«Свой» или «чужой». Кому нужна «прописка» для губернаторов?

ТЕКСТ: Лия Дегтярёва

ФОТО: wpapers.ru

«Свой» или «чужой». Кому нужна «прописка» для губернаторов?
Кандидат на пост губернатора должен прожить на территории «своего» субъекта не менее 5 лет, считает депутат Госдумы Виталий Золочевский, ставший автором соответствующего законопроекта. 

«Настоящий законопроект не предполагает ломать установившуюся 3 года назад систему, а предлагает дополнить Федеральный закон условием необходимости проживания кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в данном субъекте РФ не менее 5 лет, либо иметь трудовой стаж, который он приобрел, работая в организациях (предприятиях) в этом субъекте РФ не менее 5 лет, либо являясь (ранее являясь) депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, избранным от данного субъекта Российской Федерации или членом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, представляющим данный субъект Российской Федерации», – говорится в пояснительной записке. 

«Глава региона должен не только обладать необходимым для исполнения своих обязанностей опытом работы, но и знать проблемы субъекта РФ, участвовать в его развитии, быть своим для жителей региона. Тогда его деятельность будет более эффективной и актуальной», - цитирует Золочевского газета «Известия». 

Законопроектом предлагается внести изменения в ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Автор документа подчеркивает, что «привязка кандидата к местности» является привычной практикой во многих странах. 

В настоящее время на пост губернатора может претендовать достигший 30-летнего возраста гражданин России, не имеющий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. 

И практика показывает, что «варягами» в РФ сегодня никого не удивить. Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев родом из Франкфурат-на-Одере. После ГДР жил в Рязанской области, а затем в Магадане. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский родился в Свердловской области, до того как его назначили руководить регионом, он был ректором Дальневосточного федерального университета. Оставивший после себя недобрую славу у жителей Волгоградской области, недолго правящий Сергей Боженов родился в Краснодарском крае, а карьеру сделал в Астрахани. Собственно, и занявший после него кресло руководителя области Андрей Бочаров к региону не имеет ни малейших «географических привязок». 

Инициатива Золочевского у коллег по ГД и экспертов получила разнополярную оценку. «Известия» сообщают, например, что Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член «Единой России» Евгений Федоров полностью поддерживает инициативу. 

«Оседлость» губернаторов имеет лежащие на поверхности плюсы. К ним, например, большинство относит осведомленность по поводу региональных «болевых точек», сложившиеся отношения с местными политическими элитами и отсутствие «замашек» «временщиков». С другой стороны, есть и «оборотная сторона медали», начиная с банальной несостоятельности местных политиков. 

Минченко.jpgСвое мнение по поводу законопроекта РИЦ «Югра» выразили хорошо известные в России политические эксперты. Так, руководитель холдинга «Minchenko consulting» Евгений Минченко уверен, что законопроект – «глупый и принят не будет». 

- Этому есть несколько оснований: во-первых, «свой-чужой» - это один из тех критериев, по которому избиратели могут выбирать, - рассказал специалист. - Если кому-то не нравится, что кандидат не является выходцем из региона, он может за него не голосовать. Во-вторых, это прямо противоречит политике федерального центра, потому что у нас есть неформальное квотирование губернаторских постов между партиями. Все «квотированные» губернаторы не местные. Кроме того, есть практика перемещения «по горизонтали». Был Толоконский губернатором Краснодарского края, а потом стал главой Новосибирской области. Есть также практика направления федеральных чиновников в регионы, или наоборот, та же самая Комарова в Югре была депутатом Госдумы от Ямала, а стала губернатором ХМАО. То есть это нормальная практика, и я в ней ничего страшного не вижу. Ну и, в-третьих, дух федерализма. Я думаю, что такие законопроекты, как ценз «оседлости» если и должны принимать, то скорее региональные законодатели. 

Евгений Минченко обратил внимание и на другую проблему системы губернаторства: 

«Пусть они (законодатели – прим. автора) лучше займутся реальной проблемой – это ограничение сроков губернаторов. Потому что у нас за последнее время при наличии ограничения не более двух сроков подряд, регулярно принимаются какие-то новые акты. Из-за них можно и 20 лет «проправить» и потом на костылях снова на выборы идти. На мой взгляд, это куда более важная проблема». 

Калачев.jpgРуководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев также не в восторге от инициативы Виталия Золочевского. По его мнению, навести порядок во многих регионах, способны только пришлые управленцы. 

«У каждого региона своя специфика, и если говорить о некоторых территориях, то там «варягов» не принимают и очевидно, что местные элиты и население предпочитали бы видеть «своих», - объясняет политолог. - Если же в регионе все в порядке, с точки зрения социального самочувствия, власти, бизнес-климата и других показателей, то желание иметь местных кадров понятно. Но есть и другие регионы, где давно уже застой, круговая порука, политическая элита больше напоминает мафию, а население разочаровалась во всех местных политиках. Таким регионам хочется обновлений, которые возможно только через новые лица. А эти новые лица не связаны с местными элитами, они расчистят эти «авгиевы конюшни» и произведут перезагрузку». 

По словам Константина Калачева, такая инициатива отвечает интересам тех лиц, которые категорически не хотят пускать в регион чужаков, при этом не в полной мере отвечают интересам населения. Вспомните советские времена, когда набирали сотрудников в общепит, даже писали в объявлениях «без опыта работы в общепите». То есть, условно говоря, опыт работы в регионе не является плюсом, а в больше степени – это минус. 

- Этот законопроект еще и не соответствует духу конституции, - уверен спикер. - В конце концов, все мы граждане одной страны и имеем право быть избранными. Я не считаю нужным делить жителей страны на москвичей, питерцев и т.д. Каждый из нас имеет полное право быть главой муниципального образования или главой региона. Кроме того, он противоречит интересам развития страны, потому что на самом деле, регионам нужна новая кровь, нужны новые люди, которые не связаны со старыми коррумпированными и закрытыми элитами. 

Точенов.jpegАлександр Точенов, руководитель Центра прикладных исследований и программ в интервью корреспонденту РИЦ «Югра» сообщил, что «определенная логика в этом проекте есть, но он не сторонник таких нововведений». 

- Если так рассуждать, то тогда давайте введем и для депутатов Госдумы такое же, для глав и депутатов административных центов, - поясняет свою точку зрения Александр Сергеевич. - На мой взгляд, смысла в лишних ограничениях нет – это первое. Второе – руководители регионов, которые избирались или назначались, в конечном итоге достаточно быстро находят общий язык с населением. Вопрос с элитами – другой. А ведь есть регионы, где большие конфликты внутри элит, и победа представителя одной группировки на выборах влечет появление определенных неприятелей в «боевых действиях», что плохо сказывается на развитии региона. 

По словам Точенова, это предложение влечет за собой массу других вопросов, например, что делать с военными и другими силовиками? А что если человек пришел на должность в регион, проработал три года, он талантливый управленец, и всех устраивает. И ему нельзя? Из кого будут тогда избирать? 

«Не нужно лишних ограничений. Это все от лукавого. Я не думаю, что такой путь правильный, и что он принесет ощутимые плоды. Хотя рациональное зерно в этом тоже есть», - резюмировал эксперт. 

Федоряк.jpgПервый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Федоряк уверен, что в советские времена был правильный подход к кадровой политике: на одном месте руководитель более 5 лет не работал. 

«С одной стороны это хорошо, когда приходит к власти человек, который знает местную специфику, но с другой стороны – ротация дает возможность посмотреть свежим глазом на ситуацию, обновить кадры, внести новую струю в развитие субъекта, - поделился с РИЦ «Югра» Николай Александрович. - Кроме того, новый человек который приходит в регион – он не связан ни какими отношениями с местными, а, значит, он может работать смело и уверенно. 

По мнению Федоряка, принятие этого закона не повысит профессиональный уровень тех, кого назначают на должность губернатора. Кроме того, ограничится спектр подбора и у кадровой политики президента, и у самого президента. 

- Когда выбрали своего местного – да, это приятно, - рассуждает эксперт. - Но если у местного нет опыта работы, нет наработок в центре, нет организаторских способностей, но при этом он пять лет живет. И что? Что дальше? Его в губернаторы? А если руководитель чего-то достиг в регионе, его, как правило, забирает центр или куда-то переводят повыше. Думаю, не стоит зацикливаться на этом. Тот принцип, который есть сейчас - самый оптимальный. А еще, если служит человек, военный? Тогда как? А для силовиков? Так же тут идет другой аспект – ущемление прав гражданина и нарушение конституции. У нас каждый гражданин имеет право быть избранным. В общем, вопросов больше чем ответов…
Другие новости в рубрике Политика

Добавить комментарий:

CAPTCHA