Виктор Нанака: «Средняя загруженность котельных в Югре составляет 61,4 процента»

ТЕКСТ: Николай Туманов

Виктор Нанака: «Средняя загруженность котельных в Югре составляет 61,4 процента»

Около 440 млн рублей будет направлено дополнительно из окружного бюджета на подготовку муниципалитетов Ханты-Мансийского автономного округа к очередному отопительному сезону. Как жилищно-коммунальный комплекс Югры преодолел осенне-зимний максимум отопительного периода 2011-2012 г.г, и сколько средств планируется потратить на подготовку к следующему отопительному периоду, корреспонденту РИЦ рассказал и.о. директора Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа Виктор Нанака.

Виктор Николаевич, до официального завершения отопительного сезона время еще есть. Но сейчас наверняка уже можно сказать, насколько успешно муниципалитеты округа преодолели период осенне-зимнего максимума 2011-2012 года?

Мы провели отопительный сезон без аварий и чрезвычайных ситуаций. По сравнению с предыдущим сезоном количество инцидентов в коммунальной сфере сократилось почти на 60 процентов. Если в 2010-2011 году в коммунальной сфере округа зафиксировано 446 аварий - это данные на середину мая прошлого года, - то на этот же период нынешнего года – у нас всего 184 таких факта. Средств на подготовку к зиме было выделено достаточно. Муниципалитеты и коммунальные предприятия подошли к этому процессу ответственно, и все это в комплексе дало положительный результат. Хотя кто-то говорит, что это связано с теплой зимой, скажу, что это не так. Возьмем, к примеру, регионы расположенные южнее Югры, где намного теплее, чем у нас в округе, а сколько там было разных инцидентов? Так что, я бы не связывал успешное прохождение осенне-зимнего максимума с теплой погодой. В первую очередь это связано с качественной подготовкой коммунальщиков к отопительному сезону.

Такова ситуация в целом по округу. А есть муниципалитеты, которые справились с задачей безаварийного прохождения отопительного сезона не так, как хотелось бы?

Да, на такие муниципалитеты, как Советский район, города Ханты-Мансийск и Нягань приходится 85% от общего числа инцидентов в ЖКК Югры за прошедший отопительный период. В Нягани произошло 75 из 184 инцидентов в коммунальной сфере. В столице округа за сезон зафиксировано 43 факта. Хотя, в сравнении с прошлым годом, количество происшествий в ЖКХ снизилось на 50 процентов. Но мы считаем, что это все равно очень много. Для сравнения, в городах Когалыме, Мегионе и Нижневартовске за весь сезон происшествий вообще не зафиксировано.

Что подразумевается под инцидентом?

Инцидент - отказ или повреждение оборудования и сетей, отклонения от установленных режимов. Все инциденты устранялись в нормативные сроки силами аварийных бригад, число которых всего по округу составляет 390 бригад. Аварийные бригады оснащены необходимым спецавторанспортом, материалами и оборудованием, люди прошли обучение и провели противоаварийные тренировки. Поэтому все эти инциденты не оказали влияния на предоставление коммунальных услуг (размораживания батарей в квартирах не было, как и других тяжелых для потребителей последствий).

Очередной отопительный сезон заканчивается, но времени перевести дух у коммунальщиков нет. Начинается активная работа по подготовке к следующей зиме. Сколько средств на эти цели планируется потратить в этом году?

Начало подготовки к зиме не имеет какой-то конкретной даты. Мы его официально начинаем, как только заканчивается отопительный сезон, т.е. в июне месяце. Но мы, настраиваем наши предприятия на то, чтобы этот процесс шел круглогодично. Что такое подготовка к зиме? Насосное оборудование работает не все сразу. Ремонты и замены ведутся и в процессе эксплуатации. Правительство округа подготовке к отопительному сезону и готовности в целом предприятий к зиме уделяет большое внимание. Если в прошлом году на эти цели был выделен 401 млн рублей, то в этом сумма выросла до 439 млн рублей. Это значительная помощь коммунальным предприятиям, потому что это «живые» деньги, которые идут целевым назначением на подготовку к осенне-зимнему периоду 2012-2013 годов.

Как готовите котельные в отделенных поселках округа, которых в нашем регионе не один десяток?

Северный завоз идет в полном объеме, проведен конкурс, вышло распоряжение правительства. Главная проблема в том, что может помешать низкий уровень воды в реках. Но мы рассчитываем, что, несмотря на трудности, все необходимое для функционирования котельных зимой будет завезено в срок. В частности, в поселке Игрим Березовского района (в прошедший отопительный сезон здесь возникали проблемы) будет отремонтирован топливный парк, емкости для ГСМ, чтобы завезти туда резервное топливо.

Насколько успешно в округе реализуется проект по переводу поселковых котельных на газ?

В автономном округе в рамках программных мероприятий ведутся работы по переводу котельных на газ. В прошлом году было газифицировано 7 котельных. В этом году планируется перевести на газ 6 котельных. Но по каждой котельной мы должны обеспечить резервное топливо, если газ - основное, то резервное - дизтопливо или нефть. Потому что может быть и так: возникают перебои с подачей газа , тут же смонтировали и задействовали горелки на нефть (или дизель) и начинаем дальше работать, отапливать бесперебойно дома.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы внедрения в нашем регионе когенерации электроэнергии и тепла?

У нас работают такие установки, но они работают там, где есть сети, куда можно подавать тепло, например в Согом Ханты-Мансийского района. Нет задачи внедрения когенерации повсеместно. Внедрение систем когенерации дает положительный результат только когда вырабатывает и электричество, и тепло, и есть куда подать это тепло. Желательно внедрять ее там, где есть сложившаяся система. Ведь для этого нужна не только установка, но и сети, которые должны иметь соответствующие параметры. Но все это нуждается в точной оценке - насколько это сегодня эффективно и необходимо. Потому что все расходы учитываются в тарифе, который ложится на плечи потребителя. Образно говоря, если мы сегодня внедряем где-то когенерацию, и это дает уменьшение тарифа, и потребители платят меньше за тепло- водо- снабжение и электричество, это надо делать. Но в одночасье этого не сделать – пришел и поставил. Надо всю систему отепления смотреть. И мы сегодня ведем такую работу. По 6 городам Югры разрабатываем схемы теплоснабжения, повысить эффективность. То есть, где-то вывести из эксплуатации котельную, где-то построить новый трубопровод, потому что пропускная способность старого недостаточна и т.д. Сейчас в шести муниципалитетах мы делаем схемы теплоснабжения, чтобы иметь реальную картину: что и где надо сегодня делать.

Какова основная причина неэффективной работы котельных в нашем округе?

Нас упрекают в том, что коммунальное хозяйство несет неэффективные расходы. А средняя по автономному округу загруженность котельных, по данным Региональной службы по тарифам автономного округа, составляет 61,4 процентов. Ханты-Мансийск - отдельная тема, здесь котельные загружены на 43,3 процента. Тут функционирует 50 с лишним котельных, которые загружены на 40 процентов. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо уходить от неэффективных котельных. Есть хороший пример в Советском районе: здесь построено 11 новых котельных, а все старые нерентабельные выведены из эксплуатации. Многие сейчас переходят на индивидуальные отопительные системы, то есть проводят децентрализацию отопительной системы. Есть примеры строительства домов с индивидуальными системами отопления на весь дом, и системами отопления в каждой квартире. Это дает возможность потребителю экономить ресурсы, определяя температуру лично для себя. Это выгодно не только потребителям, но и организациям-поставщикам ресурсов, их расходы также снижаются. Многие муниципалитеты, там, где это возможно, уходят от централизованной системы отопления. Но это не так просто. Потому что надо, чтобы все собственники были согласны, соблюли все процедуры, установленные законодательством и т.д. В соответствии с действующим законодательством, нет права отключения тепла силовым методом. Сегодня вообще на это табу стоит. Даже если потребитель не платит, мы не имеем право отключить ни тепло, ни холодную воду.

На федеральном уровне принят закон, согласно которому все здания и дома должны быть оборудованы счетчиками коммунальных ресурсов. Как этот процесс идет в нашем регионе, и есть ли какие-то проблемы с реализацией?

Все здания, которые находятся в собственности округа и муниципалитетов, мы должны обеспечить приборами учета до конца года. И эту работу мы заканчиваем. Остается вопрос по многоквартирным домам. До 1 июля 2013 года мы должны обеспечить эти объекты приборами учета. Собственникам надо настраиваться на то, что их установка - необходимость. Сегодня обеспеченность счетчиками коммунальных ресурсов многоквартирных домов по округу составляет чуть более 40 процентов. Чтобы обеспечить такими приборами учета остальную часть, в каждом доме надо провести собрание собственников, чтобы все проголосовали за это. Есть вариант, когда их устанавливает ресурсоснабжающая организация за счет кредита или за счет собственных средств. А потом расходы по установке прибор включаются в тариф. Но многие теплоснабжающие компании не могут получить кредит из-за непрозрачной тарифной политики. И мы думаем, как сделать так, чтобы выполнить требования закона.

В последние годы есть проблема – отсутствие эффективных управляющих компаний. Очень часто такие предприятия создаются, чтобы сорвать куш, а потом исчезнуть, оставив после себя многомилионные долги. Как планируете решить этот сложный вопрос и обеспечить качественное и эффективное управление жилфондом округа?

Это больной вопрос. Не так давно мы провели совещание под председательством заместителя губернатора Валентина Грипаса. Н совещании присутствовали руководители управляющих компаний региона. УК у нас выпали из законодательной базы, то есть, нет Федеральной законодательной базы, которая бы должным образом регламентировала работу УК. Проверить такую организацию может только служба жилищного контроля в случаях, если поступили заявления граждан. Сегодня для УК самый главный законодатель - это собственник, который проголосовал за эту компанию и подписал договор. Необходимо утвердить единые правила функционирования на рынке УК, уйти от компаний однодневок, которые создаются, чтобы собрать деньги и исчезнуть. Министерство регионального развития РФ в настоящее время готовит такой нормативно-правовой акт.

Так может, лучше создавать управляющие компании на базе существующих ресурсных компаний, которые точно уж никуда не денутся?

Есть сегодня такие примеры, и они позитивны. Ресурсник, во-первых, может заинтересовать собственника по оплате за потребленные коммунальные и жилищные услуги. Во-вторых, организации, у которых есть оборотные фонды и мощности, за счет этого имеют больше возможностей, чем обычные УК. Они более прозрачны. Есть пример в Ханты-Мансийске, когда МП «ГЭС» взял 10 домов на эксплуатацию. И, как говорит директор ГЭС Сергей Дмитриев, если раньше был сбор по этим домам процентов 90, то сейчас почти 100 процентов собирается. Управление жилфондом - проблема сложная. Ее надо решать, и для этого у нас создана саморегулируемая организация управляющих компаний автономного округа, которая помогает власти в решении этой проблемы. Необходимо понимать, что решение всех этих проблем во многом зависит от самих собственников, их активности.   

Другие новости в рубрике ЖКХ

Добавить комментарий:

CAPTCHA