«Стреляю хорошо, добыла три медведя». Этнотуризм в Югре набирает обороты

ТЕКСТ: Сергей Игнатов

ФОТО: автора

«Стреляю хорошо, добыла три медведя». Этнотуризм в Югре набирает обороты
Мировая практика показывает, что в современных условиях этнический туризм — один из залогов выживания аборигенов в естественной среде. Нижневартовский район - это уникальная территория в составе Югры и всего Западно-Сибирского региона, обладающая самобытным историко-культурным потенциалом. В последние годы по территории Нижневартовского района проложено несколько успешно действующих маршрутов. Сегодня мы расскажем об одном из них.

Изображение-275.jpg

Сбор и переезд из Нижневартовска  в национальный поселок Аган, как правило, начинается ранним утром. Пока микроавтобус движется по трассе, гид-экскурсовод рассказывает о культуре, быте, мировоззрении ханты и манси, предлагает туристам отгадать национальные загадки, поощряя правильные ответы памятными призами. Рассказ экскурсовода сопровождается развлекательными мероприятиями, соответствующими тематике тура. Во время переезда в автобусе каждый турист обеспечивается сухим пайком. 

В Агане туристов первым делом поведут в этнографический музей-театр, в собрании которого представлены памятники традиционной культуры ханты. Музей,  бессменным директором которого и гидом по совместительству  является Фекла Бондаренко, был создан в 1996 году. Фекла Семеновна познакомит посетителей с экспонатами музея, бытом и традициями народа ханты, и вдобавок к этому фольклорная группа музея в песнях и танцах, под аккомпанемент национального инструмента нарсъ-юха (поющая струна), представляет творческое наследие предков народа ханты.  После визита в музей-театр туристам предлагается посетить ремесленные мастерские поселка Аган, где хранятся национальные изделия из бересты, бисера, меха, которые можно не только  приобрести, но и понаблюдать за работой мастеров, вручную изготавливающих национальные изделия. Под руководством квалифицированного мастера туристы могут выбрать программу мастер-класса и изготовить своими руками памятный сувенир.

Изображение-391.jpg

Переезд на стойбище коренных жителей севера семьи Казанжи зимой начинается с переодевания в спецодежду, в которой комфортно можно перенести 40-градусные морозы. Несколько десятков километров туристы преодолевают на микроавтобусе, пока дорога не упрется в глухую тайгу. Еще несколько километров нам предстоит проехать на снегоходах, запряженных в многоместные нарты. Встреча гостей начинается с обряда «очищение дымокуром». Затем экскурсия по таежному стойбищу ханты, тропа которого ведет прямо к северным оленям - тем самым оленям, которые возят сани Деда Мороза в новогодние праздники. По вашему желанию и за дополнительную плату можно прокатиться на оленьей упряжке.  В программе посещение чума, можно принять участие в обряде «Дерево желаний». 

Во время экскурсии мы познакомились с самым старшим обитателем Карамкинского родового угодья – 63-летний Варварой Егоровной Загайновой. Несмотря на возраст, она занимается традиционным промыслом коренных народов Севера – охотой и рыбалкой.  Варвара Загайнова живет на стойбище в отдельном домике, в котором на стенах висят шкуры рыжей лисицы. В углу стоит ружье. Бабушка говорит, что у него боек заедает, хочет новое купить. В доме у железной печки ровной поленницей лежат дрова, а на кровати вальяжно расположился 11-летний кот Мурзик. На стойбище Варвара Егоровна переехала в позапрошлом году к родственникам. До этого жила в Покачах совсем одна, но стало скучно, и пенсионерка, скучая по тайге, перебралась к снохе Любе, которая и является хозяйкой стойбища. 

Изображение-305.jpg

В молодости бабушка Варвара  охотилась и на медведя. Вот ее рассказ дословно. «Я выросла в лесу, неграмотная совсем,  в школу никогда не ходила. Моя школа - тайга, рыбалка и охота. Белки для меня - легкая добыча. Одна ходить не боюсь, надеваю лыжи - и в тайгу. Сначала обхожу, ищу медведя, надоедает – петлю поставлю. Когда медведь попадает в ловушку, я его стреляю. Стреляю хорошо, добыла три медведя». Варвара Егоровна достает фотографию, на которой она стоит рядом с убитым медведем.

Перед нашим приходом бабушка Варвара вытащила сети с рыбой (язь и щука). «Сама сети ставлю на речке, сейчас буду готовить уху, - неторопливо занимаясь по хозяйству, рассказывает она. – Если я ничего не делаю, сижу, у меня все кости болят. Вместо зарядки дрова таскаю по избам».

Жизнь на стойбище «Карамкинское» идет по строго установленным годами правилам. «Женщины летом, пока не поспевают ягоды и грибы, занимаются выделкой шкур, бисероплетением,  шьют одежду, - рассказывает хозяйка стойбища Любовь Васильевна Казанжи. – Когда ягода поспевает, уже некогда будет этим заниматься. Большую часть времени пропадаем в тайге.  Мужики наши ходят на охоту, летом делают нарты, морды для рыбалки, когда у них время есть. Мы никогда без дела не сидим». 

Про туристов Любовь Васильевна отзывается тепло. «Туристы нам не мешают, даже наоборот, несмотря на хлопоты, с ними наша жизнь стала еще интереснее». Надо сказать, что Любовь Казанжи в прошлом году выиграла двухмиллионный грант за лучший туристский  проект, все деньги от которого она потратила на дальнейшее развитие этнографического комплекса.  Сейчас сюда приезжают туристы не только из Югры, но и из других регионов России и даже из-за рубежа. 

Изображение-279.jpg

Что еще интересного ждет туристов на стойбище «Карамкинское»? Гостям  предложат мастер-класс по бисероплетению, а для любителей подвигаться - состязания в национальных видах спорта. Для самых активных и романтичных гостей снегоходное сафари под звездным небом останется в памяти на всю жизнь. 

Специально для всех гостей, хозяева стойбища построили скоростную горку, на которой все бесстрашные смогут прокатиться с ветерком. На память о пребывании на стойбище можно сфотографироваться в национальной одежде. Ночлег почти спартанский, на нарах в национальных избах. А утром, хорошенько подкрепившись, туристы выйдут на охотничью тропу, во время которой хозяйка стойбища расскажет об особенностях хантыйской охоты.  
Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA