Ольга Козлова: «Учителя понимают, что зарплата не может быть у всех одинаковой»

ТЕКСТ: Айгуль Хабибуллина

Интервью с директором департамента образования Нижневартовска Еще лет 5-7 назад многие учителя в нижневартовских школах вместо наглядных пособий показывали детям то, что под руку подвернется, говоря, к примеру: «представьте, что эта ручка – молекула водорода, а вот этот карандаш – молекула кислорода». Сейчас от этого старого, как будто и следа не осталось: компьютеры в кабинетах новые, мелом уже практически никто не пишет, подтеков и трещин на потолке и стенах не наблюдается, а главное учителя довольные. Об этих изменениях, а также в целом о развитии сферы образования в Нижневартовске корреспонденту РИЦ «Югра Информ» рассказала директор муниципального департамента образования Ольга Козлова.

Ольга Петровна, сколько средств в этом году было выделено муниципалитету на развитие образования, и на что они были направлены?

В этом году общий объем финансирования по программе «Новая школа Югры» для Нижневартовска составил 287 млн рублей. Кроме этого еще более 200 млн направлено на повышение оплаты труда учителей с 1 сентября. Заработная плата учителя действительно заметно выросла. Многое зависит и от того, какой образовательный результат дает педагог. Если он качественно работает, большинство его детей осваивают программу на хорошем уровне, у него есть ученики, участвующие в олимпиадах и побеждающие в них, то такой учитель, конечно, получает значительную надбавку из стимулирующего фонда помимо той гарантированной части, которую получает каждый педагог за выполнение своих основных обязанностей. Мне кажется, учителя уже понимают, что заработная плата не может быть одинаковой у всех, как это было раньше.

Что в Нижневартовске решили в отношении надбавок за стаж? Включили ли их в стимулирующий фонд?

Предложения включить эти надбавки в стимулирующий фонд действительно от окружного правительства поступали. Многие учреждения на других территориях Югры перешли к такой системе, однако в Нижневартовске коэффициент за стаж решено оставить в гарантированной части заработной платы. Мы считаем, что сделали правильно, и сами учителя нас в этом плане поддержали.

Приняты ли какие-то меры поддержки для молодых специалистов, не имеющих стажа работы?

Да, проект модернизации образования направлен, в частности, и на поддержку молодых педагогов. Им будет производиться специальная доплата в течение первых двух лет работы в школе. Ее размер со всеми северными надбавками составляет 2200 рублей. Стоит отметить, что выплата производится не из стимулирующего фонда, она тоже включается в гарантированную часть.

А как изменилась заработная плата воспитателей детских садов?

К сожалению, зарплата воспитателей отставала от зарплаты учителей. Хотя, к примеру, по-человечески очень трудно сравнить, с кем легче работать – 25-ю малышами или 25-ю школьниками. Сейчас зарплата воспитателя начинает догонять учительскую. На мой взгляд, это совершенно правильное решение – выровнять финансовые условия педагогов и воспитателей, тех, кто непосредственно, ежедневно и ежечасно работает с детьми.

На что были направлены остальные средства из бюджета?

Во-первых, на устранение замечаний надзорных органов в отношении школ и детских садов. Сейчас, в частности, усложняются требования по безопасности образовательных учреждений. В каждой школе устанавливаются системы электронного доступа и камеры видеонаблюдения. В настоящее время такая работа ведется и в детских садах. По программе «Новая школа Югры» эти меры безопасности мы должны обеспечить в обязательном порядке. Это касается и наличия ограждений, соответствующих определенным требованиям и нормам. Не у всех школ и садов вообще были ограждения, либо были, но очень старые.
Во-вторых, мы направляем средства на закупку современного оборудования для обучения. Это мультимедийные проекторы, интерактивные доски, документ-камеры, цифровые лабораторные комплекты по химии, биологии и физике. Эти цифровые ресурсы становятся привычными сейчас не только для школьников, которым это ближе, но и для учителей, в том числе и немолодых. В настоящее время мы стремимся к тому, чтобы такое оборудование было в каждом классе.

Возможно ли создать в нижневартовских школах компьютерные классы общего доступа?

Мне кажется, это дело недалекого будущего. Уже сейчас во многих школах есть компьютеры, подключенные к Интернету, которым может воспользоваться любой школьник. Школы, работающие в одну смену, имеют возможность, допустим, во второй половине дня в учебных компьютерных классах организовывать различные электронные курсы или дистанционно проводить олимпиады и конкурсы. По большому счету, так и происходит, потому что подключение к широкополосному Интернету у нас произведено давно. Речь идет только о том, чтобы была обеспечена контент-фильтрация, и ребенок получал доступ только к той информации, которая не повредит его психическому здоровью. Сложнее обеспечить такую работу в школах, где ребята учатся в две смены, так как там учебный процесс не прерывается до вечера. Пока у нас мало таких школ, однако если учесть демографическую ситуацию, которая сейчас складывается в стране, и увеличивающееся количество учеников начальных классов, то, думаю, полностью от двухсменки нам уйти не удастся.

Как в городе проходят тестирования на предмет употребления школьниками наркотических средств? Каковы результаты?

В прошлом году было пробное тестирование, которое, кстати, показало, что в Нижневартовске показатель отказа от прохождения тестов один из самых низких в округе. Наша задача, конечно, поработать и с родителями, и с самими школьниками так, чтобы ребята всё-таки захотели пройти это добровольное тестирование, и вообще привыкали заботиться о своем здоровье со школьной скамьи. В этом году мероприятие у нас проходит уже в плановом режиме, пока все результаты отрицательные.

А как работают с детьми, которые отказываются от тестирования?

Заставлять мы их, конечно, не можем, это очень деликатный вопрос. Однако даже без тестов мы ведь постоянно наблюдаем за детьми: в каком состоянии ребенок приходит, как он себя ведет, пропускает ли уроки, теряет ли интерес к учебе. По каким-то внешним признакам уже можно предположить, что что-то не в порядке. В то же время хочу сказать, что количество детей, поставленных на учет по причине употребления наркотиков, в Нижневартовске уменьшается.
Нельзя не учесть, что сейчас появляются очень много других наркотических средств, которые, к сожалению, весьма доступны для подростков – интернет-наркотики, к примеру. С ними в городе идет активная борьба, но большое внимание следует уделить и профилактической работе – очень важно говорить детям о последствиях употребления наркотиков, о том, что это не так безобидно, как кажется на первый взгляд, показывать, к чему это приводит, и лучше на конкретных примерах.
Для осуществления этих целей мы приглашаем в школы специалистов психоневрологического диспансера, которые сами работают с такими пациентами и могут о них рассказать. Главное, принять меры вовремя, когда еще можно что-то сделать.

А если тест подтверждается?

В этом случае с ребенком начинают работать специалисты. Следует учесть, что все результаты попадают в первую очередь к медикам, администрации дается только статистическая информация. Все положительные результаты повторно проверяются. Часть из них не подтверждается – это связано либо с употреблением какого-либо медицинского препарата, либо с плохим качеством самого теста. Только если после повторного тестирования результат подтвердится, с ребенком начнется работа. Однако положительных результатов у нас было очень немного, в этом году пока и вовсе не было.

Спасибо за интервью.
Другие новости в рубрике Интервью

Добавить комментарий:

CAPTCHA