Алексей Березовский: Прежде чем устанавливать новый тариф, коммунальщикам нужно решить другие проблемы

ТЕКСТ: Вера Фомина

Алексей Березовский: Прежде чем устанавливать новый тариф, коммунальщикам нужно решить другие проблемы
Рост тарифов ЖКХ никогда не вызывал одобрения: казалось бы, за что там платить, откуда берутся эти расчеты? «Заоблачные» цифры стали предметом подробного обсуждения на заседании совета по развитию муниципалитетов, которое на днях провела губернатор Югры Наталья Комарова.

В частности, глава региона обратила внимание членов совета на то, что в заявках на 2013 год по многим коммунальным предприятиям нет удовлетворительной тенденции. В них нет предложений по снижению издержек и реализации программ энергосбережения. «По некоторым из них – заявлены космические цифры: предельные уровни тарифов в разы, и даже десятки раз превышают индексы социально-экономического развития и среднегодового роста тарифов. Я попросила бы и органы местного самоуправления, и предприятия спуститься чуть-чуть на землю. А еще лучше - под землю, к трубам, чтобы системно и вдумчиво заняться заменой изношенных сетей и неэффективным распределением – теми первопричинами, что лежат в основе территориального дисбаланса в коммунальном ценообразовании», - подчеркнула губернатор.

Причиной такого развития событий Наталья Комарова назвала несоответствие коммунальных предприятий Югры показателям эффективного производства. Неэффективная система управления, высокие затраты и высокая степень износа основных фондов оборачиваются потерями ресурсов. «Если смотреть загрузку основных производственных фондов в сфере теплоснабжения, то в 2011 году этот показатель составил 54,3%, при номинальной загрузке в 80%, а в сфере водоснабжения и водоотведения - 46,9%, при номинальной загрузке 70%. По своей природе ненормативная загрузка – это, если и не полностью, то в большей своей части, управленческий просчет. При этом, если мы говорим о сфере тепло-водоснабжения и водоотведения, еще и достаточно дорогой. Их удельный вес в структуре платы югорчан за коммунальные услуги составляет более 80%», - привела данные губернатор, отметив, что именно поэтому на этой части коммунальной отрасли должны быть сосредоточены особые усилия.

Показателем неэффективности работы коммунальных предприятий является тот факт, что, предложения по установлению тарифов и предельных уровней тарифов в разы превышают индексы, предусмотренные прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Такие данные в своем докладе озвучил руководитель Региональной тарифной службы Югры Алексей Березовский. Так, в сфере теплоснабжения среднегодовой рост тарифа установлен на уровне 103,3%, в сфере водоснабжения и водоотведения – 105,8%. Однако предприятия ЖКХ заявили максимальный рост тарифов, превышающий эти показатели в три, четыре, а то и в одиннадцать раз. Например, предприятия теплоснабжения Белоярского района посчитали, что для нормальной работы в этом муниципалитете тариф должен вырасти на 619%, а предприятия водоснабжения Советского района обозначили и вовсе «скромную» цифру – 1133%. Отметим, что данные заявки не содержат предложения по снижению издержек, то есть указанный максимум вполне мог стать реальным тарифом.

Выполненный РСТ Югры анализ эффективности деятельности регулируемых организаций показал имеющиеся значительные внутренние резервы, оценивающиеся 21 % показателем от необходимой для работы компаний суммы, что в денежном эквиваленте составляет 5 813 млн рублей. Использование внутренних резервов могло бы способствовать улучшению финансовых показателей деятельности регулируемых организаций, снижению или умеренному росту тарифов, повышению качества и надежности оказываемых услуг, повышению уровня заработной платы и доведения ее до отраслевого тарифного соглашения в ЖКК, отмечает Алексей Березовский.

Несмотря на это, финансовый результат деятельности регулируемых организаций коммунального комплекса за 2011 год свидетельствует об ухудшении их финансового состояния. Если в 2010 году убыток от неэффективной работы компаний про предоставлению услуг ЖКХ составил 808 млн рублей, то в 2011 году – уже 1 037 млн рублей. Однако фактический убыток можно оценивать в 1 249 млн рублей, так как из бюджета автономного округа были выделены целевые дотации муниципальным образованиям на погашение задолженности предприятий ЖКХ перед поставщиками ресурсов и для погашения задолженности по налогам и сборам.

В качестве фактора, повлиявшего на величину убытков, Алексей Березовский выделил фактический рост цен на нефть, который значительно превысил прогнозный уровень роста, в результате чего дополнительные расходы предприятий на ее закупку предварительно оцениваются в 152 млн рублей. «Но это несопоставимо с разрывом финансовых показателей 2010 и 2011 годов, - отметил руководитель РСТ Югры. - Наличие такого разрыва может свидетельствовать об отсутствии планирования развития производства с учетом эффективности использования ОПФ и не эффективности управления, в том числе финансового, как на уровне организаций коммунального комплекса, так и на уровне местного самоуправления». По его словам, на сегодняшний день вынесено два постановления об административной ответственности (УП «Радужный теплосеть» и ОАО «Сургутстройтрест»).

В целом, основной причиной территориального дисбаланса ценообразующих факторов коммунальных услуг Алексей Березовский назвал низкую загрузку основных производственных фондов и наличие бездоговорного потребления. Предприятиям было рекомендовано решить эти проблемы, прежде чем устанавливать новый тарифный максимум и говорить о необходимости дотаций.
Другие новости в рубрике ЖКХ

Добавить комментарий:

CAPTCHA