением Югры.
Другие новости в рубрике Экономика

Фото по теме:

Добавить комментарий:

CAPTCHA