Строим и ремонтируем, но мало и медленно. На депутатских слушаниях обсудили проблему ветхого жилья

ТЕКСТ: Наталья Игнатова

ФОТО: Артур Борисов

Строим и ремонтируем, но мало и медленно. На депутатских слушаниях обсудили проблему ветхого жилья
Проблема балков, вагончиков, бараков и прочего ветхого жилья, а также переселение из него жителей - пожалуй, самая актуальная для Югры – с этим согласны практически все участники состоявшихся вчера депутатских слушаний. В них приняли участие не только депутаты Думы округа, но и представители районов, депутаты местных органов власти, застройщики, общественники.

В самом начале слушаний заместитель председателя Думы Югры Александр Сальников выразил надежду на то, что совместная работа будет результативной и позволит выработать конструктивные предложения по изменению действующих нормативно-правовых актов автономного округа, принятию новых законов, направленных на соблюдение прав граждан, проживающих в непригодном и ветхом жилье.

О том, как решается проблема сноса, рассказал заместитель губернатора Югры Валентин Грипас.

Проблема характерна для всех муниципальных образований округа. Общая площадь ветхих и аварийных жилых помещений составляет 1,9 миллиона квадратных метров, в том числе площадь аварийных домов – чуть более 125 тысяч квадратных метров. На территории Югры приняты и реализуются целевые программы, которые направлены на снос этого жилья и переселение граждан, проживающих в нем. Так, в минувшем году снесено более 108 тысяч квадратных метров подобного жилья.

В 2011-2012 годах на реализацию адресных программ по переселению граждан из ветхого жилья было направлено более миллиарда рублей. «Аварийный фонд был сокращен на 20 тысяч квадратных метров, в благоустроенное жилье переселены 1 337 жителей. По данным на 4 апреля, снесен 21 дом (Белоярский район – 9, Когалым - 10, городское поселение Пионерский – 2). В срок до конца 2013 года будут ликвидированы еще 63 аварийных дома, планируется сократить аварийный жилой фонд на 50 тысяч квадратных метров», - заверил Валентин Грипас.  

Кроме того, целевой программой автономного округа по содействию развития жилищного строительства из окружного бюджета выделяются средства на приобретение квартир в новостройках, в том числе и для переселения в них жителей из непригодного и ветхого жилья. В 2012 году для реализации программы муниципальным образованиям передано 5,4 миллиардов рублей. По данным Росстата, в 2012 году на территории Югры за счет реализации всех программных мероприятий было снесено 108,2 тысяч квадратных метров ветхого и аварийного жилого фонда.

На 2013-2015 годы определён объём финансовой поддержки, которая будет осуществляться за счёт средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилья. Общая сумма финансирования программ составит 3,2 миллиарда рублей. В рамках реализации целевых программ в 2013 году планируется ликвидировать 20 аварийных многоквартирных домов. В целом, реализация региональных адресных программ в 2013-2015 годах позволит переселить многих югорчан из аварийных многоквартирных домов в благоустроенное жильё, сократив аварийный жилищный фонд в регионе на 50,2 тысячи квадратных метров.

Важным фактором, позволяющим снизить аварийность жилых домов и увеличить период их эксплуатации, является своевременный и качественный ремонт зданий. Так, в 2012 году с помощью программ, софинансируемых Фондом содействия реформированию ЖКХ (из федерального бюджета), в Когалыме, Нягани, Пыть-Яхе, Сургуте, Урае, Югорске, Белоярском и Советском районах в полном объёме были отремонтированы 59 многоквартирных домов. Кроме того, ремонтировались дома по окружной программе «Наш дом» - 98 домов, в которых проживает 6,6 тысяч человек. Возросла активность органов местного самоуправления на уровне поселений по ремонту домов, в том числе блокированных (на несколько квартир, но с отдельными входами), которые по федеральному законодательству не допускаются к включению в адресные программы Фонда. На уровне поселений был отремонтирован 61 многоквартирный дом.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют способы и порядок расселения жителей балочных массивов. В прошлом году для данных целей из окружного бюджета были выделены финансовые средства, которые распределены между Радужным, Пыть-Яхом, Мегионом, Няганью, Нефтеюганском, Сургутом, Нижневартовском, Нижневартовским и Советским районами и были направлены на ликвидацию пятнадцати балочных массивов.

Для решения балочной проблемы округ решил выделять желающим переселиться субсидии для приобретения новой квартиры – 30% от расчетной стоимости жилья и компенсации части процентной ставки по полученным кредитам. Однако эта мера поддержки оказалась невостребованной – за 2 года право на получение субсидии реализовали только 36 семей - 15% от всех стоящих на учете по этой категории. Масштаб проблемы характеризуют такие цифры: участниками этой целевой программы признаны и состоят на учете только 120 семей, это лишь 2% от потенциальных претендентов – то есть, жителей балков.  

Проблему сноса ветхого, аварийного жилья, жилых вагончиков и балков озвучили в своих выступлениях представители органов местного самоуправления Пыть-Яха, Нягани, Сургутского района. По представленной информации, город Пыть-Ях сегодня насчитывает 1642 балка!

Принявшие участие в обсуждении депутаты окружного парламента отметили, что темп ремонта старых домов и строительства новых пока отстает от желаемого, тем более, что список ветхих домов пополняется за счет новых адресов. И озвучили идеи, которые способствовали бы решению проблемы. Так, депутат Марков предложил вернуться к цензу оседлости при выделении жилья, проработав соответствие этого условия с федеральным законодательством. Также он ратует за развитие дачного движения именно для постоянного проживания граждан – благо, теперь в дачных кооперативах разрешена прописка. Нужно лишь заняться выделением земли и обеспечением инфраструктуры. Депутат Андреев обратил внимание собравшихся на тот факт, что программы сноса ветхого жилья активнее действуют в городах, где строительный рынок более развит, и предложил изменить эту формулу, чтобы не было перекосов. Алексей Андреев привел такие выкладки: если существующий темп финансирования сохранится, Пыть-Яху на решение проблемы понадобится 40 лет, а Мегиону – 152 года.

Практически все участники слушаний отмечали, что немаловажным фактором переселения людей из балков и ветхого жилья является рыночная цена квадратного метра. Ну не может быть справедливой цена за 1 квадратный метр в 70 и даже 100 тысяч рублей, как в Сургуте, например. Многие жители Югры за месяц зарабатывают значительно меньше, еще меньше – подушевой доход семьи, где подрастают дети.

Дело дошло до того, что муниципалитеты проводят аукционы на покупку жилья, а результата нет: расчетная стоимость квадратного метра составляет 60-70% от той, что выставляют на продажу застройщики.

Валентин Грипас, отвечая на вопросы участников слушаний, отметил следующий парадокс: чем больше средств выделяется из регионального и муниципального бюджетов, тем выше цены на рынке жилья.

Следовательно, растут аппетиты владельцев строительных компаний? Значит, именно с застройщиками предстоит работать властям округа и муниципалитетов. Работа эта осложняется невозможностью каким-то образом влиять на рынок (это и законодательством запрещено), а также отсутствием механизмов влияния и регулирования. Остается, по-видимому, заинтересовывать каким-то образом застройщиков в формировании справедливой цены. Насколько удачно это получится, покажет время.
  
Участники подвели итоги работы заседания и выработали рекомендации. В частности, Правительству Югры предложено внести изменения в действующее региональное законодательство в части увеличения финансирования на проектирование и строительство инженерных сетей, также рекомендовано внести поправки в окружную целевую программу «Содействие развитию жилищного строительства на 2011-2013 годы и период до 2015 года» в части предоставления возможности муниципалитетам использовать выделяемые средства не только на приобретение, но и на строительство жилья в пределах утверждённой Региональной службой по тарифам автономного округа стоимости одного квадратного метра общей жилой площади помещения.

Участники депутатских слушаний также предложили изучить возможность снижения степени строительной готовности объекта с 70% до 30% от предусмотренной проектной документации с целью софинансирования из регионального бюджета. Кроме того, рекомендовано рассмотреть вопрос пропорционального распределения денежных средств между муниципальными образованиями в зависимости от количества непригодного жилья, а также при поступлении дополнительных доходов в бюджет округа в 2013 году не менее 50% средств направлять на улучшение жилищных условий югорчан. Рекомендовано и развивать индивидуальное жилищное строительство, предоставляя льготы при выделении земельных участков жителям ветхого жилья.
Другие новости в рубрике Политика

Добавить комментарий:

CAPTCHA