Виктор Нанака: «Пока тарифы социально-направленные, привлечь инвесторов будет непросто»

ТЕКСТ: Николай Туманов

ФОТО: автора

Виктор Нанака: «Пока тарифы социально-направленные, привлечь инвесторов будет непросто»
Почему инвестиционные проекты в сфере ЖКК Югры пока еще редкость? Как прошел старт очередного отопительного сезона в регионе, и почему в округе старая схема формирования нормативов на потребление тепла будет действовать до конца 2013 года? На эти и другие вопросы корреспондента РИЦ ответил и.о. директора Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа Виктор Нанака.

Виктор Николаевич, сентябрь уже практически завершен. И погода пока достаточно теплая. Но, наверняка, все системы отопления в муниципалитетах региона уже полностью готовы к сезону холодов?

С 1 сентября, как и предполагалось, тепло подано на 100 процентов объектов социальной сферы. В середине этого месяца в 6 муниципалитетах отапливалось 100 процентов жилфонда . Сейчас теплоснабжение людей осуществляется во всех муниципальных образованиях Югры. Пока что серьезных жалоб нет. Есть незначительные трудности по отдельным домам: где-то еще не закончена регулировка систем или, после запуска теплоносителя, появились мелкие порывы. Пока же работа идет в штатном режиме, без всяких надрывов.

Если говорить о привлечении инвестиций в сферу ЖКК, есть ли какие-то реальные перспективы, или при существующих тарифах на коммунальные услуги это невозможно?

Сегодня инвестиции в ЖКХ привлечь очень трудно. Инвестор в эту сферу идет неохотно. Мы понимаем почему: практически все коммунальные объекты сами по себе дорогие. В особенности, если речь идет о комплексах водоснабжения и канализации. Что касается котельных, то здесь затрудняет процесс привлечения инвестиций нынешняя социально направленная тарифная политика. Это не дает возможность в полной мере закладывать в тариф возврат инвестиций. Вот поэтому в эту сферу инвесторы идут неохотно.

Но примеры положительные все-таки есть?

Сегодня мы имеем прецеденты участия инвесторов в строительстве объектов ЖКК. Заключено соглашение на возведение котельной в городе Югорске, между службой по тарифам, администрацией города и предприятием "Югорскэнергогаз", которое за свой счет построит котельную. Это соглашение заключено на 6 лет. То есть весь этот период тариф для предприятия Югорскэнергогаз сохраняется. Этот инвестор пришел и просчитал, что сегодня, если он построит котельную и начнет ее эксплуатировать, у него затраты будут меньше, а по зафиксированному тарифу он окупит свои вложения за 6 лет. За счет экономии и более рационального использования ресурсов. Это проект есть и работает. Я думаю, что он будет хорошим примером для всех.

А что, на Ваш взгляд, мешает более активному участию бизнеса в таких коммунальных проектах, как строительство котельной или другого объекта ЖКК?

Мы постепенно идем к долгосрочному тарифному регулированию, чтоб он устанавливался надолго, и тогда можно видеть какую-то перспективу. Но пока тарифы социально-направленные, это будет затруднять работу по привлечению инвесторов.

То есть в Югорске тариф позволяет инвестору обеспечить окупаемость затрат на строительство котельной?

Тариф на тепло там сейчас составляет порядка 1200 рублей за ГКал. Инвестор просчитал, что если они построит котельную с применением современного высокотехнологичного оборудования, производство тепла будет обходиться ему - в пределах 800 рублей за ГКал. Эта разница обеспечит окупаемость проекта за 6 лет. После чего он передаст котельную муниципалитету или продолжит ее эксплуатировать.

Разве окупаемость в 6 лет привлекательна для потенциальных инвесторов?

В каждом случае надо разбираться отдельно. Конечно, такие сроки пройдут не для всех. Каждый инвестиционный проект надо рассматривать исходя из того, в каком муниципалитете он будет реализован. Надо все это учитывать. Сегодня окупаемость строительства любого объекта по воде или канализации составляет 25-30 лет. Это инвестору не интересно. Ему надо хотя бы 6 лет, хотя и это уже считается долгим сроком. Но, тем не менее, в Югорске пошли на это. Я думаю, что этот пример должен привлечь и других инвесторов. Если сегодня будет принято решение о так называемом долгосрочном тарифном регулировании, вот тогда можно будет точно просчитать: какой должен быть тариф на территории, какие технологии можно применить, чтобы и затраты снизить, и просчитать за сколько вернутся инвестиции. Сегодня инвестору надо, чтобы на возврат денег ушло максимум 5 лет - тогда считается, что такие вложения эффективны.

Постановлением правительства до января 2014 года оставлены действующие расчеты нормативов по потреблению тепла в многоквартирных домах. Какова причина такого шага?

Некоторые субъекты РФ пошли на эксперимент, и перешли на работу по новым правилам расчета нормативов потребления тепла уже с 1 сентября 2012 года. Мы решили, что сегодня эксперимент у нас в округе делать еще рано. Посмотрим, как покажет себя работа по новым правилам в других территориях. Мы пока оставили все как есть для того, чтобы подготовиться. Потому что в некоторых случаях это может повлечь за собой рост платы за эту услугу, хотя в некоторых - снижение. Поэтому надо все хорошо оценить. Прежде чем начинать нужно 7-8 раз отмерить, не надо спешить.

В чем разница нынешних расчётов от тех, которые будут вводиться спустя полтора года?

Сейчас расход тепла по каждому потребителю считается в зависимости от объёма занимаемой площади. Есть объём - на него распределили. По новым правилам будет два тарифа: один - поквартирный, другой - для общего имущества. И будут считаться затраты либо по количеству проживающих в квартире людей, либо по объему занимаемой площади. Сейчас на тепло- и водоснабжение, водоотведение и электроэнергию разрабатываются и до конца текущего года будут утверждены нормативы для нашего региона. 
Другие новости в рубрике ЖКХ

Добавить комментарий:

CAPTCHA