Антон Бахлыков: «Если все начнут требовать качественных медицинских услуг, ситуация изменится к лучшему»

ТЕКСТ: Николай Туманов

В 2011 году существенно изменилась система обязательного медицинского страхования В 2011 году существенно изменилась система обязательного медицинского страхования. В чем суть этих изменений и какие перспективы ожидают ОМС в ближайшее время, корреспондент РИЦ выяснил у заместителя исполнительного директора Окружного фонда обязательного медицинского страхования  Антона Бахлыкова.

Антон Юрьевич, какие корректировки федерального закона по обязательному медицинскому страхованию наиболее значимы?
Наиболее серьёзным изменением стало то, что с этого года полномочия по организации медицинской помощи переданы на уровень Российской Федерации. Но, по сути, это произошло еще в 2009 году, когда был принят ФЗ №212 «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Единый социальный налог заменили страховые взносы. То есть, вернулись к старой системе, которая действовала до 2000 года. По ней 5,1% от всех страховых взносов, которые сейчас администрирует Пенсионный Фонд, должны были идти в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования. У нас в округе был принят соответствующий закон, утвержден бюджет. И если бы это заработало, мы бы стали самодостаточным регионом.  Увы, этого не произошло. Такая система ограничила возможности в перераспределении средств между регионами в пользу так называемых «бедных» регионов. Округу не привыкать быть «донором». В закон были внесены изменения, а далее принят Закон «Об обязательном медицинском страховании» в соответствии с которыми все средства страховых взносов направляются в Федеральный фонд ОМС, а уже оттуда распределяются субъектам по нормативам, утверждаемым на Федеральном уровне.
Какой объем страховых взносов возвращается в округ?

Все деньги поступают в Федеральный Фонд, который в этом году нам возвращает 2 процента страховых взносов, собираемых в округе и платеж на страхование неработающего населения. А с 2013 года фонд нам будет давать деньги по нормативу, на финансирование переданных округу полномочий по организации медицинской помощи. К сожалению, произошло окончательное разделение доходов и расходов в системе обязательного медицинского страхования.
Ранее активно рассматривалась концепция лицевого накопительного страхования, с одной стороны гарантирующая всем бесплатную медицинскую помощь, с другой - формирующая накопительную часть, которой человек мог распоряжаться. Мы были в одном шаге от этого, создав систему персонифицированного учета медицинской помощи, осталась самая малость - создать систему лицевых счетов, куда бы поступали средства страховых взносов (наиболее распространенная модель в мире). Но Федерация пошла путем обезличивания поступающих средств и фактически распределением имеющегося финансового ресурса между территориями.

Что в итоге изменится для югорчан?  

Появится право выбора врача и медучреждения, хотя такая возможность была и раньше.
В старых основах законодательства это четко прописано. Право на бесплатную медпомощь на всей территории России существовало всегда. Другое дело, как это работало. ОМС всегда платил за ту помощь, которую наши жители получали в другом регионе. Это весьма приличные цифры, не менее 300 млн. рублей ежегодно. Еще одно реальное изменение для людей - возможность выбора страховой организации. На первый взгляд, норма ничего не значащая. Полис одинаков для всех, не важно, какая компания в нем записана. Но практически страховые компании выступают адвокатами человека по отношению к больницам.

Вы считаете, что сами люди недостаточно активно отстаивают свои права по обеспечению их своевременной и качественной медицинской помощью?

Есть закон, и в суд идти не надо, в котором написано – в течение скольких дней человек должен получить амбулаторную помощь или плановую консультацию. По муниципальным учреждениям  - это семь дней, по окружным - 14. Но это не значит, что пациент должен приходить в 8 вечера или в 6 утра за талончиком. Человек приходит в удобное для него время, и его обязаны записать на прием к врачу в указанные сроки. И если бы все начали требовать, жаловаться на то, что недовольны качеством медуслуг, ситуация наверняка стала меняться в лучшую сторону. Четкие правила игры нужны в первую очередь медицинским работникам.

Но ведь у руководства больницы может быть весомое оправдание – нехватка специалистов?

Возьмем муниципалитет, например Ханты-Мансийск, у администрации которого есть полномочия по организации медицинской помощи. И тут возможны два варианта: первый - власти создают собственное учреждение, и второй -  размещают заказ по исполнению этих услуг в Окружной клинической больнице либо в какой-то ведомственной поликлинике или частной больнице.
Это можно сделать всегда, но никто этого не делает. И возникает недовольство людей, которые не могут попасть к врачу. Соответственно, муниципальная власть не выполняет свои обязательства и не обеспечивает город необходимым количеством  врачей.
Механизмов для привлечения специалистов много. Нет врачей - это не отговорка, это нарушение механизма исполнения полномочий администрацией. Власти округа, города или района должны искать специалистов, чтобы они выполняли работу по обеспечению медицинскими услугами населения. Этого не происходит, потому что мы сами ничего не требуем.

Как люди могут отстоять свою правоту?

В законе по ОМС есть важный момент - страховая компания должна информировать застрахованного о результатах экспертного контроля оказанной ему помощи. Потому что бывает так, что человек лечится, страховая компания проверяет больницу и налагает на нее денежные санкции, часть которых берет себе на ведение дела. При этом сам пациент об этом ничего не знает. Ему от этого ни горячо, ни холодно. Хотя оказывается, что его не так полечили. К больницам и органам власти со своим  анализом страховая компания тоже не обращается. Каждый живет сам по себе. Хотелось бы, чтобы страховые компании обязательно извещали людей о результатах экспертизы. По новому закону, хотя это было и раньше, страховая компания обязана извещать человека о результатах проверки качеству обслуживания. Территориальный ФОМС несколько последних лет размещает на своем сайте анализ качества работы медучреждений, но, судя по всему, это не привлекает внимания. Там есть очень серьезные таблицы, есть данные,  в том числе по случаям смерти по вине медучреждений.

Почему, на ваш взгляд, в округе такая ситуация по медицинскому обслуживанию? Денег  вроде много, а качество лечения оставляет желать лучшего?

Нельзя делать такие однозначные выводы. Достижения окружного здравоохранения очевидны: мало где в стране можно получить помощь в таких условиях, с использованием современного оборудования. Да и профессионализм персонала в большинстве случаев не вызывает сомнений. Но конструктивного диалога, оценки и критики нет, есть периодические всплески эмоций.
В системе ОМС округа будет работать не одна страховая компания. Сейчас их три, это региональная ОАО «Югория-Мед» и две федеральные ОАО «СОГАЗ-Мед» и ЗАО «Капитал-Медицинское страхование». Эти же компании работают на Ямале и в Тюменской области. В их конкуренции за клиентов видится некая перспектива. Раньше страховщика выбирал не человек, а администрация, которая распределяла страхование неработающего населения, фактически такая же схема была и по работающему населению. Сейчас границ нет. Человек может придти в любую компанию, какая ему нравится. Когда компании начнут активно заниматься вопросами защиты прав своих клиентов, это будет очевидным плюсом.

Какие еще изменения ожидают систему ОМС?

Появится страхование медицинских рисков. Проект закона есть. Вероятно, это произойдет в 2013 году, когда станет известен полный тариф, когда в систему ОМС пойдут частные организации. Сейчас у нас какая ситуация: допустим, человеку был причинен некий вред, не вовремя, не то и не так сделали. По каким причинам это произошло, объективным или субъективным, не имеет значения. Возмещение за ущерб может носить пожизненный характер, и в любом случае человек деньги получит, даже если больница расформирована. Все эти обязательства остаются в органах власти, которые и будут платить за ошибку врача. Что может произойти с 2013 года, когда в систему ОМС придут частные организации? Они могут,  наработав  4-5 исков с серьезным возмещением, исчезнуть. И кто будет платить человеку присужденное судом возмещение? Есть много судебных решений по частникам, которые потратили деньги не на те цели, им предписано вернуть эти суммы, но эффекта нет. Чтобы этого не происходило, необходимо страхование рисков. Медорганизации, которые намерены войти в систему ОМС, должны обязательно страховать такие риски.  
Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA