Наталья Комарова в Госдуме: «Мы работаем над системой так называемого «бюджетного светофора»

ТЕКСТ: Служба информации РИЦ

ФОТО: www.duma.gov.ru

Наталья Комарова в Госдуме: «Мы работаем над системой так называемого «бюджетного светофора»
Наталья Комарова приняла участие в парламентских слушаниях на тему: «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы». 

Мероприятие прошло сегодня в Государственной Думе Российской Федерации. В нем приняли участие министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова, Министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представители Федеральной налоговой службы, представители министерств и ведомств, руководители регионов, государственных корпораций, научного и экспертного сообщества и общественных организаций. 

Открывая слушания, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин отметил: «В условиях беспрецедентного внешнего давления, в условиях снижения мировых цен на энергоносители, необходимо задействовать безусловный внутренний ресурс, а именно оптимизировать бюджетные расходы, сократив неадекватно завышенные затраты и перераспределив освободившиеся средства на приоритетные направления». 

Основной темой обсуждения на слушаниях стало повышение эффективности расходования бюджетных средств. Как было отмечено в докладе Минфина России, основной вызов сегодня связан с тем, чтобы обеспечить баланс между задачами государственного управления и более низким уровнем бюджетных возможностей. Это требует комплексных усилий по повышению совокупной эффективности и экономики, и бюджетных процессов на всех уровнях управления. 

В своем докладе временно исполняющая обязанности губернатора Югры Наталья Комарова отметила четыре направления повышения эффективности бюджетного процесса. 

Во-первых, по мнению Натальи Комаровой, необходимо переходить на инвестиции, которые стимулируют здоровый экономический рост. «Нам необходимы ресурсы и резервы, которые позволят балансировать бюджет так, чтобы заниматься развитием. Поэтому мы считаем целесообразным при формировании бюджета впредь в качестве стратегической, защищенной статьи прямое участие федерального бюджета в реализации в регионах инвестиционных проектов по созданию транспортной инфраструктуры», - подчеркнула глава региона. 

Во-вторых, глава региона подчеркнула необходимость повышения эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов. «Мы считаем, что реализация принципа: «Одна государственная программа – одна субсидия» - это существенный фактор устойчивости бюджетной системы и качества управления общественными финансами, возможность более эффективного планировать бюджет развития», - отметила Наталья Комарова. 

Третьим направлением работы глава региона назвала повышение эффективности расходов за счет разграничения полномочий. «Ежегодно мы тратим на сопровождение делегированных федеральных полномочий более 1 миллиарда рублей. По большинству из них доля софинансирования из федерального бюджета не только не дотягивает до половины необходимых средств. Например, по полномочиям в области охраны и использования охотничьих ресурсов она едва превышает 11% от потребности, по самым дорогим полномочиям в области лесных отношений, на которые ежегодно уходит порядка миллиарда рублей, вклад федерального центра не доходит до 38%. При этом есть такие переданные полномочия, которые остаются вообще без финансового сопровождения. Например, в нашем случае, очень существенные работы связанны с содержанием внутренних водных путей и обеспечения безопасности судоходства на боковых и малых реках. Несколько десятков муниципалитетов нуждаются в том, чтобы такая доступность была обеспечена. Одновременно самый важный финансовый дисбаланс возникает из-за того, что большую часть расходов на содержание делегированных полномочий несет региональный бюджет, а доходы от реализации делегированных полномочий поступают в федеральный бюджет. Например, только по возмещению ущерба причиненному лесному фонду в бюджет в 2014 году из региона перечислено более 1 млрд. рублей. Мы считаем, если полномочия переданы, то нужно закрепить и надежно источник их финансирования. Или стабильный конкретный размер налога на прибыль, или доходы, которые мы получаем от реализации федеральных полномочий», - внесла предложение Минфину России Наталья Комарова. 

Глава региона подчеркнула, что обсуждение бюджетной политики - социально чувствительная дискуссия. Важный фактор эффективности бюджетного процесса – его открытость, понятность для граждан. 

«Мы работаем над системой так называемого «бюджетного светофора». Предполагается, что система будет базироваться на определении трех основных бюджетных цветов и соответствующих им видам бюджетных расходов. Данная схема позволит сделать систему более устойчивой, гибкой по отношению к внешним негативным факторам и одновременно усилит участие общества в ее формировании. Спрос на это есть, и мы видели его при разработке региональной Стратегии 2030, плана по устойчивости экономики. В этой работе, по сути, в краудсорсинговых проектах, приняли участие десятки тысяч жителей, которые готовы определить приоритеты развития бюджетного инвестирования и нести за эти вместе принятые решения консолидированную ответственность. Полагаю, что такие подходы сегодня крайне актуальны в бюджетном процессе. Необходимо в условиях концентрации такого уровня доходов в федеральном бюджете и такого набора полномочий у регионов и муниципалитетов вводить актуальную систему управления бюджетным процессом», - подчеркнула глава региона. 

Отметим, система «бюджетного светофора» предполагает, что в случае значительного ухудшения экономической конъюнктуры и пересмотра бюджета, красный цвет будет присваиваться неприкосновенным расходам, связанным с исполнением обязательств, не подлежащих секвестру. Желтый – расходам среднего приоритета, сокращение которых возможно только после общественного обсуждения. Зеленый – наименее защищенным расходам, приостановка финансирования которых возможна при существенных социальных и экономических изменениях. 

Еще один важный вопрос, рассмотренный на слушаниях, касался пересмотра социальных обязательств. Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов заявил: «Чтобы повысить эффективность социальной защиты граждан, необходим переход на использование критериев нуждаемости и адресности. С тем, чтобы перераспределять ресурсы тем, кто действительно нуждается в них». 

Отметим, в Ханты-Мансийском автономном округе уже сформирована база для реализации решения по отказу от неработающих льгот, перенастройки системы управления государственным и муниципальным имуществом, внедрены объективные критерии для получения отдельных видов жилищной и социальной поддержки, применяется практика сертификатов для получения социальных услуг в негосударственной сфере и ряд других мер. «Следующий системный шаг – это реализация концепции «бережливого региона» в реальном и бюджетном секторе экономики. Элементы этой системы мы уже запустили в здравоохранении, централизовав отраслевые закупки и введя нормирование», - отметила Наталья Комарова. 

Только за первые три месяца работы системы бюджетный эффект от повышения эффективности закупок в здравоохранении составил более 20 миллионов рублей. Еще около 200 миллионов рублей в год планируется сэкономить за счет исключения посреднических звеньев в системе доставки медикаментов до льготных категорий граждан. Независимый мониторинг закупок и оценку их экономической эффективности осуществляет общественное объединение «Народный фронт». «Мы рассчитываем, что совместно выведем этот пилотный опыт в тиражируемые и успешные практики», - отметила Наталья Комарова.
Другие новости в рубрике Политика

Добавить комментарий:

CAPTCHA