Юрий Реутов: «Использовать компримированный газ сверхэффективно»

ТЕКСТ: Николай Туманов

ФОТО: пресс-служба Технопарка

Юрий Реутов: «Использовать компримированный газ сверхэффективно»
Технопарк высоких технологий выполнил научно-исследовательскую работу по перспективам перевода пассажирского автотранспорта на газовое топливо и необходимости развития инфраструктуры обеспечения этим топливом в автономном округе. Основными выводами этого комплексного анализа с корреспондентом РИЦ поделился директор автономного учреждения, д.т.н., проф. Юрий Реутов.

- Юрий Ильич, чем обусловлена необходимость такого исследования для нашего региона именно сейчас?

- Компримированный газ, во-первых, экологически чистое топливо. А во-вторых, более дешевое. И сейчас эта тема очень актуальна для любых территорий, в том числе и для нашего автономного округа. Наша территория ежедневно подвергается техногенному воздействию, что связано с добычей нефти, транспортировкой грузов. В Югре в год стационарными источниками в атмосферу выбрасывается порядка 2,5 млн тонн веществ. Это колоссальная цифра. Плюс к этому объему транспорт дает более 450 тысяч тонн веществ, которые попадают в атмосферу. Передвигаясь по городу, всегда можно увидеть автобус, из выхлопной трубы которого вылетает сажа, и становится понятным - насколько эта тема актуальна.

- И что же делается в этом направлении, как на федеральном, так и на региональном уровнях?

- Есть распоряжение Правительства РФ от 13 мая 2013 года по регулированию отношений в сфере использования газового моторного топлива. Согласно этому документу уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном транспорте к 2020 году в городах с численностью населения более 300 тысяч человек должен составлять 30 %. А в городах с численностью более 100 тысяч, к тому времени наверняка к этой категории будет относиться и Ханты-Мансийск, до 10 % от общего количества единиц техники должно работать на газе. Это общественный транспорт и коммунальная техника. Но в столице Югры, конечно же, эти цифры должно быть выше 10 %.

В ХМАО разработана программа развития газоснабжения на 2012-2015 годы. Также разработана региональная программа развития ЖКХ и повышения энергоэффективности в нашем округе, активно действует Координационный совет при окружном правительстве по использованию природного газа в качестве моторного топлива.

- Что даст нашему региону более широкое использование газомоторного топлива?

- По соотношению цен традиционного топлива к пропан-бутану и метану (в качестве топлива используются пропан-бутановая смесь + метан, – прим. авт.) наиболее актуально и эффективно использование метана. Он втрое дешевле традиционного топлива. Его использование дает в 2-4 раза меньше вредных выбросов в атмосферу. И по безопасности, поскольку метан вдвое легче воздуха, и в случае разгерметизации оборудования не происходит каких-то чрезвычайных ситуаций. По степени чувствительности метан входит в самый безопасный четвертый класс.

- Каковы перспективы обеспеченности таким топливом нашего региона?

- Мы провели анализ возможных поставок природного газа метана на территорию округа. В качестве поставщика может выступить Газпром, который транспортирует газ с Ямала. Также возможно использование попутного нефтяного газа, который на 60-70 % состоит из метана. Его можно выделять и использовать. К примеру, в 2012 году в Югре было добыто 35,8 млрд кубометров ПНГ, из которых использовано 32 млрд кубических метров, остальное сгорело на факелах. Этого объема хватило бы, чтобы с лихвой покрыть те потребности, которые нам нужны.

- И каков ожидаемый экономический эффект от более широкого распространения такого топлива?

- Мы исследовали возможности перевода транспортных предприятий на сжатый природный газ. Посчитали и убедились, - использовать компримированный газ сверхэффективно. Если говорить об общем эффекте, то государственные и муниципальные бюджеты экономят на субсидировании пассажирских перевозок. Например, годовая экономия на один автобус составляет порядка 430 тысяч рублей по расходам на топливо.

- Насколько дорого переоборудовать автобусы под газ?

- Автобусный парк округа изношен, и переводить его на компримированный метан нецелесообразно. Нужно закупать новую технику с учетом ее работы на компримированном метане. Автобус, переоборудованный под газ, стоит на миллион дороже, чем его обычный дизельный собрат. Выше мы говорили, что только на топливе каждый автобус экономит в год 430 тысяч рублей. Значит, уже через 2,5 года затраты окупятся и автобус будет приносить прибыль. Плюс к этому меньше загрязняется окружающая среда. Так что вывод один: новая городская техника, а это автобусы и автомобили коммунальных служб, должны работать на газе.

- Каков основной итог этого исследования?

- Использование газа в качестве моторного топлива выгодно. И поскольку парк автобусов и коммунальных машин изношен, решение городских властей должно быть логичным – новую технику приобретать с установленным газовым оборудованием. Причем количество газовых заправок не станет препятствием: их можно построить там, где есть газовая труба низкого давления. Ставится компрессор и всё, - вопрос решен. Конечно, будут расходы на дополнительное оборудование боксов, но, тем не менее, все это целесообразно. Окупаемость такой заправки составит в среднем восемь лет. А вот чистый воздух мы почувствуем гораздо раньше.
Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA