Александр Сидоров: «Уполномоченный по правам человека – посредник между гражданином и органами власти»

ТЕКСТ: Николай Туманов

Александр Сидоров: «Уполномоченный по правам человека – посредник между гражданином и органами власти»

Институт уполномоченного по правам человека начал действовать в Югре меньше двух лет назад. За это время жители округа все чаще стали обращаться в эту новую для них структуру. Особенно в тех случая, когда отчаиваются отстоять свои права в других государственных органах. О работе с обращениями граждан и других аспектах деятельности корреспонденту РИЦ рассказал уполномоченный по правам человека в Югре Александр Сидоров.

  Александр Леонидович, по каким причинам граждане могут обратиться к уполномоченному по правам человека?

 Причины обращений бывают различными. Среди них право на судебную защиту и справедливость судебного разбирательства, жалобы на несоблюдение условий содержания в следственных изоляторах и колониях. Либо обращения по вопросам социального обеспечения, права на жилье охрану здоровья и медицинскую помощь.

К нам приходят те, кто уже исчерпал все возможности защиты своих прав какими-то другими способами. Как правило, это люди, которые зашли в тупик, будучи просто «посланным» по кругу, и получив отрицательный ответ от тех организаций и учреждений, которые должны заниматься решением их проблемы.

Бывают обращения и от тех граждан, кто даже и не пробовал отстоять свои права в иных органах. Мы для них являемся первой инстанцией, куда они обратились. Таким гражданам мы даем юридическую консультацию, разъясняем, что необходимо сделать для защиты своих прав. В общем, обращаются к нам достаточно часто.

Обращаться к уполномоченному стоит тогда, когда исчерпаны все иные правовые возможности. В этом случае вы можете обратиться к Уполномоченному, жалуясь уже на те органы, которые, по вашему мнению, неправильно рассмотрели ваше дело или неправомерно отказали в решении. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие институты защиты прав и свобод граждан. Однако при этом нужно помнить, что Уполномоченный не заменяет те государственные органы, которые призваны обеспечить защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. По закону Уполномоченный, в соответствии со своей компетенцией, рассматривает жалобу гражданина, повторно изучает существо вопроса и принимает необходимые меры для восстановления нарушенных прав.

В соответствии с законом, к уполномоченному вправе обратиться с жалобами, заявлениями и обращениями граждане Югры, иностранные граждане и лица без гражданства. Лица, содержащиеся в местах принудительного содержания (СИЗО, ИВС, колониях, тюрьмах) также вправе направлять Уполномоченному жалобы. 

Бывают случаи, когда уполномоченный может предпринять меры в пределах своей компетенции по защите прав граждан по собственной инициативе, при наличии информации и установлении следующих фактов: системных или грубых нарушений прав и свобод граждан на территории Югры; в случаях, имеющих особое общественное значение; необходимости защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

 Какие проблемы чаще волнуют югорчан?

 Большое количество обращений связанно с решением социальных вопросов. Не секрет, что все мы с ними сталкиваемся, так или иначе. В то время как с работой судебных и правоохранительных органов встречаются далеко не все и не всегда. Поэтому в перечне обращений к уполномоченному по правам человека преобладают проблемы житейские. Есть среди них и системные, на которые мы обращаем особое внимание, чтобы найти их решение. Приведу пример. В нашем округе достаточно много временного, бывшего ведомственного и ветхого жилья. В Югре реализуются программы, которые предполагают расселение граждан и снос такого жилья. Но когда дело доходит до процесса отселения с последующим сносом таких строений, выясняется, что не у всех жителей есть надлежащим образом оформленные документы на проживание. По ведомственному жилью ранее для заселения было достаточно решения профсоюзной организации и администрации предприятия. Так было много лет. И не у всех на руках есть эти решения. А когда возникает необходимость отселения, жильцам надо доказать, что они проживают в помещении на законных основаниях и предъявить соответствующие документы. Тут и возникает патовая ситуация: гражданин начинает искать выход, пытается подтвердить законность проживания через судебные инстанции. Администрация, в свою очередь, подает встречный иск, суд принимает решение отказать гражданину, и в итоге человек оказывается у «разбитого корыта». Эта проблема  требует своего решения.

 Вам уже приходилось сталкиваться именно с такой проблемой? Удалось ли помочь гражданам?

 Подобный случай столкновения интересов администрации предприятия и граждан произошел в Мегионе. Когда один из жителей через суд доказывал свое право на проживание в ведомственном жилье, администрация города, не согласившись с его доводами, подала встреченный иск. Первое и второе судебные решения были вынесены в пользу гражданина, а третье решение, уже окружного суда – в пользу администрации. Именно тогда и сложилась ситуация, когда человека надо выселять, а выселять его некуда. Причем по факту работник предприятия заселялся не самовольно, а по решению профсоюзного комитета, только доказать он это не сумел. В итоге возникли проблемы и для главы, и для администрации города. И такие случаи далеко не единичны.

Еще один пример. В июне ко мне обратился житель города Радужный, он состоял на учете по месту работы в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с 1992 года. Согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, с 2005 года  по договору социального найма жилые помещения предоставляются исключительно из государственного или муниципального жилищного фонда и только гражданам, состоящим на учете  в органах местного самоуправления. Вот и получилось, что та очередь, в которой он стоял по месту работы, стала недействительной. К сожалению, данная проблема не единична, ее надо решать и находить выход.

Другая проблема возникает у граждан, которые в свое время переехали из бывших республик Советского Союза. Российские паспорта и гражданство они получили  в консульствах тех республик и государств, где проживали. В некоторых случаях, в связи с отсутствием единой базы учета в консульских и посольских учреждениях, эти паспорта признаются недействительными и изымаются миграционными службами. Вопрос также требует системного решения на федеральном уровне.

Подобные проблемы вытекают порой из, казалось бы, частных, индивидуальных обращений. На самом же деле практически все они системны и вскрывают пробелы в законодательстве и требуют своих решений на уровнях федеральном или субъектов федерации. Безусловно, мы стараемся индивидуально подходить ко всем вопросам и оказать помощь всем, кто обратился к нам с проблемой, хотя не всегда в состоянии это сделать, и не всегда должны решать тот или иной вопрос – в силу того, что гражданин не исчерпал все правовые возможности защиты своих прав, которые ему предоставлены законом.

 Какая глобальная задача, с Вашей точки зрения, должна решаться структурой уполномоченного по правам человека?

 Уполномоченный – посредник между государством и гражданином там, где государство не выполняет должным образом свои функции по реализации прав гражданина, закрепленных Всемирной декларацией по правам человека, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормами международного права. Мы должны помочь гражданину и подсказать государству в лице госорганов, учреждений и организаций, что нужно обратить внимание на нарушения. Наша задача – защита и восстановление нарушенных прав  граждан.

 Есть необходимость в такой структуре на местах?

 Судите сами: только за неполных полгода 2011года в мой адрес поступило более 200 письменных и устных обращений от граждан. В ходе рассмотрения в 34 случаях были приняты меры для восстановления нарушенных прав; по 86 обращениям даны разъяснения форм и средств, которые возможно использовать для защиты нарушенных прав и свобод; 62 обращения направлены по подведомственности либо территориальности в органы государственной власти и органы местного самоуправления их должностным лицам; в 20 случаях нарушения прав и свободы граждан не выявлено.

Мы выходим с предложениями к органам власти, правительству округа, губернатору Югры и обращаем внимание на то, что мешает исполнять обязанности государства перед гражданами. Есть, например, программа отселения из временного жилья, но она не работает. Она существует скорее как политический документ. С помощью этой программы мало кто способен решить жилищные вопросы. Гражданин должен заплатить за новое жилье 70 процентов стоимости, а ему субсидируют 30 процентов. Но если бы у него были бы эти 70 процентов, чтобы купить квартиру и переселиться в лучшие условия, он бы, наверное, это сделал. И таких проблем, на которые необходимо обращать внимание органов власти достаточно много.

 Как вы оцениваете эффективность своей работы?

 Вряд ли можно судить об эффективности за столько короткое время. Не секрет, что требуется время, чтобы понять масштаб проблем, выделить наиболее острые моменты и вопросы, которые необходимо решать. Готовых специалистов в этой области не было и нет. Несмотря на мой огромный опыт административной деятельности, не устаю обучаться в процессе работы. Важен опыт коллег, взаимодействие с федеральным уполномоченным по правам человека. Сегодня уполномоченный по правам человека уже  не работает в одиночку. Подписаны более пятнадцати соглашений о взаимодействии с государственными органами, окружными общественными организациями, в том числе с Общественной палатой, Ассоциацией «Юристы России», Адвокатской палатой, с Ассоциацией муниципальных образований. Мы уверены многие вопросы по восстановлению нарушенных прав граждан можно решить в тесном взаимодействии и сотрудничестве.

Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA