Любовь Ковешникова: Мы продолжаем развивать инклюзивное образование

ТЕКСТ: Николай Туманов

ФОТО: Артур Борисов

Любовь Ковешникова: Мы продолжаем развивать инклюзивное образование

До начала очередного учебного года осталось три дня. Какие новшества в системе образования Югры ждут учеников и педагогов, корреспонденту РИЦ рассказала директор департамента образования и молодежной политики автономного округа Любовь Ковешникова.

Любовь Николаевна, что нового появится в системе образования  Югры с 1 сентября?

Новый учебный год - это не начало новой жизни, а новый виток нашей действительности. Порядка 23 тысяч ребят у нас пойдут в первый класс. И вот как раз для них начинается школьная новая жизнь.

В автономном округе уже несколько лет  активно реализуется федеральный проект «Модернизация региональной системы общего образования». Мы очень серьезно обновили учебно-наглядную базу образовательных учреждений, оснастили каждый класс начальной школы комплектами интерактивного оборудования. Продолжается оснащение общеобразовательных учреждений школьными технопарками. Это комплекс оборудования, позволяющий ребенку экспериментировать, знакомиться с явлениями окружающей среды, ставить эксперименты по физике, химии, электродинамике, понимать, что такое энергоэффективность, и то, как мы используем энергию в жизни. То есть, мы развиваем те технические компетентности, которые связанны с физической жизнью человека в мире. И, конечно же, это оборудование в первую очередь направлено на развитие технического мышления ребенка, а значит и на развитие его прикладных способностей. Это чисто образовательное направление.

В последние годы в стране ведется системная работа по обеспечению доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как складывается ситуация по этому направлению в нашем округе? 

В Югре достаточно много уделяют внимания развитию образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы осмысленно и планомерно продолжаем развивать инклюзивное образование.

В 2013 году вступает в силу закон «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», и «инклюзия» уже прописана в нем как норма. Мы считаем, что к нормативному и организационному внедрению инклюзивного образования наш округ готов. В Югре более 30% школ имеют соответствующую безбарьерную среду. Причем как дистанционную, так среду физической доступности: в школах имеются пандусы, лифты. Все это сделано для того, чтобы ребята с ограниченными возможностями, в первую очередь колясочники, могли посещать образовательные учреждения. Учащиеся с ограниченными возможностями смогут воспользоваться специальными учебниками, учитывающими особенности здоровья, а также получить услуги сурдопереводчиков и тифло-сурдопереводчиков.

Уже можно сказать, что в этом году мы полностью закроем потребность в дистанционном образовании всех детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут посещать школы каждый день. А при помощи интернета, образовательных сайтов с возможностью дистанционного общения с учителями такие ребята будут получать полноценное образование. При этом отдельно отмечу, что эти ребята не будут полностью исключены из образовательного процесса и лишены возможности общения со сверстниками. Этого не произойдет.

Если говорить о качестве общего образования, то, конечно, нельзя обойти тему результатов ЕГЭ. Насколько они отражают уровень подготовки учеников в школах?

Одним из показателей качества и эффективности системы образования является единый государственный экзамен и его результативность.

В 2012-2013 учебном году 9 871 человек сдавали ЕГЭ, и мы имеем достаточно хорошие результаты. 104 выпускника получили 100-бальные результаты. Я сейчас не заостряю внимание на результатах от 71 баллов и выше, они тоже очень хорошие. Но 104 выпускника, получившие 100 баллов, – это показатель эффективности системы образования. Эти результаты подтверждены, материалы проверены федеральными комиссиями. Для сравнения скажу, что в прошлом году у нас 100-бальников было всего 29 человек. Максимальное количество 100-балльников мы получили по русскому языку – 27, по обществознанию - 18, по химии - 32.

Год назад мы отмечали, что у нас есть проблемы с невысоким качеством обучения по химии и биологии. К сожалению, в этом году биология осталась на прежнем неудовлетворительном уровне, а вот по химии, как видим, у нас серьезный прорыв. Выясняя причины неуспешности ученика при сдаче единого государственного экзамена, мы хотим дойти до каждого пункта приема экзамена, до каждой школы, до каждого учителя, чтобы понять, где в цепи «учитель-ученик» произошел разрыв и как проблемы эти разрешить. Мы хотим в этом году попытаться сравнить результативность, подтверждающуюся золотыми и серебряными медалями. У нас более 800 медалистов. А вот количество стобалльников всего 104. Наверное, это субъективный анализ, но, тем не менее, мы хотим понять, как те или иные цифры характеризуют реальное качество образования.

По всем 13 предметам ЕГЭ отмечено повышение качества, и по всем предметам, кроме биологии, показатели среднего балла выше, чем по РФ. Но при этом понимаем, что качество, может, и выше, чем в среднем по России, но с учетом того, сколько ресурсов вкладывается в систему образования, мы считаем это недостаточным.

Как оценивают югорчане уровень образования в округе?

Население у нас ежегодно выражает свое мнение в удовлетворенности качеством общего образования. Эти оценки проводятся Всероссийским центром изучения общественного мнения и другими федеральными структурами. Могу сказать, что мы имеем по итогам 2012 года результат удовлетворённости качеством образования на 83%, годом ранее было 82,3%.

Несколько лет подряд мы занимаем верхнюю позицию среди всех субъектов РФ со значительным отрывом. Это говорит о том, что население удовлетворено качеством образования в Югре. Но, тем не менее, мы реально понимаем, эти показатели, во-первых, субъективны, а во-вторых, мы отлично знаем с какими проблемами в системе образования сталкиваемся.

Эти проблемы, в первую очередь, связаны с обеспечением условий для повышения качества образования. Тут мы придерживаемся комплексного подхода, в который входит не только внедрение в систему образования технопарков и развитие материальной базы в целом, но и концептуальные содержательные изменения в образовательном процессе. Поэтому нами разработана концепция математического образования, концепция системы воспитания, концепция профессиональной ориентации, сетевое сообщество педагогов Югры «Школлеги».

И каков, на Ваш взгляд, метод повышения качества образования?

Эффективные технологии работы учителя с учеником – основной метод повышения качества образования.

Для повышения качества образования педагогу всегда нужно повышать уровень профессиональной компетентности, осваивать более эффективные технологии работы в школе. Это понимают как управленцы, так и привлеченные эксперты.

Отдельно отмечу, что все наши тактические шаги мы уже не первый год обсуждаем не только с экспертным сообществом, но и с широкой общественностью Югры. Обсуждения ведутся как на дискуссионной площадке на сайте Департамента - она у нас очень востребован, - так и через сетевые сообщества. Общение происходит со всеми заинтересованными структурами не только на виртуальных, но и на реальных площадках: советы по развитию образования, круглые столы, педсоветы, коллегии.

Все участники образовательного процесса понимают, что наши результаты зависят от того, насколько проработана проблема. Каждый голос должен быть услышан, каждое рациональное зерно учтено. Мы не замалчиваем проблемы, которые возникают в системе образования, а ищем варианты эффективного решения. Есть понимание того, что образование - это живой организм, который болеет всеми общественными болезнями. Ведь не только от учителя в школе и от управленца в системе образования зависит создание условий, которые в итоге обеспечат улучшение социальной ситуации.

 

 

Другие новости в рубрике Образование

Добавить комментарий:

CAPTCHA