Наталья Комарова выступила с отчетом о результатах деятельности Правительства автономного округа за 2011 год

Наталья Комарова выступила с отчетом о результатах деятельности Правительства автономного округа за 2011 год

Сегодня на очередном заседании Думы Югры Наталья Комарова представила отчет депутатам и ответила на заданные ими вопросы.

Приводим текст выступления Натальи Комаровой:

Добрый день, уважаемые депутаты, коллеги, уважаемые жители автономного округа.

В этом году обсуждение отчёта о результатах деятельности Правительства автономного округа началось до нашей встречи – с общественных слушаний, в Интернете. Свою точку зрения высказали члены Общественной палаты, торгово-промышленной палаты автономного округа, представители общественных организаций, организаций реального сектора экономики, представителей различных профессиональных сообществ, предприниматели, другие жители автономного округа, тогда, когда они хотели привязывать себя к какой-то профессиональной составляющей. Отмечу, что люди говорили о том, что публичность обсуждения итогов работы за год глав муниципальных образований также должна расширяться, предлагали в отчет Правительства автономного округа включать данные и о том, как те или иные показатели социально-экономического развития отразились на состоянии дел в каждом конкретном муниципальном образовании. Полностью поддерживаю эту рекомендацию – системный диалог с обществом обязан быть нормой общественной жизни Югры.

В прошлом году я начала свой отчет с информации о том, что экономика нашего округа перешла в восстановительную фазу. В 2011 году тренд на восстановление экономики получил дальнейшее развитие.

По валовому региональному продукту – основному макроэкономическому показателю, определяющему уровень развития экономики, - автономный округ вышел на докризисный уровень. Основные отрасли и виды деятельности экономики в целом сохранили свой вклад в социально-экономическое развитие региона – наша экономика не дрейфует, она развивается в каждом сегменте.

Более чем на четверть в сравнении с прошлым годом выросли инвестиции в основной капитал - они составили 648,6 миллиардов рублей – это в 5,7 раз больше, чем в среднем по стране.

Уровень безработицы по округу - в два раза ниже, чем по стране. Номинальная заработная плата выросла на 12,4% и составила 46 тысяч 400 рублей. Увеличены объемы производства сельского хозяйства на 4,7%, строительства жилья больше чем на 30%.

Консолидированный бюджет Югры исполнен с 12 миллиардным профицитом. Резервный фонд автономного округа вырос на 60% и впервые достиг 8 миллиардов рублей, а госдолг сократился на 40%.

Улучшился и инвестиционный климат в целом. Как результат - в прошлом месяце международное рейтинговое агентство S&P повысило долгосрочный кредитный рейтинг Югры на один пункт до значения ВВВ – это наивысшая отметка для регионов России, аналогичная положению таких финансовых центров, как Москва и Санкт-Петербург. Согласно принятой международной шкале – это также и сигнал для инвесторов о привлекательности открытия новых проектов в нашем регионе. Одновременно, наши экономические позиции окрепли и в национальном рейтинге. В сводном индексе социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, составленном Министерством регионального развития по итогам 2011 года, за год мы переместились с 11 на 3 место в стране.

Немного подробнее о некоторых показателях. В отношении предварительно оцененных реально располагаемых денежных доходов населения. Его значение по итогам 2011 года – 90,4% к уровню 2010 года.

Начиная с 2008 года и в послекризисные 2009 и 2010 годы, наблюдалось значительное снижение потребительских расходов югорчан – мы боялись тратить. В тоже время, сбережения значительно увеличивались – люди отказывались от многих трат, предпочитая накапливать средства, избегая брать кредиты в банках. Такое потребительское поведение в Югре, как и во всем мире, является серьезным признаком нездоровья экономики. Опасность в том, что если длительное время это поведение не меняется, люди привыкают так жить и экономику ждет "долгая зима". В 2011 году эта двухлетняя экономическая спячка в Югре закончилась. Люди поверили в будущее и их потребительские предпочтения изменились – они перестали экономить. Значительные суммы сбережений и возросший в 3,7 раза объем выданных населению кредитов были использованы на потребительские расходы. Возрос и объем ипотечных кредитов – их было выдано 16 тысяч на общую сумму почти 30 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2010 году.

Физический объем оборота розничной торговли также впервые с 2009 года пришел в норму, показав рост на 0,8%.

В тоже время по завершению государственных отчетных процедур в сотрудничестве с Минэкономразвития (наша окружная статистика не является держателем целого ряда отчетов) мы установим каждую проблему и степень её влияния на величину реально располагаемых денежных доходов. Уже сегодня, тем не менее, точно не ошибёмся, если будем работать над задачей увеличения фондов оплаты труда, дополнительных пенсий (первые шаги сделаны в отношении отдельных категорий бюджетников и пенсионеров с 1 января 2012 года), выявления «конвертных зарплат», сокращения необоснованных расходов населения на жилищно-коммунальные услуги и так далее.

Еще об одном аспекте. В прошлом году, как и в предыдущие годы, экономика Югры продолжала оставаться зависимой от нефтяного сектора. В условиях объективно существующего, зафиксированного падения добычи, это ведет к снижению индекса промышленного производства, что и показывает статистика уже с 2008 года. Практически 4 года.

Прежде чем говорить о принятых в прошлом году мерах в поддержку отрасли, хочу акцентировать ваше внимание, уважаемые коллеги, на том, в каких условиях действовало Правительство автономного округа.

В 2008 году, на старте кризиса, в Югре после всестороннего обсуждения с общественностью и депутатами была принята Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2020 года. Она опиралась на позитивную тенденцию в развитии нефтедобычи Югры до 2008 года и моделировала сценарные условия развития округа на следующие 12 лет. Кризис привел к финансовой дестабилизации, в том числе – и бюджетных доходов автономного округа, которые были секвестированы. Но цены на углеводородное сырье, в конечном счете, продолжили свой рост. На фоне растущих цен на продукцию начала падать добыча. Сказалось и недофинансирование геологоразведки, и фактическая неготовность добывающих предприятий стабилизировать добычу на уровне выше 270 миллионов тонн в год. Сегодня мы наблюдаем коррекцию объемов добычи, которые в среднем стремятся на уровень 250 миллионов тонн в год. Ничего подобного в сценариях нашей Стратегии развития округа образца 2008 года, к сожалению, не было предусмотрено. Скорее всего, это было практически невозможно сделать. Тем более, не были заложены сценарные планы, учитывающие последствия финансового кризиса и необходимость серьезных вложений в ТЭК. В результате – выбранная модель экономического поведения оказалась нереализуемой на практике.

Летом 2010 года мы поставили задачу о корректировке стратегии с целью учета в ней новых экономических реалий и условий. В это время активно формировалась Правительством Российской Федерации Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года. Мы ждали ее принятия для того, чтобы серьезно корректировать свою существующую окружную Стратегию. Генеральная схема была принята в июне 2011 года. И в период отсутствия адекватных долгосрочных ориентиров, среднесрочное бюджетное планирование строилось по самому консервативному сценарию, в соответствии с которым бюджетные риски должны быть минимизированы.

Нам приходится в режиме текущей деятельности корректировать расходящиеся с экономическими реалиями решения и в нефтяной отрасли, и в лесной отрасли, и в сельском хозяйстве. В любой отрасли экономики автономного округа.

Возвращаясь к принятым в таких условиях мерам поддержки нефтяной отрасли, отмечу главные из них. Чтобы стабилизировать добычу, Правительство пошло на комплексное стимулирование инвестиционной активности наших системообразующих организаций. Среди них - специальные налоговые режимы по налогу на прибыль и налогу на имущество, стимулирующие компании инвестировать в основной капитал и проведение геологоразведочных работ. По итогам прошлого года объем предоставленных льгот недропользователям оценивается на уровне 20миллиардов рублей и эта бюджетная поддержка в последующем, по оценкам экспертов, за счет мультипликативного эффекта конвертируется в продукцию на сумму более 200 миллиардов рублей. В этом же ряду мер – развитие соответствующей инновационной инфраструктуры, поддержка инвестиционных проектов в сфере ТЭКа, в частности, разрабатываемых на базе окружного «Технопарка высоких технологий».

В 2012 году в геологоразведку в Югре планируется вложить порядка 30 миллиардов рублей, в том числе 18 миллиардов рублей на поисковое бурение. Это рекордные объемы и, учитывая предоставленные недропользователям налоговые возможности, можно сказать: автономный округ – один из крупнейших в стране инвесторов в этом стратегическом секторе экономики. Эти цифры - не просто качественный рост к предыдущему периоду, но и новая жизнь для целой плеяды старых месторождений, новые технологии и горизонты добычи, вплотную подошедшие к пластам Баженовской свиты.

На общественных слушаниях по рассмотрению отчёта звучали вопросы о будущем – на сколько нам хватит нефти?

Во всех стратегических документах развития страны, в том числе, в Генеральной схеме развития нефтяной отрасли до 2020 года, сказано: потенциал автономного округа еще десятилетия будет оставаться на необходимом для устойчивого развития уровне. Еще раз приведу данные экспертов. Потенциальные запасы обеспечат ежегодный уровень добычи нефти в объеме в среднем в пределах 250 млн. тонн до 2020 года. По оценкам геологов в недрах Югры сосредоточено еще около 100 миллиардов тонн нефти. Современные технологии позволяют добыть из них как минимум 20-25 миллиардов тонн – а это в 2-2,5 раза больше, чем мы уже добыли за предыдущие 50 лет. Наконец, мы обладаем значительными извлекаемыми ресурсами нефти в пластах Баженовской свиты, которые оцениваются более чем в 3 млрд. тонн. По расчетам к 2030 году Югра добудет свою 14-миллиардную тонну нефти, а с учетом потенциальных запасов и на фоне системного энергетического голода в мире, нефтяная компетенция Югры в этом веке останется актуальной. К примеру, на том же Самотлоре по проекту организации, которая занимается его разработкой, добыча предусмотрена до 2099 года. Вместе с вами надеюсь, что все источники, которые нам известны и на которые я ссылалась здесь и сейчас, не ошиблись.

Это переводит вопрос развития добычи в вопрос развития современных технологий, геологоразведки, переработки и получения максимальной прибавочной стоимости. Такой подход позволит не только сохранить достигнутое сегодня качество жизни, но и обеспечить на ближайшие 20 лет положительную динамику развития Югры.

В том числе, и об этих направлениях работы шла речь на недавно прошедшем у нас в округе выездном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, посвященном вопросам обеспечения энергетической безопасности за счет повышения эффективности функционирования предприятий нефтегазового комплекса Уральского региона. Ряд дополнительных мер в этом направлении, для реализации которых я обратилась за содействием к федеральным органам власти, сконцентрирован на решениях по стимулированию нефтегазосервисного сектора экономики (посчитав необходимым и предложив соответствующим образом определить этот сектор как самостоятельный сектор экономики), по созданию условий для эффективной работы капитала в российской нефтяной отрасли, а также на возможностях увеличения объема геологоразведочных работ.

Некоторые такие решения предусмотрены и в нашей Стратегии развития до 2020 года. В частности, это организация партнерства крупных и малых компаний, как это принято во многих нефтегазовых провинциях мира, когда вертикально-интегрированные нефтегазовые компании передают малым компаниям низкорентабельные добычные активы, а те, в свою очередь, завершают разработку месторождений, способствуя наиболее полному извлечению нефти, ослаблению напряжения на рынке труда и стабильности социально-экономической ситуации в таких регионах в целом. Эта модель к 2020 году, в соответствии со Стратегией, должна не только получить все необходимое юридическое и политическое сопровождение, но и применяться на практике. Полагаю, тянуть с ее практической реализацией до 2020 года нет ни возможности, ни необходимости. Её необходимо запускать незамедлительно. Необходима правовая и организационная проработка вопроса, и я рассчитываю в этом и на вас, уважаемые депутаты.

В целом, 2011 год с точки зрения развития нефтяного комплекса Югры показал, что ситуация медленно, но стабилизируется, чему способствуют не только правовые решения, но и индивидуальное взаимодействие Правительства автономного округа с крупнейшими нефтегазодобывающими компаниями, а также новый формат сотрудничества - так называемый Совет директоров Югры.

При этом, безусловно, устойчивое развитие Югры сегодня и в будущем зависит от того, насколько благоприятные условия созданы для диверсификации как самого нефтегазового комплекса, так и экономики в целом. Особое внимание - к вопросам стимулирования создания новых рабочих мест в несырьевом секторе экономики, развития научного потенциала Югры, формирования экономики знаний, как фактора роста.

Правительством автономного округа в 2011 году велась работа по созданию новых рабочих мест, прежде всего в таких секторах экономики, как электроэнергетика, нефтегазопереработка, лесопромышленный и агропромышленный комплексы, имеющие наибольший исторически сложившийся ресурсный потенциал. Не буду останавливаться на достигнутых показателях – они в целом позитивные и подробно приведены в подготовленном отчёте. Отмечу только, что создано почти 9300 новых постоянных рабочих мест.

Значительный потенциал диверсификации экономики Югры сосредоточен в таком направлении, как нефтегазохимия. Наша Стратегия-2020 включает 5 проектов в этой сфере, но они относятся к категории средних и крупных и пока не перешли первую стадию реализации. Текущие итоги развития показывают, что время для активизации проектов в этом секторе пришло, причем речь идет не только о крупных, но и в большей степени о малых и средних производствах (пластмасса, каучук, строительные битумы, этилен, смолы и другая продукция). Округ сможет оказать таким проектам, и определяет это как необходимое и приоритетное направление, максимальную поддержку для их экспертизы и отбора. Уже в этом году начал работать Совет по вопросам развития инвестиционной деятельности, основная цель которого – содействие продвижению проектов, востребованных для разделения и переложения приоритетов и акцентов нашей экономики, повышения ее инновационной составляющей.

Отдельно хочу отметить вопросы развития малого и среднего бизнеса. С каждым годом для всё большего числа югорчан реальной альтернативой трудоустройству становится открытие своего собственного дела. Оборот предприятий малого бизнеса растет 4 года подряд, в 2011 году почти каждая пятая произведенная вещь приходилась на этот сектор. Запущенная в прошлом году программа развития малого предпринимательства позволила привлечь на его поддержку вдвое больше федеральных средств, чем в 2010 году, а в целом в отрасль было направлено свыше 6 миллиардов рублей. Поддержку получили порядка 22 тысяч субъектов малого бизнеса, создавшие за прошлый год около 3 тысяч новых рабочих мест. Всего создано 5 тысяч мест в малом бизнесе, то есть 60% мест создано с помощью господдержки. Сегодня предпринимательство - это не просто сегмент экономики, это особая культура в экономике, серьезное, многотрудное и долгосрочное дело, которое будет продолжено и в дальнейшем.

Уважаемые депутаты!

В 2011 году мы перешли на новый пакет целевых программ развития. Это был первый год их запуска, что потребовало большой настроечной работы, прежде всего, в части налаживания взаимодействия их участников. Работа проведена значительная, в том числе и по юридическим вопросам. Замечу, в прошлом году у нас выросло количество принимаемых нормативно-правовых актов почти на 40%. В итоге доля программно–целевых расходов в общем объеме расходов бюджета Югры составила 29,3%, увеличившись в сравнении с уровнем 2010 года на 5,6 процентных пунктов.

По итогам 2011 года обязательства округа перед муниципальными образованиями в предоставлении межбюджетных трансфертов выполнены в полном объеме. Вместе с тем, для максимально эффективной реализации целевых программ еще предстоит значительная работа в части противодействия входу в наши проекты недобросовестных подрядчиков, усиления возможностей для системной организации общественного контроля на уровне каждого муниципалитета, разбюрокрачивания ряда процедур. В этих направлениях работы востребовано активное участие депутатского корпуса всех уровней – мы должны действовать командно и организованно.

Объем расходов бюджета автономного округа, формируемых программно–целевым методом, по итогам 2011 года составил 42,2 млрд. рублей. По оценочным данным, с учетом всех источников финансирования, объем средств на реализацию целевых программ сложился в сумме 93,5 млрд. рублей. Этот показатель на уровне лучшего для Югры в этом вопросе докризисного 2008 года.

Следующим шагом в развитии этого подхода мы наметили переход на «программный бюджет», подразумевая формирование бюджета в программной структуре. Планируется разработка государственных программ. В перспективе государственные программы автономного округа станут своеобразным ядром всей системы управления.

Изменения 2011 года – это практическая реализация нашего курса, в соответствии с которым в основе всех принимаемых программ и мер – человек. В пакете новых стартовавших программ этот принцип является образующим. Наш бюджет, 63,2% которого направлено в прошлом году на развитие здравоохранения, образования, социальной помощи, культуры, физкультуры и спорта, демонстрирует это. В абсолютной сумме - это 121,7 млрд. рублей. Прирост социальных расходов к уровню 2010 года составил более 16 млрд. рублей.

Это позволило, в частности, реализовать меры по усилению социальной защиты самых нуждающихся категорий населения. В 2011 году было введено 7 новых видов социальных выплат. Дополнительными мерами защиты обеспечены родители погибших или пропавших без вести при исполнении обязанностей военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти; родители детей-инвалидов на подключение к сети Интернет для дистанционного обучения ребенка и на оплату доступа к сети; нуждающиеся категории населения для снижения напряженности, связанной с ростом цен на рынке продовольственных товаров; граждане, награжденным орденом "Родительская слава"; малоимущие граждане для приобретения и установки приборов учета использования энергетических ресурсов. Таким образом, по итогам 2011 года у нас действует 85 видов социальной поддержки, получателями которой в 2011 году стали 358 тысяч человек. По этому показателю Югра – один из самых социально ориентированных регионов в России.

Предложения открытых слушаний по проекту бюджета, в которых одну из главных ролей сыграли и вы, уважаемые депутаты, коллеги, главы муниципальных образований нашли свое воплощение уже в 2011 году. В частности, были приняты решения о «Югорском семейном капитале», о бесплатной юридической помощи жителям Югры, о приравнивании Белоярского и Березовского районов к территориям Крайнего Севера и другие.

Одновременно с поддержкой нуждающихся категорий югорчан, мы системно поддержали и доходную часть работающих в социальной сфере граждан. В конце 2010 года мы с вами увеличили фонд оплаты труда бюджетников на 20%. В 2011 году полностью перешли и на связанные с этим повышением новые системы оплаты труда. С 1 сентября 2011 года осуществлено еще одно увеличение фонда оплаты труда на 7% и 18% плюсом для учителей, воспитателей, педагогов, работников сферы культуры.

Большое внимание уделялось и уделяется пенсионному обеспечению. В прошлом году мы дважды - в марте на 7% и в сентябре на 10% - проиндексировали дополнительные пенсии, выплачиваемые из бюджета автономного округа, и эта мера охватила 179,5 тыс. человек (в результате средний размер доплаты составил 1010,9 рублей, в 2010 году она стоила 844 рубля).

Остановлен и скачкообразный рост тарифов ЖКХ, что также является заметным вкладом в укрепление благосостояние югорчан. Если по итогам 2010 года рост объема начисленных населению жилищно-коммунальных платежей составил 15% к прошлому году, то в 2011 – 4,6%. Мы сдержали этот рост в пользу югорчан и, одновременно, соответствующими субсидиями поддержали незащищенные слои населения - сумма начисленных субсидий выросла на 22,8% и составила почти миллиард рублей (920,4 млн. рублей). Средняя ежемесячная сумма субсидии составила почти 2 тысячи рублей (1933 рубля) и её получили почти 40 тысяч семей.

Еще более 20 тысяч человек улучшили коммунальные условия за счет выполненного по окружной программе капитального ремонта более 150 многоквартирных домов. В комплексе с нашими усилиями по благоустройству придворовых территорий и детских площадок, ремонту и строительству дорог местного значения – а все это новые мероприятия, которые мы начали поддерживать окружным рублем с прошлого года, - условия для жизни улучшили сотни тысяч югорчан.

Ключевое направление поддержки югорчан связано с жильем. В прошлом году состояние строительной отрасли Югры в целом стабилизировалось. Основным показателем, подтверждающим это, является увеличение объема ввода жилья и спроса на него населения. Если в 2011 году нам удалось обеспечить ввод 757,4 тысяч квадратных метров, а это меньше нужного миллиона в год, к которому мы стремимся, то к началу 2012 года в строительном заделе находятся жилые дома общей площадью более 1,5 млн. кв. метров.

По итогам прошлого года нам удалось выполнить важную задачу – переломить рост цен на недвижимость. Многолетняя тенденция к росту впервые сменилась снижением. Сегодня на первичном рынке квартиры стоят дешевле, чем год назад. Средняя цена квадратного метра в Югре по итогам 2011 года составила 49 тысяч 400 рублей и это не та цифра, на которой мы намерены, на мой взгляд, останавливаться. У нас есть резерв и потенциал снижения в пределах 15%.

Отмечу несколько значимых результатов реализации жилищной программы в 2011 году.

Прежде всего, радикальный рост поддержки коренных малочисленных народов Севера – на эту подпрограмму из бюджета Югры выделен 1 млрд. рублей, что позволило обеспечить жильем 496 семей. При такой динамике мы рассчитываем обслужить все существующую жилищную очередь коренных малочисленных народов Севера в ближайшие несколько лет. Кстати, ваше решение о том, чтобы дополнительно получаемые доходные средства бюджета направлять прежде всего на развитие жилищного строительства, на обеспечение жильем югорчан работает в этом же тренде.

В 2011 году в целом снята напряженность в проблеме «обманутых дольщиков». Ведено в эксплуатацию 7 проблемных объектов из выявленных 9, в которых 333 обманутых дольщика получили возможность регистрации права собственности на свое жилье. Ввод оставшихся 2 объектов ожидаем обеспечить в текущем году. Одновременно, совместно с вами мы ведем правовую проработку вопроса о защите интересов обманутых пайщиков, которые пострадали от действий недобросовестных застройщиков – прошу депутатов быть в постоянном диалоге с самими гражданами в проработке этого тонкого, нового для законодательства страны в целом вопроса.

Мы продвинулись и в решении проблемы балочников, предложения по дальнейшим совместным действиям уже подготовили практически все муниципальные образования. Если в 2008 году такого слова, как балок или вагон-городок, не было даже на уровне упоминания в окружной Стратегии развития до 2020 года, то сегодня – создана и правовая база, и возможность участия в целевых программах, есть встречное движение со стороны муниципалитетов. В декабре прошлого года мы договорились с вами о том, чтобы совместно действовать в реализации наших планов в сфере балков. Мое предложение о сотрудничестве к вам, уважаемые депутаты, в этом востребованном югорчанами вопросе остается – рассчитываю на вас.

Большое внимание мы в 2011 году уделили вопросам совершенствования системы профессионального образования с учетом потребности в рабочей силе экономики Югры. Об эффективности таких мер говорит и то, что почти все (97%) выпускники учреждений профессионального образования в минувшем году были трудоустроены.

В 2011 году было построено в 2 раза больше общеобразовательных учреждений, чем в предыдущем. Всего введено в эксплуатацию 6 школ, в 25 школах проведен капитальный ремонт, введено в эксплуатацию 14 детских садов.

Результаты работы по укреплению материально–технической базы общеобразовательных школ позволили увеличить долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 87% (при среднем по России уровне в 60%).

Сразу по нескольким окружным программам велась работа по модернизации жилищно-коммунального комплекса, повышению энергоэффективности, снижению энергозатрат на коммунальных предприятиях, в бюджетном секторе и многоквартирных домах. В 2011 году были введены в эксплуатацию и новые объекты ЖКХ - очистные сооружения в Мегионе и Нижневартовске, котельные в Ханты-Мансийском районе, водопроводные сети в Кондинском районе и Нижневартовске.

Отмечу - и в дальнейшем важнейшим направлением инвестиционной политики округа будет являться социальная сфера, а инвестиции в человека – ключевым приоритетом.

Я назвала некоторые направления социальных инвестиций – о них подробно сказано в отчёте, с которым каждый из вас имел возможность ознакомиться. В Интернете обсуждение было организовано на самых разнообразных площадках. Замечу следующее – мы ответим на каждый вопрос, который был задан. Народ отмечает – общение с властью становится более интерактивным, чаще происходит в форме диалога. Люди видят реальные результаты. А это для нас с вами главное. Еще Екатерина II утверждала, что «управлять – это предвидеть», а чтобы предвидеть, это уже моя мысль, нужно быть среди людей и слышать людей. Так мы должны и будем работать все вместе.

Спасибо! 

Другие новости в рубрике Политика

Добавить комментарий:

CAPTCHA