Земные проблемы. Представители авиакомпаний и аэропортов хотят перемен в законодательстве

ТЕКСТ: Наталья Игнатова

Земные проблемы. Представители авиакомпаний и аэропортов хотят перемен в законодательстве

О перспективах развития небольших аэропортов Югры в этом году говорилось немало: и когда были переданы в собственность округа аэропорты Нягани и Урая, и когда обсуждалась измененная около месяца назад программа развития транспортной системы округа. А вот что думают по этому поводу профессионалы, размышлявшие о сегодняшнем дне и будущем авиации в формате круглого стола.

Олег Семенов, заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр» – одной из компаний, осуществляющей авиаперевозки в нашем округе, рассказал, что «ЮТэйр» работает в нескольких регионах России, но самую разветвленную сеть маршрутов компания имеет в Югре. Жители населенных пунктов могут пользоваться самолетами и вертолетами компании, чтобы передвигаться внутри округа, узловыми стыковками в Ханты-Мансийске и Сургуте, чтобы передвигаться в других направлениях страны. А при прибытии в Москву пассажиры могут воспользоваться стыковками в аэропорту Внуково и отправиться еще более чем в 50 направлениях маршрутной сети.

Олег Семенов отметил, что округ проводит большую работу в дотировании внутренних авиаперевозок, и констатировал, что после кризисных 2008-2009 годов объем перевозок возвращается к докризисным: «Авиакомпания несколько лет назад приняла решение о переоснащении флота, регионального в том числе, и сейчас она оперирует несколькими типами воздушных судов, в том числе иностранного производства. В эту программу инвестировано более 350 миллионов долларов – только по региональным воздушным судам, уплатив при этом таможенных пошлин при ввозе иностранных воздушных судов более 1,5 млрд. руб. И далее компания планирует наращивать количество воздушных судов – так, в начале 2012 года ожидается поступление еще 10 АТР-72. Чтобы обеспечить полеты жителей округа и других регионов страны в те аэропорты, которые сегодня не способны пока принимать современные воздушные суда, авиакомпанией инвестированы средства в оборудование самолетов АН-24, АН-26. В следующем году планируется поддерживать эксплуатацию 15 таких машин. Эксплуатация ЯК-40 с начала следующего года будет прекращена».

Остановился он и на сложностях, влияющих на авиаперевозки в округе. Первый источник проблем кроется в состоянии региональных аэропортов. Многие из них имеют технические возможности, ограничивающие эксплуатацию современных воздушных судов, не работают круглосуточно. Олег Семенов отметил, что в округе будут задействованы значительные финансовые средства на модернизацию хозяйства аэропортов. «Сегодня единые сертификационные требования действуют как для крупных, так и для малых региональных аэропортов, это приводит к тому, что в регионах вынуждены поддерживать такую же инфраструктуру и количество персонала, как в крупнейших аэропортах страны. Безусловно, это приводит к увеличению затрат и стоимости региональных перевозок. Нам видится необходимым пересмотр требований, сдерживающий развитие деятельности аэропортов». Следующая проблема – недостаток высококвалифицированных специалистов, как летных, так и технических. «Эксплуатация современной воздушной техники требует высококвалифицированной кадровой поддержки, знания иностранных языков, понимания иной идеологии эксплуатации иностранных воздушных судов, существенно сужая круг специалистов, которые с такой техникой способны работать. Необходимо расширять возможности авиакомпаний по теоретической, тренажерной, практической подготовке персонала», - отметил он.

Также Олег Семенов обозначил существующую налоговую нагрузку на авиакомпании: в настоящее время аэропорты частично освобождены от уплаты НДС, а у авиакомпаний эта льгота отсутствует. На внутренних рейсах НДС входит в стоимость билета, он становится дороже для пассажира. Авиакомпании также обязаны выплачивать дополнительный тариф по страховым взносам (14%) в дополнение к тому тарифу, который выплачивают остальные предприятия всех отраслей. Взимается тариф с фонда оплаты труда летного состава. Аналогов такого тарифа нет ни в одной другой отрасли промышленности.

Свою позицию по теме высказал и Анатолий Тулинов, генеральный директор компании «ЮграАвиа»: «Беды сегодняшней гражданской авиации произрастают из тех законов, которые сегодня приняты или не приняты, зависит от того, как государство регулирует деятельность нашей отрасли, в частности - аэропортов. Аэропорты отнесены к категории естественных монополий, и тарифное регулирование государство взяло на себя, оно осуществляется на федеральном и на региональном уровне. Деятельность региональных аэропортов строго отрегулирована на убыточность. Нам утверждаются нерентабельные тарифы по основной деятельности. Какой смысл сначала регулировать тарифы, чтобы аэропорты работали убыточно, а потом из тех же тарифов, регионального или федерального, субсидировать их деятельность, компенсируя им убытки от основной деятельности?». Тулинов напомнил, что закон об аэропортах неоднократно выносился на общественное обсуждение и с 90-х годов бродит где-то в кулуарах государственной Думы. «Возможно, если бы он был принят своевременно, из полутора тысяч аэропортов РФ не осталось бы порядка 320», посетовал Анатолий Борисович, выразив надежду, что новый состав Госдумы все же рассмотрит изменения в законодательстве.

Вот такой профессиональный взгляд вглубь проблемы. Но авиация – удел не только летчиков и представителей обслуживающей полеты инфраструктуры. Обычным людям тоже время от времени приходится на несколько часов подниматься в небо. И пусть наши обывательские мысли об авиации не столь глубоки и профессиональны, как у авиаторов, думаем мы в конечном итоге об одном и том же. Были бы полеты безопасными, билеты - доступными и дешевыми, а ожидание в аэропорту - комфортным.  

Другие новости в рубрике Экономика

Добавить комментарий:

CAPTCHA