Свалки, незаконное жилье, налоги. Власть задумалась, как избавить Ханты-Мансийск от проблем

Незаконное строительство, несанкционированные свалки, самовольное возведение вторых этажей в гаражных кооперативах, «резиновые» адреса, а также использование гаражей и незаконно установленных объектов в предпринимательской деятельности стали темами совещания по взаимодействию администрации Ханты-Мансийска с федеральными органами исполнительной власти.

В совещании при Главном федеральном инспекторе по Югре Дмитрии Кузьменко приняли участие руководители практически всех федеральных структур, в введении которых находятся данные вопросы – правоохранительных органов, прокуратуры, Роспотребнадзора, налоговой инспекции, МЧС, Росприроднадзора, миграционной службы, службы жилищного и строительного надзора, земельного контроля.

Открывая совещание, Дмитрий Кузьменко обозначил масштабы проблемы: «Эти вопросы актуальны не только для Ханты-Мансийска, но и для всех городов округа. На первый взгляд кажется, что они имеют локальный характер, но уверен, что, если мы поднимем эту проблему, ее масштабы окажутся больше и серьезнее. Именно этим обусловлен формат совещания – муниципальная власть и федеральные структуры. Поскольку от этого взаимодействия зависит эффективность решения поставленных задач. Если общими усилиями удастся сдвинуть обозначенные проблемы с мертвой точки и навести в столице округа порядок, то этот проект можно сделать пилотным и распространить полученную законодательную практику на другие города».

Комментируя повестку совещания, главный федеральный инспектор подчеркнул, что любой правовой инструментарий должен быть направлен, в первую очередь, на защиту интересов граждан.

Сегодня в городе более 50 объектов незаконного строительства и реконструкции без получения разрешения на строительство, с нарушением требований градостроительных регламентов. Это приводит к ухудшению условий проживания жителей смежных земельных участков, невозможности реконструкции улиц и кварталов, ухудшению архитектурного облика города. Были приведены примеры незаконного возведения 2-, 3-этажных объектов по улицам Рознина, Гагарина и других. 

Практически во всех бывших гаражно-строительных кооперативах Ханты-Мансийска осуществляется незаконное строительство двухэтажных гаражей и реконструкция действующих гаражей в части увеличения этажности и их использование для проживания граждан. При этом, осуществляется незаконная врезка в существующие инженерные сети, устройство канализационных септиков с нарушением действующих норм и правил. Наглядно это проблему можно увидеть в ГСК «Иртыш». Более того – гаражи используются для ведения бизнеса, в них открываются СТО (не единичные примеры в ГСК «Иртыш»), мини-пекарни, осуществляющие свою деятельность с нарушением санитарных и эпидемиологических норм. 

Отдельные предприниматели используют под объекты потребительского рынка неприспособленные помещения и здания, не отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности. Были приведены примеры на ул. Красноармейской, Калинина, Карла Маркса, Песчаной.

Ежегодно из бюджета города на ликвидацию несанкционированных свалок расходуется от 15 до 23 миллионов рублей. На полигон утилизации твердых бытовых отходов вывозится от 45 до 60 тысяч тонн мусора.

Однако прилагаемых усилий недостаточно для решения данной проблемы. В своей хозяйственной деятельности физические и юридические лица продолжают образовывать несанкционированные свалки. Граждане, проживающие в гаражно-строительных кооперативах (ГСК «Обь», ГСК «Иртыш») выбрасывают отходы жизнедеятельности на близлежащие территории. 

В рамках проводимого администрацией Ханты-Мансийска муниципального земельного контроля на территории города выявлено 747 самовольно установленных балков, в которых проживают 2170 человек. 

Другая сторона этой проблемы – регистрация в объектах, которые не являются жилыми помещениями, граждан, в первую очередь, иностранных. При обсуждении этого вопроса, безусловно, была поднята и тема так называемых «резиновых» адресов, по которым собственники жилья регистрируют сотни и тысячи приезжих граждан.

Как пояснила начальник Управления ФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу Ольга Полякова, из 60 таких адресов по всему округу 15 находятся в окружном центре. По словам руководителя миграционной службы, с марта 2010 года существует судебная практика отказов регистрации по «резиновым» адресам – в этом случае регистрирующий орган исходит из нормы 6 кв. метров жилья на одного человека. Если меньше – основание для отказа в регистрации. Однако данный механизм пока является только законодательной инициативой ФМС России в области регистрационного учета граждан, которая, возможно, в скором времени будет принята в рамках новой Концепции государственной миграционной политики.
По словам Владимира Журавлева, сегодня в Администрации города проводится большая работа: направляются предостережения застройщикам и одновременно материалы в надзорные органы для принятия мер, в случае игнорирования - исковые заявления в суд. На данный момент 2 исковых заявления о признании построек незаконными и их сносе находятся на рассмотрении в суде. Готовятся следующие материалы. 

Тем не менее, администрации города самостоятельно не добиться ощутимых результатов. В частности, сегодня имеется ряд судебных решений, вступивших в законную силу, однако данные решения не исполнены. 

Необходим опыт работы федеральных структур, их содействие. Тем более, что в каждом ведомстве есть собственная наработанная практика по осуществлению контроля и надзора. По мнению Дмитрия Кузьменко, этот опыт необходимо проанализировать и обобщить. 

Например, руководитель Управления ФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу Ольга Литова поделилась последним опытом взыскания налогов с физических лиц, которые сдают в аренду жилье. По словам руководителя налоговой инспекции,  добиться результатов удалось именно благодаря межведомственным рейдам. Ведомство активно взаимодействует в этих вопросах с органами внутренних дел и ФМС. Такая практика коллективных рейдов может быть взята на вооружение.

Комментируя проблемы незаконного строительства в Ханты-Мансийске, методы борьбы с несанкционированными свалками, все руководители федеральных структур были единодушны во мнении, что необходимо активизировать эту работу, и делать это сообща. Где, как не в столице округа, должны быть чистота и порядок!

Однако, говоря о полномочиях по осуществлению контрольных и надзорных функций, многие ссылались на №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому у инспекторов «связаны руки». А также Градостроительный кодекс, в соответствии с которым надзорные органы лишены возможности участия в процедурах выделения земельных участков и надзора за объектами в период их строительства.

Тем не менее, инструменты для борьбы есть. В ходе совещания прозвучало несколько предложений по организации совместных действий. В первую очередь, усилить исковую практику, причем при организации претенциозной работы администрация города вполне может привлекать в качестве экспертов специалистов федеральных структур, голос которых в суде имеет большой вес. Во-вторых, взять на вооружение практику налоговой инспекции по организации межведомственных рейдов, в которых могут принять участие несколько федеральных ведомств. В-третьих, более активно использовать возможности общественности, так как любая информация о незаконных действиях, поступающая от граждан, является основанием для прокурорского реагирования.  

Руководитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Сергей Пикунов напомнил коллегам, что инспектор обладает правом приостановки деятельности объекта на 5 суток – чем не инструмент? Необходимо также, по мнению Сергея Пикунова, пресекать самовольное возведение объекта на ранней стадии, как только заметили поставленное ограждение – сразу действовать.

Все участники совещания выразили одобрение желанию администрации Ханты-Мансийска добиться в городе порядка, а также согласились с тем, что если объединить усилия и, например, раз в квартал, проводить подобные совещания, где подводить итоги этой работы, то результат не заставит себя ждать. 

Свою готовность решать поставленные задачи руководители федеральных структур подтвердили принятием Соглашения о взаимодействии с администрацией Ханты-Мансийска, которое вскоре будет подписано. Предмет соглашения – обеспечение взаимодействия между сторонами в области выявления и документального оформления фактов самовольного строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, самовольного занятия земельных участков, размещения несанкционированных свалок на территории города. В соглашении фигурируют 9 федеральных структур: Росреестр, служба по контролю и надзору в сфере окружающей среды, Роспотребнадзор, МЧС, УФМС, налоговая инспекция, правоохранительные органы, Ветнадзор и Росприроднадзор. 

Материал подготовлен управлением общественных связей администрации Ханты-Мансийска.

Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA