Педагоги Югры обсудили развитие системы профориентации

ТЕКСТ: Анна Резвова

ФОТО: Артур Борисов

Педагоги Югры обсудили развитие системы профориентации
Губернатор Югры Наталья Комарова посетила выставку-форум «Образование Югры-2012» и приняла участие в общественных слушаниях проекта концепции развития системы профессиональной ориентации в Югре.

На форуме были представлены различные образовательные учреждения: школы, колледжи и университеты, также свои проекты и достижения в сфере образования презентовали комитеты и департаменты образования округа. Кроме этого, на выставке «Образовании Югры – 2012» свою продукцию представили издательства, и производители развивающих игрушек для детей.
Некоторые участники выставки-форума попытались показать свою работу наглядно. Например, студенты Лангепасского профессионального колледжа готовы всем желающим сделать маникюр или укладку волос, и тем самым продемонстрировать свои профессиональные навыки, полученные в образовательном учреждении. Как отметили представители Лангепасского колледжа, к ним в разгар работы форума выстраивается очередь.

Также можно попробовать себя в роли водителя или крановщика, воспользовавшись возможностями специальных симуляторов. Удивил Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж. Во-первых, у стенда Ханты-Мансийского колледжа играл квартет национальных инструментов. Во-вторых, можно было получить мастер-класс по отделочным работам.
Губернатор Наталья Комарова перед участием в общественных слушаниях смогла оценить стенды нескольких образовательных учреждений. В частности, глава региона осмотрела экспозицию Лангепасского профессионально колледжа, где педагоги продемонстрировали главе региона симуляторы для обучения будущих водителей.
Кроме того, губернатор посетила стенд департамента образования администрации города Сургута. Представители департамента рассказали о работе по профессиональной ориентации среди школьников в Сургуте.

Также глава региона останавливалась у стендов Сургутского государственного педагогического университета, Югорского политехнического колледжа и Сургутского государственного университета.

Далее в конференц-зале «Югра-Экспо» состоялись общественные слушания проекта концепции развития системы профессиональной ориентации. Директор Департамента образования и молодежной политики Любовь Ковешникова представила концепцию системы профориентации в Югре. В соответствии с указом президента к 2020 году планируется создание 25 миллионов новых или модернизируемых высококвалифицированных рабочих мест. Агентство стратегических инициатив при правительстве РФ подготовило план реализации этой реформы. Одной из составляющих этого плана является работа по организации профориентации в школе.

По программе профессиональной ориентации принятой в Югре в 2011 году, существует несколько направлений этой деятельности, которые обеспечивали специалисты образования: предоставления набора услуг по профориентации для каждого возраста, формирование мотивационных усилий для выбора рабочих профессий; общедоступная, единая информационная среда и система психологического сопровождения.

Как отметила Любовь Ковешникова, несмотря на реализацию данной программы, остается ряд актуальных проблем. А именно, большинство школьников делает выбор будущей профессии, исходя из советов родственников или друзей. При этом они не учитывают особенности и прогнозы развития рынка труда и экономики страны.

«Признаемся, что часто те, кто занимается профориентацией в школе, делают это формально, не понимая значимости и общего смысла в наборе мероприятий для подростков. Квалифицированных специалистов для профессиональной ориентации школьников нам сегодня явно не хватает, как и согласованности в действиях школы, учреждений профессиональных образований, родителей, учащихся, работодателей» - отметила в своем докладе директор департамента образования и молодежной политики.

Сама сфера профориентации имеет очень много особенностей. С одной стороны качества, которые в будущем можно будет отнести к профессиональным, у школьника находятся в зачаточном уровне. С другой стороны, в современном мире люди не ограничиваются только одной профессией, часто меня как место работы, так и сферу деятельности. При этом школьник может сделать свой выбор относительно профессии, но впоследствии его ожидания могут разойтись с реальностью.

Основной целью представленной на форуме концепции является обеспечение эффективного профессионального определения и достижения баланса личностных потребностей и запросов регионального рынка труда. В достижении этой цель намечено четыре основных направления: содержание и развитие структуры системы профориентации, научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение, организационное обеспечение.

Также на форуме выступил с докладом Борис Белкин, руководитель программ департамента инициатив и специальных проектов, направление «Молодые профессионалы» агентства стратегических инициатив. Он представил присутствующим «Дорожную карту», которая предлагает ряд мероприятий, направленных на достижение намеченной цели. А именно тех самых, 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест.

«В большей степени «Дорожная карта» является управленческим инструментом и ориентирована в большей степени на федеральный уровень власти, с точки зрения логики поручения и мероприятий, которые необходимо сделать. Не это важно, важно то, что она уже начинает реализоваться. Даже без подписанного плана мероприятий» - отметил в своем выступлении Борис Белкин.

После выступления двух докладчиков, участники форума преступили к обсуждению, в ходе которого свое мнение высказала старший научный сотрудник центра развития психологической службы Федерального института развития образования Галина Рязапкина.  «Только для Москвы мы с коллегами разработали 12 вариантов концепций. Привлекались разные специалисты, разных ведомств и с каждым новым вариантом все было хуже и хуже. Просто к концу, это направление у нас, в Москве, вообще свернули. Только одна радость – посмотреть, порадоваться как у вас все хорошо. В вашей концепции, мне даже придраться не к чему», - отметила Галина Рязапкина.
Другие новости в рубрике Образование

Добавить комментарий:

CAPTCHA