Будущих казаков привлекают рукопашные бои и ночные дозоры

ТЕКСТ: Служба информации РИЦ

ФОТО: Артур Борисов

Будущих казаков привлекают рукопашные бои и ночные дозоры

В гостях у РИЦ на этой неделе побывали начальник штаба Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Вячеслав Нехороших, заместитель атамана Обь-Иртышского отдельского казачьего общества по патриотическому и кадетскому воспитанию Владимир Усанов и руководитель погранично-казачьего класса «Застава» Дмитрий Кузнецов.

В каком направлении движется военно-патриотическое воспитание у казаков Югры, много ли ребят удалось вовлечь в этот процесс?

Вячеслав Нехороших: Одним из основных направлений в жизни и деятельности казачества является военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи. Самая главная цель – воспитать патриотов нашей страны, сибирского края, ну и чтобы будущие защитники отечества не страшились службы в Вооруженных силах. Сейчас в Обь-Иртышском отдельском казачьем обществе работает более 20 казачьих детских клубов, в каждом из которых занимается от 10 до 30 подростков. Ребята проходят начальную военную подготовку, познают историю казачества, в том числе и Сибирского. Помимо клубов у нас есть казачьи кадетские классы, в которых курсанты занимаются углубленным изучением истории и культуры казачества. 22 апреля в Ханты-Мансийске будет проходить финальный тур региональных соревнований на лучший казачий кадетский класс. Оценивать мастерство кадетов будут не только преподаватели основ безопасности жизнедеятельности. В августе мы сделаем первые казачьи сборы для детей «Ночной дозор», которые будут проходить в военно-полевых условиях.

Владимир Усанов: Открытие кадетских классов происходит в рамках окружной программы. Формирование таких групп идет с 5 класса, причем там могут обучаться как девочки, так и мальчики. Например, в Мегионе есть класс численностью 26 человек, из них 15 парней и 11 девушек. Думаю, что и тем, и другим одинаково интересно заниматься военно-прикладными видами спорта. В январе мы всем классом выезжали в Москву на рождественскую елку, где приняли участие в конкурсе творческих коллективов и стали лауреатами. Сейчас ведется большая работа по открытию кадетских классов в Излучинске, Лангепасе. Это огромный пласт работы, потому что надо заниматься составлением и прогнозированием учебных программ, надо проводить разъяснительную работу с учащимися, чтобы они вовлекались в это движение. Мы заранее говорим школьникам, что у кадет образовательный процесс отличается от обучения простых школьников: кадеты не только должны проходить общеобразовательную программу, но и изучать дополнительные предметы, что им придется задерживаться в школе. Из дополнительных предметов ребята изучают историю казачества, ходят на казачий хор, обучаются казачьим танцам, учатся основам выживания в экстремальных ситуациях.

Приходится ли вам работать с трудными подростками?

Владимир Усанов: Да, с такими ребятами работаем. По соглашению с городской администрацией, с управлением по исполнению наказаний мы ведем воспитательную работу с подростками, которые попали в непростую жизненную ситуацию, и с теми, кто получил условные сроки за какие-то преступления. Мы привлекаем ребят в наши мероприятия. В Мегионе есть казачий патриотический клуб «Богатырь», деятельность которого как раз и направлена на работу с трудными подростками. В поселке Высокий есть такого же направления учреждение, где подростки находятся на полном пансионе в течение 2-3 месяцев. Один раз в 10 дней я выезжаю к ребятам в поселок, чтобы проводить там  занятия по казачеству. Еще мы помогаем ветеранам войны, труженикам тыла: снег почистить, дрова наколоть и так далее.

Вячеслав Нехороших: Мы не разделяем для себя детей на хороших и плохих, здоровых или инвалидов. Для нас они просто дети, и к каждому из них нужен индивидуальный подход.

Вы вообще детей не разделяете по каким-либо признакам, скажем, по вероисповеданию или национальной принадлежности?

Вячеслав Нехороших: Абсолютно нет. В обществе почему-то сложилось такое заблуждение, что в казачьих обществах должны участвовать только дети казаков или одной православной религии. Если вспомнить историю российского казачества, то в отрядах казаков были и православные, и мусульмане, и даже буддисты.

На самом деле, кто такой казак? Казаком может быть потомственный казак или человек, добровольно вступивший в казачье общество. Мы не различаем их по вероисповеданию или национальности. Мы не навязываем однобокого представления о том, что, обучившись в кадетском казачьем классе, дети обязательно должны стать казаками в будущем. Для нас ведь что самое главное? Важно, чтобы дети научились делать самостоятельные, ответственные поступки, чтобы они вели нормальный образ жизни.

Как вам удается привлечь в казачье движение детей?

Дмитрий Кузнецов: Я расскажу на примере своей школы. Наш класс основан на базе сургутской школы №27. В нашем классе занимаются не только ученики моей школы, но и из других общеобразовательных учреждений города. То есть принцип такой: нравится военное – приходи. К тому же, я являюсь руководителем клуба солдатской песни, который в основном состоит из ветеранов боевых действий. Мы приходим к ребятам в классы со своими беседами, и в это время я рассказываю о нашем классе и приглашаю всех желающих, чтобы они могли наглядно убедиться, чем на самом деле занимаются кадеты. Дети есть дети: кто-то приходит и решает что это не для него, не всем нравится военная дисциплина, а кто-то находит что-то для себя важное в наших занятиях и остается. У нас в «Заставе», между прочим, занимается немало и девочек. Ребята смеются по этому поводу: «У нас нет девушек и мальчиков, у нас есть курсанты». К нам нередко приходят родители ребят и просят записать в класс.

Владимир Усанов: Мы завлекаем ребят, например, русским рукопашным боем, умением владеть холодным оружием.

Как празднуется День казачьей семьи?

Вячеслав Нехороших: Первый раз, когда его проводили, казаки региона с семьями просто собирались вместе, знакомились, проводились казачьи забавы. А второй раз собрались уже более организованно. Провели соревнования между кадетскими классами, на соревнования были приглашены и участники других патриотических организаций. Например, «Сибирский легион», который специализируется на воздушно-десантной подготовке, «Беркут» - у них направление морской пехоты. Они были приглашены вместе с родителями. Был грандиозный праздник, его организовали без финансирования, своими руками. Полосу препятствий кадеты сделали сами, совместно с казаками Сургутского казачьего общества и Сургутского района. В этом году планируем провести такие же соревнования, но уже более масштабные, как для детей, так и для взрослых.

Мне иногда родители звонят и говорят: мы своих детей не узнаем. У них появляется ответственность, внутренняя дисциплина, они серьезнее относятся к жизни. Это отмечают и школьные преподаватели – результат говорит сам за себя.

У нас в таких отдаленных городах, как Радужный, поселке Излучинск – практически в каждом муниципальном образовании, где есть представители казачьего общества, проводится работа с детьми. Это или клуб, или класс, или открытые уроки в школах. В Нижневартовске есть военно-патриотический центр «Кадет», где проводят полевые сборы, участвуют во всех городских мероприятиях.

Кто финансирует проведение военно-патриотической работы? 

Владимир Усанов: По кадетским классам с казачьим компонентом существует окружная программа, это бюджетное финансирование, и оно появилось не на ровном месте, а благодаря распоряжению президента РФ о создании кадетских классов. Это целенаправленное финансирование именно на кадетские классы: закупка оборудования, формы.

Я по образованию педагог, работаю в школе с детьми. По клубам следующая ситуация: либо клуб находится при молодежном учреждении и казак работает на ставке, либо добровольно, на безвозмездной основе занимается с детьми.

Вячеслав Нехороших: В этом году мы хотим провести сборы по примеру общественного молодежного объединения «Казачий дозор», созданному в Свердловской области. Финансирование будет из личных средств или средств спонсоров, которые нам неоднократно помогали.

Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA