Хорошее образование? Есть «Вариант»!

ТЕКСТ: Александр Безверхов

ФОТО: фото автора и архив

Хорошее образование? Есть «Вариант»!

Представьте себе школу, куда ребенок приходит сам, в удобное для себя время.  Где урок длится  не 45 минут, а столько, сколько он интересен и понимаем. Где расписание ребенок даже не составляет, а выбирает на месте, исходя из настроения, интереса и внутреннего состояния.

Где учитель обязательно посоветуется с ними о том, как лучше делать и что делать. И все это спокойно, по-дружески, с пониманием важности происходящего. Главное – они учатся жить и работать сообща, ценя свой и чужой труд, творчество, индивидуальность и инициативу. Перечисленные достоинства – лучшие в мире воспитатели даже в информационную эру. Это доказали и доказывают уже полтора десятка лет сотрудники и дети МБУ  по работе с подростками и молодежью по месту жительства «Вариант» Сургута.

Беседуем с директором учреждения Ольгой Боровик:

- Какова история «Варианта», как удалось создать такой большой проект и, самое главное, как удается его поддерживать в рабочем состоянии, ведь многие понимают, что клубы – очень нестабильное мероприятие.

- В феврале нам исполнилось 15 лет, а начиналось все давно, с дворовых клубов, которые подчинялись разным ведомствам. Так называемые клубы располагались тогда в помещениях общежитий и, конечно же, мало чем напоминали современные клубы по месту жительства. В 1999 году было принято решение усилить работу по профилактике асоциальных явлений в подростково-молодежной среде, правонарушений среди несовершеннолетних и, таким образом, было создано учреждение, которое призвано организовывать полезный и содержательный досуг по месту жительства для всех молодых граждан в возрасте до 30 лет. В то время велся интенсивный обмен опытом действующих учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе. В 2001-2005 годы  МУ «Вариант» имел специальный статус: «Региональный экспериментальный центр по социоклубной работе» в реализации направления «Формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи» Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)». Методологическую помощь в развитии и применении клубных технологий оказывали Маргарита Мирошкина из Москвы и Галина Гриценко из Екатеринбурга. И самое главное – был свой, непрекращающийся до сих пор поиск максимально продуктивного пребывания молодежи и подростков в клубах. Это постоянный полилог, это всегда вызов, ведь  интересы молодых меняются очень быстро и далеко не всегда предсказуемо. Меняется  постоянно и наше видение ситуации, детей,  меняемся, видимо, и мы сами. «Вариант» сегодня – это 9 клубов и 3 центра, в которых организован активный досуг для 3000 человек в возрасте от 7 до 30 лет.

- Как дети относятся к своим посещениям клуба, ведь, на первый взгляд, это не очень обязательное мероприятие и можно, казалось бы, расслабиться, ведь двойку никто не поставит.  А тут такие результаты?

- Видимо, потому и результаты, что не поставят. Из-под палки много не сделаешь, а искренняя заинтересованность не нуждается в понукании. Мы очень быстро поняли, что надо не их подстраивать под себя, а самим под них подстраиваться. Буквально во всем: в планировании, самообразовании, поиске нового, ведь чтобы быть интересным воспитаннику – надо всегда знать чуть больше! Мы никогда не составляем планы самостоятельно. Это можно назвать коллективно-творческим делом, так как все планы на год составляют совместно ребята и педагогический состав. Более того, в течение года в планы вносится достаточно много изменений исходя из предложений участия в каких-то программах, фестивалях, конкурсах, разработке и внедрению собственных новых проектов, проявлению новых инициатив молодежи.

DSC_0290.JPG

- То, что вы говорите, звучит весьма фантастично и напоминает последние достижения в менеджменте Силиконовой долины, которые признаны одними из самым передовых в мире. Неужели дети могут такому научить?

- Дети - лучшие учителя, и не просто учителя, они вообще искренне считают себя хозяевами клубов, они сами устанавливают и поддерживают правила, причем, нет никаких торжественных клятв верности клубу и порядку. Все как в жизни – что-то понял сам, что-то спросил, что-то тебе подсказали, главное здесь – дело, которым они занимаются. А еще – общение, они им очень дорожат и, когда случается долго не видеться, скучают по своему клубу и друг по другу.

- Значит, личный интерес ребенка – главный стимул в вашей концепции. А каков интерес наставника, педагога?

- Тот же самый. Главное и для наставника – это личный интерес к своему делу. А когда он видит, что его дело заинтересовало ребенка, то ему не надо объяснять, что ребенка необходимо уважать, интерес к делу решает и этот вопрос. Вот и имеем все составляющие гуманистического подхода: интерес, уважение к ребенку и демократичность, ведь общение, в основном, происходит на равных, этого тоже требуют интересы дела.

Клуб авиамоделирования Амулет (1).JPG

- Приходят ли дети мигрантов, попадаются ли плохо говорящие по-русски?

- Да. Они ищут занятия по душе и своим наклонностям. Например, девочки с Кавказа часто уже приучены к ручному труду, как правило, имеют навыки вышивания, вязания, шитья. Поэтому, приходя в клуб, они выбирают те виды деятельности, где не требуется много говорить, а больше делать руками. Они, например, делают очень интересные работы из бисера и при этом потихоньку и ненавязчиво приучаются к языку. Через некоторое время они уже прекрасно общаются в коллективе.

- Получается, у вас происходит то самое желанное погружение в языковую среду, да еще и подкрепленное личной мотивацией?

- Да, причем погружение ненавязчивое и естественное. А результат налицо, ведь ребенок сам заинтересован больше общаться с теми, с кем он вместе делает одно дело.

В клубе «Романтик», что находится на улице Пушкина, разговариваем с подростками Настей и Соней.

 - Давно ходите в клуб?

- С семи лет, сейчас нам по четырнадцать.

- Участвуете в самоуправлении клуба?

 - Да, педагоги с нами советуются, мы помогаем им не только составлять, но планировать мероприятие, обсуждаем много вопросов сообща. Помогаем учить младших, иногда сами проводим занятия.

- Для вашей будущей жизни от клуба есть польза, или только развлечение, как вы думаете?

- Да, конечно, польза есть, здесь мы много познаем, учимся мастерству, зарабатываем себе дипломы на выставках и конкурсах, что будет оцениваться при поступлении в университет. Выступаем перед людьми и много общаемся.

- А дисциплина здесь серьезная. Чем клуб напоминает  школу и чем отличается?

- Здесь больше все-таки дружеские отношения, но дисциплина, конечно, есть, педагогов все уважают. В школе все более официально, а здесь мы себя свободнее чувствуем. В школе мы все одного возраста, собраны по классам, а здесь мы кучнее, вместе по разным возрастам, у нас здесь дружелюбнее. Мы не обращаем внимания на возраст, занимаемся делами вместе, даже интереснее так, люди приходят сюда творческие и даже с малышами интересно общаться.

презентация проекта Этнонити.jpg

Анна Ашуркова, директор клуба «Романтик» рассказала, что «сами подростки организуют мероприятия для родителей, приводят их сюда, родители участвуют в конкурсах.  Настя, как и другие подростки, даже занятия с младшими сама проводит. У нее есть звание мастера, уровень мастерства достаточно высок по бисероплетению и валянию. А как за это родители к ним уважительно относятся!»

- Значит, девочки со званием мастера уже могут сами вести кружок, в 14 лет?

- Конечно, они часто помогают педагогам, малыши их очень хорошо воспринимают.

- Что дает вам ваша активность с родителями, работа с младшими, трудно это, или легко?

- Нет, мои родители нормально это воспринимают, относятся по-взрослому, дают понять, что не ребенок я уже. Тем более что я присматриваю за младшим братом: уроки помогаю делать, иногда остаемся одни, просто общаемся. Мне доверяют. И здесь в клубе помогаю детям научиться тому, что сама умею, надо, чтобы и им было интересно. Еще помогаю педагогам, вот недавно проводили выставку, вместе работали с начального этапа, составляли план, композицию, вместе проводили.

- А если между ребятами есть языковый барьер?

- Не страшно, важно, какой человек.

DSC_0279.JPG

В студии танца застаем Альбину и Лаину, им по семнадцать лет.

- Чем вы здесь занимаетесь, как сюда попали, что вам это дает?

- Мы танцуем довольно редкие танцы, сами репетируем, потом выходим на городские конкурсы. Пришли сюда сами, с улицы, вместе с тренером. Клуб дал помещение, теперь мы участвуем во всех мероприятиях.

Заходим в студию песочной анимации, молодой педагог, вчерашняя выпускница,  Анна Бревнова, проводит занятие. Несколько анимаций одновременно исполняют маленькие авторы, одна из них проецируется на белый экран,  играет космическая музыка. То, чем мы так восхищались в исполнении Ксении Симоновой по «ютубу», здесь наяву творят сургутские дети в атмосфере просто фантастической.

DSC_0298.JPG

Беседуем с руководителем театральной студии Регина Налимова, руководитель театральной студии говорит: "У подростков востребован КВН. Им важен сам процесс подготовки к игре,  они друг друга обожают, скучают друг без друга, - говорит Регина Налимова. -    И  нравится им не столько победа, сколько само действие, общение, шутки, выход на сцену. Ребята  учатся актерскому мастерству, пишут сценарии, некоторые готовятся к поступлению в театральный. Ставим потихоньку постановки, готовим сами спектакль, хотим выйти на конкурс».

Видя, что создают в клубах и центрах «Варианта» дети, понимаешь, - без большого желания и целеустремленности такого результата не добиться. Мотивация к труду и учебе, о которой грезят, и часто тщетно, учителя в школах, здесь представлена не отвлеченно, а наглядно и вполне предметно. Она  – в потрясающих работах из бисера,  куклах, современном пластическом танце, таинственном мире студии песочной анимации, летающих моделях самолетов, пропеллеры к которым мальчишки выстругали своими руками, невероятных костюмах, напомнивших о карнавальной безмятежности. А еще в победах на смотрах и конкурсах, одну из которых, кстати, недавно одержала клубная команда КВН. 

Другие новости в рубрике Политика

Добавить комментарий:

CAPTCHA