«Югорский трамплин» выведет детсады на новый уровень

ТЕКСТ: Николай Туманов

ФОТО: Артур Борисов

«Югорский трамплин» выведет детсады на новый уровень

Как в автономном округе развивается система подготовки кадров для сферы образования, что делается для привлечения молодых педагогов в школы - на эти и другие вопросы корреспондента РИЦ ответила директор департамента образования и молодежной политики Югры  Любовь Ковешникова.

Любовь Николаевна, в последние годы педагогика нуждается в притоке молодых кадров. Как в нашем округе привлекают начинающих специалистов в эту сферу?

Молодежь к нам, слава богу, приходит. Притоку молодых кадров мы уделяем приоритетное внимание. Чтобы обновлять свое педагогическое сообщество, мы ежегодно учитываем, как у нас растет контингент детей, как меняется сеть образовательных учреждений. Ведь в автономном округе строятся не только детские сады, но и школы. В системе образования мы каждый год получаем на 2-2,5 тысячи больше ребятишек. И, конечно же, мы занимаемся подготовкой кадров. Только в этом году на 50 процентов увеличен набор на подготовку и переподготовку специалистов с профессиональным педагогическим образованием. Мы выпустили в этом году порядка 530 педагогов, и порядка 200 придут в образовательные учреждения.

Кто конкретно, на Ваш взгляд, должен отвечать за трудоустройство тех, кто окончил высшие и средние учебные заведения по педагогическому направлению?

Примерно половина выпускников (по педагогическим специальностям - прим. авт.) нашли свое место в школе. Эта проблема уже обсуждалась, и наше мнение - муниципалитетам и главам муниципальных образований, руководителям образовательных учреждений необходимо как можно больше и плотнее работать с учреждениями профобразования для того, чтобы привлекать к себе молодых специалистов. Сегодня материальные стимулы для привлечения таких специалистов созданы. Это и ежемесячные выплаты в течение двух лет к должностному окладу, и право внеочередного получения жилья. Многие муниципалитеты выплачивают так называемые «подъемные» для закрепления молодого специалиста на селе и вообще в образовательном учреждении.

Эксперты подсказывают, что не только материальные стимулы могут привлекать и закреплять молодого специалиста в учреждениях образования. Им много чего не хватает в общей школе после института или колледжа, поэтому им нужен наставник – опытный человек, очень давно работающий с детьми, владеющий технологией видения каждого ребенка. Чем страдает молодой учитель? Он приходит в класс, где сидят 25-30 человек, и он просто не может вычленить каждого отдельно. Он их не видит. Научить молодого специалиста видеть каждого ребенка, то есть видеть всех 30 детей вместе и каждого по отдельности, очень трудно. Этому не учат в университетах и колледжах. Этому можно научиться от своего наставника, старшего, опытного педагога. Поэтому мы поддержали инициативу возрождения института наставничества.

В каких муниципалитетах нашего региона это направление наиболее развито?

Лангепас такой институт наставничества давно практикует. Там каждый опытный педагог несет в себе функцию наставника. К нему прикрепляется молодой учитель и набирается опыта. Это очень полезно, по своему собственному опыту знаю. Когда я приехала работать в округ после  института, у меня был наставник. Я с трудом представляю, насколько бы затянулся мой адаптационный период как учителя, если бы со мной рядом не было учителя-наставника. Современное образование - это постоянно меняющийся процесс. Каждый год появляется что-то новое, и какому из новшеств стоит уделить большее внимание?

Сейчас отдается приоритет формированию и развитию личности - это одна из новых технологий. Вот на педсоветах мы говорим о возрождение института наставничества в каждом образовательном учреждении, заявляем о необходимости расширения таких форматов, как ротаций педкадров. Не стоит считать, что ротация связана только с заменой. Есть мнение, что воспроизводиться кадры должны в общеобразовательной школе, и поэтому надо говорить о развитии профильных педагогических классов. В эти классы отбираются те ребята, для которых смыслом жизни в будущем станет педагогическая деятельность. У них есть склонность, желание, душевные порывы, свойства, необходимые учителю.

Насколько  Югра  оказалась готова к новым веяниям закона об образовании, который вступил в силу с сентября этого года?

Закон об образовании вступил в силу с сентября, а некоторые его статьи приобретут силу с 1 января 2014 года. Эти новшества связаны с возможностью финансирования из регионального бюджета частных дошкольных организаций в виде компенсации их затрат на труд педагогов, учебные расходы, оборудование, игрушки. И мы надеемся, что у нас появится в течение года большое количество частных образовательных организаций. Чтобы рассчитывать на такую помощь, любому частному детскому саду нужно будет иметь лицензию на ведение образовательной деятельности. У нас появилась первая ласточка в Ханты-Мансийске - это детсад при православном храме. В Югре порядка 12 предпринимателей оказывают услуги присмотра и ухода, и сейчас они двигаются к получению лицензии. Вместе с фондом поддержки предпринимательства, с нашими надзорными органами мы сопровождаем их в этом направлении и надеемся, что процесс будет оформлен, что дает возможность негосударственному сектору получать доступ к государственной поддержке на реализацию дошкольного образования.

Но, конечно же, это не единственные нововведения в законе?

Продолжая разговор о новеллах в дошкольном образовании - с сентября вступил в силу дошкольный образовательный стандарт, в рамках реализации которого Минобразованием должны быть подготовлены примерные программы дошкольного образования, рекомендованные для использования. Мы здесь значительно продвинулись вперед, даже несколько опередили события. Работает региональная программа, которая называется «Югорский трамплин», ориентированная на ребенка. Мы начали ее в 2007 году, а  разработана она была по нашему заказу экспертами Всемирного банка. Этот проект сегодня единственный в РФ, который соответствует духу нового федерального стандарта дошкольного образования. Семь дошкольных образовательных учреждений Югры пилотировали эту программу, хотя она еще дорабатывается. Тем не менее, мы поставили перед собой задачу - распространить ее в следующем году по всем нашим дошкольным образовательным учреждениям. А семь пилотных детсадов станут стажировочными площадками. Кроме того, на нашем информационном ресурсе, который называется «школлеги», будет работать клуб по продвижению и внедрение проекта  «Югорский трамплин».

Что нового появилось в системе профессионального образования?

Продолжается деятельность по развитию ресурсных центров, и часть наших учреждений, в том числе и Междуреченский аграрный колледж и Когалымское профессиональное училище будут становиться ресурсными центрами. Первое - в области лесопереработки и сельского хозяйства, а второе - в области ТЭК. У нас есть намерения, и у правительства есть соглашения с градообразующими предприятиями по превращению Когалымского училища не просто в колледж, а в ресурсный центр подготовки кадров для этой отрасли.

Другие новости в рубрике Образование

Добавить комментарий:

CAPTCHA