Север – особенная территория. Павел Сидоров об экономическом развитии и перспективах Югры

ТЕКСТ: Наталья Игнатова

Север – особенная территория. Павел Сидоров об экономическом развитии и перспективах Югры

В конце декабря прошлого года Минэкономразвития был опубликован рейтинг регионов, отражающий эффективность работы региональных властей. Какие позиции занимает в нем Югра, рассказал директор департамента экономического развития автономного округа Павел Сидоров.

Павел Петрович, по каким критериям формируется рейтинг?

Ежегодно, начиная с 2008 года, Министерство регионального развития проводит оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Это нужно для того, чтобы выявить проблемы, причины тех или иных тенденций, возникающих в регионах, и принять решения, которые ослабляли бы возникающие угрозы. Мы в округе точно так же работаем с муниципальными образованиями: чем раньше болезнь будет выявлена, тем быстрее ее можно вылечить.

Каждый год методика оценки менялась: страна огромная, регионы такие разные, поэтому нужен учет особенностей субъектов. Больше всего особенностей у северных территорий: огромные расстояния, малая плотность населения, сложная транспортная доступность в силу экономических и природно-климатических причин. В рейтинге 2010 года была предпринята первая попытка учесть эти особенности путем наложения на эту оценку экспертного мнения. Оценка всегда велась по конечному результату, и ряд дотационных регионов всегда были в группе замыкающих, и с 2009 года в оценку включили еще одну методику – по динамике изменений. Был кризис, и в некоторых регионах объем промышленной продукции значительно уменьшился. А в этом году рост производства в них был значителен: когда упали, легче подниматься. У нас не так, в округе достигнут огромный потенциал, валовый продукт - 2,3 триллиона! Экономисты называют это «эффект базы», мы достигли определенного потолка, мы не можем быстро меняться. Обратный эффект этой методики: мы не будем никогда лидерами по этой оценке, впереди будут аутсайдеры. А лидеры скатились вниз – Югра, Тюменская область, Ямал оказались на 70-х местах. 


В текущем рейтинге по итогам 2010 года Югра занимает 18-ю позицию по результативности, причем на одну позицию мы улучшили свое положение по отношению к рейтингу 2009 года. Надо еще учитывать, что в первой двадцатке между субъектами дифференциация очень небольшая, мы идем очень тесной группой, а по динамике мы – на 71-м. Мне кажется, что нас нужно оценивать не по динамике, а по достигнутым результатам.В этом – несовершенство методики. Так что оценка объективна и субъективна одновременно.

Всего оценка проводится по 329 показателям, но ранжирование субъектов происходит по четырем сферам: экономика и госуправление, образование, здравоохранение и жилищно-коммунальный комплекс. Нам есть чем гордиться: в сфере госуправления и экономики мы заняли 5-е место, в сфере здравоохранения – 6-е, образования – 11-е место. По всем этим сферам мы существенно улучшили свои позиции от предыдущего рейтинга 2009 года. В сфере ЖКХ мы занимаем 53-ю позицию. Но, тем не менее, она выше, чем была в предыдущем рейтинге.

На результаты рейтинга и экономическую ситуацию влияет совокупность причин: и социально-экономическое положение в стране, в округе, и меры, которые органы власти принимают для улучшения динамики социально-экономического развития. И рейтинг как раз нацелен на то, чтобы оценить, насколько эффективно органы исполнительной власти регионов осуществляют свои полномочия.

И снова мы вернулись к северным особенностям. Как громадные территории влияют на эффективность управленческих решений?

При малой плотности населения неизбежны сложные схемы, малокомплектные школы, фельдшерско-акушерские пункты. А нормативы, которые на всю страну одинаковые, говорят, что на одного учителя в селе должно быть 14 учеников, в городе – 25.

Закроется школа – исчезнет село…

Даже не в этом дело! По конституции, образование у нас обязательное и бесплатное, мы должны его обеспечить! То же самое – по ФАПам. Ставки среднего медицинского персонала привязаны к врачам, а в ФАПах нет врачей, только фельдшеры. Получается, что эта численность по данной методике – избыточная, а расходы на нее – неэффективные. В ЖКХ неэффективные расходы с точки зрения Минрегиона – дотации на компенсацию убытков организациям. Они по определению не могут без убытков осуществлять свою деятельность в труднодоступных отдаленных районах, потому что опять: транспортная составляющая, высокая стоимость ресурсов, а 

проводить модернизацию и ставить новое оборудование – здесь об эффективности еще можно поспорить, когда они окупятся, эти вложения. Тем не менее, мы модернизируем жилищно-коммунальный комплекс, но завершится модернизация нескоро. А если предприятия, подающего воду и тепло, не будет, это уже не село будет, а стойбище в лесу.

Наверное, к оценке уровня жизнеобеспечения людей на Севере должны быть какие-то особые подходы. Зато объем инвестиций – достаточно яркий и универсальный показатель развития.

Мы заняли третье место по инвестициям на душу населения, традиционно округ – в тройке лидеров. В Югре принята вся нормативная база для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий, предусмотрены формы и меры поддержки, необходимые для развития бизнеса территорий. Свидетельством этому является высокий рост инвестиций в основной капитал, а общий объем этих инвестиций на душу населения сопоставим с США.

Павел Сидоров

В какие сферы экономики инвесторы стремятся вкладывать в первую очередь?

80% инвестиций – нефтегазовая сфера. Это – специфика округа. В свою очередь, доля нефтегазового сектора в объеме экономического производства составляет 87%. Вклад ТЭК в экономику огромен. Эти системообразующие предприятия, крупнейшие налогоплательщики, вокруг них работает большое количество субподрядчиков, сервисных предприятий, сфера услуг. При этом стратегия развития нашей экономики направлена на диверсификацию, большие силы и средства уделяем развитию несырьевых секторов, в первую очередь это лесопромышленный комплекс, рыбохозяйственный. Большой потенциал заложен на Приполярном Урале, где богатые залежи твердых полезных ископаемых: руды, бурый уголь. Плюс транспортный комплекс: планируется строительство транспортного коридора вдоль Приполярного Урала, что тоже ведет к освоению и развитию территорий. Это, конечно, дело будущего, но оно закладывается сегодня.

Еще один молодой несырьевой сектор экономики – туризм, в том числе этнографический. В классическом понимании вычленить его долю в валовом продукте невозможно, но нужно отметить, что за последние 2 года в этой сфере сделано многое: приняты программы, предусмотрены меры поддержки по развитию этих направлений.

Самое главное, что население и бизнес видят перспективу развития этой сферы деятельности и проявляют инициативу. Это новое дело, им раньше всерьез никто не занимался, и чтобы вести его цивилизованно, нужна поддержка на начальном этапе. Примеры успешных предприятий, развивающих туризм, уже есть, думаю, что благодаря работе органов власти в совокупности с бизнесом этнотуризм выйдет на новый качественный уровень уже в ближайшие 2-3 года.

Еще одна успешная форма взаимодействия – государственно-частное партнерство, ее начали реализовать на строительстве детских садов.

За этим – будущее. Мы не можем существовать раздельно, государство и бизнес обречены на то, чтобы взаимодействовать, выстраивать отношения. В округе принят закон о государственно-частном партнерстве, сформирована нормативная база для развития этих взаимоотношений. Мы приступили на территории Югры к реализации революционного проекта, такого в стране нет. Это интересный и статусный проект, в рамках которого осуществляется государственная поддержка организаций, желающих вкладывать деньги не только в производственную, но и в социальную сферу. Сформировав нормативно-правовую базу, мы почувствовали, что бизнес готов этим заниматься, доверяет государству. И видит возврат инвестиций.

Адам Смит, основоположник одной из экономических теорий, сказал как-то: «Любой бизнес в своей деятельности преследует корыстные цели и тем самым создает блага для общества». У предпринимателей свои задачи, у власти свои, а вместе у нас общая задача – обустройство нашей страны, нашего региона, чтобы всем было комфортно и жить, и работать, и отдыхать.

Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA