Александр Брод: «Без общественников власть обречена на застой»

ТЕКСТ: Лия Дегтярева

ФОТО: автора

Александр  Брод: «Без общественников власть обречена на застой»
Сегодня гостем РИЦ «Югра» стал Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, директор Московского бюро по правам человека, сопредседатель Ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Александр Семёнович Брод. 

В Югре Александр Брод принимает участие в работе семинара-совещания с председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский и Уральский федеральные округа. Как уже сообщал РИЦ «Югра», подобный семинар впервые проходит на территории автономного округа. На встречу с журналистами известный правозащитник и общественный деятель пришел сразу после того, как выступил на семинаре с докладом «Организация общественного контроля на выборах». 

В Югре все как-то поживее 

По словам, Александра Брода, в Югре он впервые, ехал с интересом пообщаться с коллегами. По первым впечатлением, отметил Александр Семенович, участники семинара были активнее, чем на подобных встречах в других регионах. 

«Были острые реплики, вопросы к членам избиркомов, - рассказал правозащитник. - В целом могу сказать, что это серия таких плановых семинаров. ЦИК ежегодно проводит их. Я второй год подряд посещаю все эти семинары, ежегодно 4-5 их проводится». 

По словам Александра Брода, основная задача таких встреч - подготовить руководителей региональных комиссий к выборам, рассказать им о новшествах законодательной базы и обсудить проблемные моменты. Сам он обычно выступает именно по теме организации общественного контроля на выборах - как член общественного научно-методического консультативного совета избирательной комиссии, как сопредседатель Ассоциации «Гражданский контроль». 

«Гражданский контроль» хватает за руку 

«Ассоциация существует уже восемь лет, она объединяет общественные правозащитные экспертные организации федеральные, региональные. И наша основная задача – вести мониторинг избирательных кампаний разного уровня, фиксировать всевозможные нарушения, проблемы, содействовать в их решении, правовой реакции, - рассказал Александр Семенович. - Если, например, возникают конфликтные ситуации, связанные с агитацией, фактами подкупа, возможным произволом участковых территориальных комиссий. Мы выезжаем в регионы, проводим встречи, консультации, слушания. Обязательно информируем ЦИК. Было даже, что нашим экспертам, наблюдателям удавалось предотвращать факты подкупа. Например, в Звенигороде, наш коллега Алексей Мартынов буквально за руку схватил представителя одной из партии, которые там раздавал деньги. Наши люди предотвращали раздачу приглашений на ярмарки, различные скидочные купоны, и т.д. Кроме того, по нашим заявлениям выносились предупреждения некоторым СМИ, которые публиковали материалы, нарушающие законодательства. Мы писали о фактах вброса, переписывании протокола участковых территориальных избирательных комиссий. По многим нарушениям, выявленным нами, выносились административные решения, штрафы, были и реальные сроки». 

Муниципальный фильтр – во благо? 

По мнению эксперта, у общества сейчас повышенный интерес к выборам, особенно после событий на Болотной площади, после обжалования результатов выборов на некоторых участках в некоторых регионах РФ. Что, в общем, считает общественник, и подтолкнуло власти к либерализации избирательного законодательства. Несколько лет назад только 6-7 партий участвовало в выборах, сейчас их уже 74. В регионах действуют десятки партий, то есть появилась возможность найти партию по душе. В тоже время появилась конкуренция, реальное политическое пространство. 

«Конечно, есть проблемы - так называемый муниципальный фильтр. Мы столкнулись, например, в прошлом году с претензиями ряда партий, кандидатов о применении административного ресурса. С тем, что велись переговоры с определенными партиями, что нужно ставить подпись только за нужного кандидата. Были проблемы с нотариальным оформлением подписи муниципальных депутатов. По муниципальному фильтру есть полярный разброс мнений: кто то считает, что он не нужен – это искусственное сито, которое отсеивает неугодных. Кто-то считает, что муниципальный фильтр побуждает партии активнее участвовать в муниципальных выборах, то есть готовить такую почву для будущих выборов, лучше знать ситуацию на местах, усиливать свое влияние». 

Один голос – мешок картошки? 

Сам собой возникает момент о коррупционной составляющей. На вопрос, приходилось ли «Гражданскому контролю» сталкиваться с такой проблемой, Александр Брод ответил положительно. 

«Да, не без этого. С конкретными фактами – нет, но с письмами о том, что велся подкуп, - да. И мы направляли письма в правоохранительные органы, но изложенная информация не подтвердилась. На Алтае получили письмо, где говорилось, что один голос муниципального депутата оценивается в мешок пшеницы или картошки, в ящик водки. Но подтверждений этому мы не нашли». 

Учиться никогда не поздно 

«Гражданский контроль» ведет активную просветительскую работу среди избирателей, Ассоциация заинтересована и настроена на то, чтобы была высокая явка избирателей, чтобы участвовала молодежь, «чтобы больше было глаз, пригляда за выборами». 

«Чем выше явка, тем меньше возможностей для нарушений, - убежден Александр Брод. - У избирателей есть право в день выборов обращаться в судебные инстанции, предоставлять доказательства, и требовать у суда отмены результатов голосования на его участке, если, конечно, это все мотивировано. И есть имеют место быть такие нарушения. Суды выносят решения, и были такие случаи, когда отменялись результаты выборов, но они единичные. Есть «Левада-центр», который трудно обвинить в ангажированности власти. По данным их опроса в прошлом году 41-42 % опрошенных доверяют нашим выборам. То есть, это явный рост по сравнению с позапрошлым годом. Но есть часть людей, которая не доверяет. И есть на то основания. Все помнят 90-е годы, начала 2000-х, когда было тотальное применение административных ресурсов, фальсификации, подкупы, информационная кампания в пользу того или иного депутата. Поэтому появился такой нигилизм, недоверие к выборам, который преодолевается профессионализмом избирательной системы. Второй год вижу, как тщательно региональные, центральные избирательные комиссии проводят обучающие семинары. Например, в Ростове создан центр подготовки участников избирательного процесса. Думаю, такое должно быть в каждом регионе». 

По мнению эксперта, такая учеба полезна не только участникам, но журналистам. «Поскольку многие даже не знают, какие у них широкие права в плане присутствия на участках, на всех процедурах, возможности знакомится с подсчетом голосов и т.д. Для некоторых это просто открытие», - деликатно пожурил нашего брата ньюсмейкер, добавив, что и сам журналист, потому и видит, «что это полезно и нужно». И напомнив о журналистской этике и ответственности за публикации недостоверной информации. 

Выбирать нельзя назначать 

А не проще ли отменить выборы? Нет выборов – нет нарушений, подкупов, ущемления прав избирателей, драк в избирательных участках. Может, лучше назначения? 

«Мы ведь это уже проходили – отмену прямых выборов губернаторов. И начали сталкиваться с ухудшением ситуаций в регионах. Усилились коррупционная составляющая, стали появляться протестные акции, люди перестали видеть должную отдачу власти и власть, на мой взгляд, становилась бесконтрольной. - считает Александр Брод. - Получалось так, что правоохранительные органы, суд, руководство региона – одна компания, которая может все, что угодно делать, и она никому не подотчетна. Плюс, такая смычка окружала себя журналистами, которые писали хвалебные оды. Конечно, это есть и сейчас, получаем большое количество писем, от граждан, которые жалуются на произвол, на необоснованные проверки. Но, по крайней мере, появилась конкуренция на выборах, снова вернулись к голосованию за глав субъектов. Честно сказать, не нравится, что в регионах проходит отмена выборов глав муниципальных образований. То есть полномочия даются законодательным собраниям, и они там сами выбирают». 

Когда Александру Семеновичу заметили, что в Югре будет выбирать комиссия, правозащитник остался при своем мнении: «я все-таки за прямые выборы всех муниципальных образований. Это позволяет людям более взыскательно предъявлять требования к своим кандидатам, а кандидатам более ответственно вести кампании, а потом уже отвечать за свои обещания перед избирателями». 

О бедном кандидате замолвите слово 

Избиратели, особенно во время выборной кампании, обласканы и вниманием, и хорошо защищены. В одном из рассказов Шекли избиратели в утопическом обществе вовсе изображены некими разжиревшими рантье, живущим исключительно за счет своих бесценных голосов… А вот кто занимается защитой прав кандидатов? Между тем, люди перестали хотеть идти во власть, и с этим тоже что-то нужно делать. 

Александр Брод поспешил заверить, что Ассоциация «Гражданский контроль» как раз этим тоже занимается. Нежелание идти во власть, опасения - не всем регионам свойственно. 

«Были выборы в Москве, в других регионах – десятки кандидатов на депутатский мандат. Предприниматели, возможно, не хотят, а кто-то наоборот хочет – уже заработал какое-то состояние и готов прийти в политику, и укрепить свои позиции. Есть интерес и у молодых политиков, есть масса и тех, которые с корыстными побуждениями. Кстати, был недавно опрос Института социологии РАН, который подтвердил по-прежнему высокий рейтинг президента, армии, церкви и падающий рейтинг политических партий, исполнительной, законодательной власти, правоохранительных органов и судебной системы. Это очень опасно. Пока власть не укрепляется, не становится жизнеспособной, а зачастую руководство осуществляется в таком «ручном режиме управления». 

Президент РФ в роли судьи или как не упустить возможности 

Александр Брод рассказал о встречах с президентом по линии Совета по правам человека. «Высказываем своим наблюдения. Президент очень живо реагирует, записывает, дает поручения. Я, например, когда выступал по громкому делу – дело Фарбера – сельский учитель, который обвинялся в хищениях, вкладывал в свои деньги в ремонт клуба, я сказал: крайне жесткий приговор с позиции гособвинения, были и высказывания ксенофобного характера обвинителя. Президент был очень удивлен и не случайно, я думаю, сделал пометку себе, потому что через несколько дней позиция гособвинения изменилась». 

То есть, некоторые моменты президент решает исключительно сам. А разве должен президент быть судьей? 

«А должна работать система! То же самое сейчас по фонду Дмитрия Зимина, который включен в список иностранных агентов. – продолжил наш собеседник. - На мой взгляд, Минюст смешал его деятельность. Как отдельного донора оппозиции и деятельность фонда, который политикой не занимается. Когда по сообщениям СМИ президенту сказали, что Зимин обижен, он выразил удивление, потом Минюст сказал, что возможно исключение этого фонда из этого списка. Я к тому, что система должна работать, а не такие включения со стороны первых лиц. Чтобы система работала, она должна формироваться на конкурентной основе, через выборы, через подключения общественного контроля. Ведь тоже парадокс получается: в прошлом году президент подписал указ об общественном контроле. Я не вижу, чтобы общественники в регионах этим правом активно воспользовались. 

Кстати, сегодня после семинара, ко мне подъехал на инвалидной коляске член вашей общественной палаты и сказал, что пытается организовать систему контроля за деятельностью исполнительной власти. Мы хорошо поговорили, будем сотрудничать. Я думаю, за общественниками, за их активностью – будущее, потому что власть сама по себе самодостаточная, она не любит делиться полномочиями. Деньги любят тишину, без общественников власть обречена на застой, мы это тоже проходили. Кстати, все чаще вспоминаю упущенные возможности в 70-80-х годах, когда нужно было проводить реформы. То, что предлагал Косыгин в свое время - частичное введение частной собственности, хозрасчетов, все это было проигнорировано. Те уникальные компьютерные технологии, которые в своем время предлагал гроссмейстер Михаил Ботвинник, и которые потом на ура были приняты в США, а его фонд бедствовал и не мог развивать наработки. То же самое и с мобильными телефонами, и наработки в сфере интернета. Не хочу, чтобы и сейчас повторилось это. Сейчас, в период санкций, которые я не одобряю. И поддерживаю присоединение Крыма, и позицию России по Украине, в частности, по предотвращению огня». 

«Сейчас есть уникальная возможность по импортозамещению, возможность вдохнуть новую жизнь в нашу экономику, малый и средний бизнес. Я пока не вижу реформ, не вижу рывка экономического. Не хотелось бы, чтобы время было упущено», - резюмировал Александр Брод. 

Менять не форму, а содержание 

- На Ваш взгляд, стоит ли укрупнять сложноподчиненные регионы? По примеру, допустим, Красноярского края… Есть ли такая перспектива у других регионов? Идет ли это на пользу? И, соответственно, ведь наверняка изменится избирательная система. Насколько это оправдано? 

«Я не сторонник «кромсания» конституции, не сторонник непродуманных законодательных инициатив. А то у нас запрещают, то разрешают рекламу пива. То клевета – не уголовное, теперь уголовное деяние. То же самое и здесь – можно бесконечно дробить, объединять, разъединять регионы, - отметил Александр Брод. - Я считаю, что не нужно трогать географическое деление наших регионов, а стоит подумать об эффективности деятельности власти в этих регионах. Ведь от того, что они будут «кромсаться», это не изменят суть вопроса, это останется только формой, а нужно думать о содержании. Практически в каждом регионе есть серьезные претензии граждан к деятельности власти, препоны для малого и среднего бизнеса, непрозрачное расходование бюджета, непонятная непрозрачная деятельность правоохранительных органов и суда. У нас растет уровень претесных настроений. Кстати, этому было недавно посвящено заседание Совета по правам человека при президенте. Я там выступал, и коллеги говорили, что мешают работе неправительственных организаций, политических партий. Подавляют митинги и демонстрации. Мне кажется, нужно смотреть глубже – отчего они рождаются. Почему люди выходят на площадь? Потому, что власть не отвечает их запросам, не растет качество жизни. Поэтому нужно думать об этом. Я, кстати, предложил провести Госсовет с участием Совета по правам человека при президенте. Чтобы губернаторы видели, что есть такой, достаточно серьезный спектр общественных экспертных правозащитных сил, которые они порой боятся, игнорируют, не слышат, а надо работать именно в сотрудничестве, вместе обсуждать проблемы и решать их. Тогда будет возможность для более качественного развития регионов». 

Выбирать в ГД можно и в единый день голосования, но не в сентябре! 

- А что вы скажете по поводу инициативы Жириновского, по переносам выборов депутатов ГД на сентябрь? Вот буквально вчера зампред ЦИК Леонид Ивлев по этому поводу сказал, что, как бы парламентарии не решили, задача избиркомов работать исключительно в правовом поле. Нарышкин предложение лидера ЛДПР поддержал, полпред президента тоже... А как вы? 

«Я не вижу, никаких противопоказаний, возможно, это даст экономию бюджета, и у нас избиратель сейчас уже грамотный, привык проходить множество избирательных кампаний с большим количеством кандидатов. Если выборы в Госдуму пройдут в единый день голосования , в сентябре, ничего страшного здесь не будет. Единственное: середина сентября не самое удобное время, нужно бы сместить единый день голосования на месяц в глубь осени, потому что подготовка к выборам выпадает на летний сезон, когда отпуска, когда идет подготовка к учебному году. Это не очень удобно для членов комиссий, работников образования, сельхозпроизводителей. Больше нужно дать возможностей в август-сентябрь, когда люди уже возвращаются из отпусков, и более осмысленно подходят к оценке всех кандидатов. А по поводу совмещения думских выборов и единого дня голосования, считаю, что здесь ничего страшного нет».
Другие новости в рубрике Политика

Добавить комментарий:

CAPTCHA