Будущее югорского образования. Любовь Ковешникова - о профессии, зарплатах и детских садах

ТЕКСТ: Николай Туманов

Будущее югорского образования. Любовь Ковешникова - о профессии,  зарплатах и детских садах

Какие перспективы есть в системе образования Югры? Как власти округа будут поддерживать начинания молодежи? В каком направлении должны развиваться региональные вузы? На вопросы РИЦ ответила недавно назначенный народным голосованием и губернатором Югры директор Департамента образования и молодежной политики автономного округа Любовь Ковешникова.

Любовь Николаевна, насколько Вы уже освоились на новом месте? И есть ли уже те задачи, которые Вы для себя определили как первостепенные?

Должность, конечно, новая. Уровень ответственности абсолютно другой. Но в Департаменте я работаю уже в течение 5 лет, ранее занимала должность первого заместителя директора. На мне, как на руководителе второго уровня, лежала ответственность за формирование механизмов реализации политики в области образования на территории Югры. Главная задача, которую я ставлю перед собой в новой должности – это поиск решений, которые позволят повысить эффективность системы образования и молодежной политики в нашем регионе.

Проблем, которыми занимается департамент, достаточно. Многие требуют скорейшего решения. Но одна из них, что называется, на виду – нехватка детсадов. Какие пути выхода из этой ситуации Вы видите?

Безусловно, нехватка мест в детских садах - одна из главных проблем для населения. По доступности дошкольного образования есть некоторое напряжение. Мы в течение ряда лет решаем проблему за счет строительства новых детских садов. В рамках программы «Новая школа Югры», действие которой продлено до 2015 года, предполагается построить в общей сложности 134 объекта для системы дошкольного образования более чем на 25 тысяч мест. Однако мы понимаем, что только таким способом мы не можем полностью решить проблему доступности дошкольного образования.

Какие еще меры должна предпринимать власть, чтобы проблема с нехваткой детсадов ушла в прошлое?

Перед нами стоит задача развивать вариативные формы предоставления услуг дошкольного образования. Это и создание дополнительных мест для дошкольников в действующих учреждениях образовательной сети. Причем не только в детских садах, но и школах, учреждениях дополнительного образования, и среднего профессионального образования. Такой опыт имеется – в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже созданы и работают группы для дошкольников. Кроме того, мы будем способствовать поддержке и развитию частных форм предоставления услуг дошкольного образования. Например, в рамках программы «Новая школа Югры» в этом году на конкурсной основе осуществили поддержку индивидуальных предпринимателей. В результате получили дополнительно тысячу мест для дошкольников в этом секторе услуг.

Но вряд ли даже эти меры смогут разрешить застаревшую проблему?

Конечно же, мы продолжим работу по внедрению механизмов государственно-частного партнерства при строительстве объектов дошкольного образования совместно с нашими коллегами из других органов власти - департамента экономического развития и департамента строительства. Иными словами, мы планируем использовать все возможные современные механизмы, чтобы повысить доступность качественного дошкольного образования и удовлетворить потребность жителей в нем. Мы сегодня уже можем говорить, что дети в возрасте 5-6 лет обеспечены такими услугами на 97 процентов. Практически каждому ребенку этого возраста мы предоставили услуги дошкольного образования в наших учреждениях. Мы готовим их школе, чтобы обеспечить равные стартовые возможности каждому.

Какие направления развития Вы видите в системе общего образования?

Мы продолжаем реализовывать комплекс мер по модернизации образования. Причем не ограничимся только развитием кадрового потенциала и повышением заработной платы педагогов. Одну задачу уже решили и довели среднюю зарплату учителя до средней зарплаты по региону. Предполагаем, что с 1 сентября 2013 года будет очередное повышение базовой единицы для всех работников системы образования. Так что материальная поддержка для развития кадрового потенциала имеется. Конечно же, не только финансами обеспечивается развитие кадрового потенциала, но и предоставлением возможностей для развития учительского профмастерства. Мы ставим задачу и надеемся в следующем году ее решить - включить каждого педагога, в соответствии с его личной образовательной программой, в систему непрерывного образования и повышения квалификации. Я думаю, это очень правильно, потому что такой подход обеспечит конкурентоспособность педагога, а в конечном итоге и качество знаний наших выпускников.

В какой поддержке нуждается сфера дополнительного образования?

Здесь мы поставили перед собой задачу создания необходимой нормативной базы для модернизации системы воспитания. Дополнительное образование превратится в институт индивидуального сопровождения ребенка, чтобы как можно раньше выявлять одаренности, и поддерживать их с учетом личных интересов и запросов.

Конечно же, в разговоре с руководителем системы образования нельзя обойти вниманием тему подготовки профессиональных кадров. Какие перспективы есть по этому направлению?

Если говорить о системе профессионального образования, здесь мы также не будем оставаться на месте. Станем поддерживать все точки роста которые у нас появились. Это и развитие системы ресурсных центров для повышения качества подготовки специалистов рабочих специальностей, и реализация проектов по обеспечению общественной профессиональной оценки качества образования, сертификации профессий, привлечение работодателя к заказу на подготовку рабочих кадров. Последнее позволяет понять, какие вообще профессии необходимы для региона. Весь этот комплекс мер позволит сбалансировать рынок труда и рынок образовательных услуг. Одна из приоритетных задач, которую мы хотим решить - выход нашей региональной системы высшего профессионального образования на всероссийский уровень. В ближайшее время будем обсуждать возможность разработки нового регионального проекта, связанного с развитием профессионального образования в Югре с ректорами вузов.

Что это в итоге даст нашим вузам?

Реализация проекта обеспечит возможность нашим региональным вузам получать грантовую поддержку и участвовать в федеральных проектах. Для чего надо стимулировать их внешнюю деятельность. То есть связи с другими странами, включая студенческие обмены и многое другое. Несомненно, мы должны придать новый импульс развитию вузовской (как фундаментальной, так и прикладной) науке. Новый импульс мы обязаны придать и оформлению научно-образовательных школ в наших вузах, поддержке собственных ученых, в первую очередь молодых. Мы понимаем, что конкурентоспособность наших вузов, ценность дипломов может быть обеспечена только очень мощной научно-педагогической школой. Наша обязанность заботиться о том чтобы они развивались, чтобы они котировались на рынке образовательных услуг как в России, так и за ее пределами. По крайней мере, в странах СНГ. Мы такую задачу перед собой поставили. И я думаю, что необходимость ее решения понимают и нынешние ректоры вузов.

Ваш департамент курирует также региональную молодёжную политику. Какие направления развития вы видите в этой области?

Что касается молодежной политики, на мой взгляд, необходимо оказывать поддержку общественно значимым молодежным инициативам, помогать общественным объединениям, реализующим проекты, связанные с решением каких-либо молодежных проблем. Это очень перспективный путь и достаточно эффективный механизм влияния на молодежную среду и на социальные молодежные проблемы. Конечно, мы предполагаем в обязательном порядке поддерживать инициативы молодых югорчан в рамках программы «Молодежь Югры». Мы планируем организовывать полномасштабные дискуссионные площадки по проблемам молодежной политики. Не забудем и про другие форматы и технологии в работе с молодежью. Без господдержки не останется год от года набирающее обороты, волонтерское движение. Будем помогать студенчеству в самоопределении. Подводя итог, я сказала бы, что наша задача– видеть перспективные направления, которые у нас появляются и поддерживать их, внедряя эффективные механизмы.  

Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA