Что такое хорошо и что такое плохо?

ТЕКСТ: Нина Райлян

В школах Югры начнут преподавать основы религий Что есть Бог? Где наше место в этом мире? Как нужно жить? Где мы будем, перейдя за порог смерти? Ответы на эти вопросы каждый получает в свой срок, некоторые же умирают, так и не ответив на них, умирают в страхе увидеть вечность или не увидеть ничего, просто исчезнуть. Как жалко, что в школьных учебниках не пишут о таких тонких материях, не дают ответов на самые главные вопросы. Или пишут?
Теперь уже не разберешься. И тогда, как бы это ни абсурдно звучало, возникает обратный вопрос: «Как можно об этом написать, дать верный ответ, научить, как жить еще маленького ребенка с неокрепшим умом, неопределенным мировоззрением?». Наверное, этим должны заниматься родители. А хватает ли у современных родителей времени и догадливости говорить со своим чадом на такие темы? Или это все-таки дело школы? А там будут учить шаблонами, просто расскажут о религиях, о культурах, об истории и писаниях или расставят добро и зло по углам? Тогда представьте себе, сколько умов, сколько душ будет зависеть только от профессионализма и нравственности всего лишь одного учителя? Это сложные вопросы, и ответить на них почти невозможно. Духовно-нравственное воспитание детей зависит, наверное, от каждой из сторон. Вот и Министерство науки и образования Российской


Федерации решило поучаствовать в этом нелегком деле – воспитании хороших людей. С 2012 года во всех российских школах будет преподаваться новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Такие уроки уже экспериментально вводились в 19 регионах России, и не зря, потому как в системе обнаружились минусы: деление на 6 модулей (православие, ислам, буддизм, иудаизм, основы светской этики и мировые религии), поиск преподавателей, составление учебников, на которые уже жалуются некоторые родители. Вот, к примеру, цитата из интервью с рецензентом, давшим оценку оригинал-макетам учебников, - заместителем директора Института философии РАН, доктором философских наук, заведующим сектором философии исламского мира Андреем Смирновым: «Модуль по исламу, например, вполне мог бы выбрать ребенок из православной семьи. Но учебник по исламу написан не как имеющий цель ознакомить с исламом, а как имеющий цель превратить человека в мусульманина. Очевидно, что немусульманин не будет выбирать такой учебник, он его отложит. Учебники нацелены не на то, чтобы детей объединить, а на то, чтобы их разделить. То, чего мы должны категорически избегать, заложено в самой идее учебника. И это уже в четвертом классе». Да, такие негативные отзывы, заставляют задуматься о том, насколько целесообразно вообще преподавание этого предмета в школе, чему научатся дети, что извлекут они из этих уроков: начнут ли понимать друг друга лучше или же наоборот. Стало интересно, что об этом думают представители духовенства. Муфтий Духовного управления мусульман Югры Тагир Хазрат считает хорошей практикой изучение всех религий: «Было бы хорошо, если бы все изучали, что написано в Библии и Коране. Если каждый ученик выберет для себя отдельное направление, то это, наверное, было бы менее полезно для учебного процесса и для формирования отношений в классе, нежели если бы все дети вместе постигали основы всех религий. Плюс ко всему, нужно достичь правильного преподавания». Иерей Димитрий, штатный клирик прихода храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ханты-Мансийске, считает, что навязывания какой-то одной конфессии быть не должно: «Изучаться будет именно культура, а не практика религиозной жизни. Например, в области искусства будет объясняться, почему Андрей Рублев изобразил ангелов так, а не иначе. «Троица» - известное чудо в творчестве Рублева. Смысл, жесты, идея – вот то, что будет учить школьник». В любом случае, выбор того, что в рамках этого предмета будет изучать ребенок, остается за родителями. Пока что, судя по эксперименту, лидируют три направления - более 90% четвероклассников России отдали предпочтение трем предметам: светской этике, основам мировых религий и основам православия. Однако почти в каждой экспериментальной школе нашлись дети, которым интересны ислам, буддизм или иудаизм. Обеспечить отдельные уроки школы не могут: нет ни педагогов, ни денег на оплату лишних рабочих мест. В большинстве случаев, с детьми просто договариваются перейти на изучение другого предмета. Про «Светскую этику» люди вообще говорят с разочарованием. Идея создать «учебник нравственности» провалилась и, как считают специалисты Института философии РАН, вылилась в сборник лихорадочно собранных тезисов. Допустим, чтобы ответить на вопрос о том, «что такое хорошо и что такое плохо», надо решить – что помогает или мешает жить, делает жизнь лучше или хуже. В настоящее время у детей есть много плохих примеров для подражания, хороших – маловато. Чем увлекаются дети, какую музыку они слушают, какие телевизионные передачи и шоу они смотрят, какие книги читают и читают ли вообще – все это и формирует их понимание того, как нужно жить. Сыграют ли какую-то роль в формировании мировоззрения модули ОРКСЭ (именно так сокращенно будет называться новый предмет) или нет, покажет время. Но уже сегодня у некоторых людей есть определенные прогнозы. Иерей Владимир, штатный клирик прихода храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ханты-Мансийске, к примеру, считает, что это нововведение необходимо как никогда: «Если страсти и пороки становятся общественной нормой - государство прекращает существовать. То, что сейчас происходит повсеместно, этот порнографический стиль жизни, который предлагается молодежи – это страшно. Человек потом и семью создать не может, потому что с реальными вещами этот образ поведения несопоставим. Человек остается ни с чем. Я считаю, что любое слово о Боге дает свой результат. Если говорить об «Основах православной культуры», то этот предмет поможет ребенку трезво смотреть на мир и на все происходящее в нем». Интересно, почему предмет ОРКСЭ вводится в школах только в четвертом классе и идет всего один учебный год. Вовремя ли? Не мало ли этого времени? И отец Владимир, и отец Димитрий, и Тагир Хазрат согласились с тем, что одного года явно недостаточно, но важно уже то, что он вообще появился. А что думают по этому поводу родители, мы спросили у них самих. Марина Яковлева, мать двух дочерей, обучающихся в школах Лангепаса, уверена, что «подобные уроки в школьной программе не лишние, и дети узнают о толерантности, терпимости, начнут уважать другие культуры и вероисповедания». Яна Ключникова из Радужного считает нововведения полезными: "Если этот предмет будет вводится дозировано и будет грамотно преподаваться, то я лично за то, чтобы мой ребенок изучал этот предмет. Это поднимет общекультурный уровень наших детей. Главное, чтобы не было перегибов, как бывает это в нашей школе. Все нужно делать с умом: чтобы дети успевали по всем программам и чтобы давали предмет, когда ребенок готов получить эти знания. Для своего ребенка я бы выбрала курс "Основы мировых религий". Многие считают, что часы, отданные под изучение ОРКСЭ, могли бы заменить дополнительные уроки литературы и истории. Мы решили услышать об этом из первых уст и поговорили с учителем русского языка и литературы одной из школ Нефтеюганска Натальей Турбиной: «Литература тоже воспитывает нравственность, но это все же разные предметы. Если не будет сильной загруженности, то почему бы и не дать эти знания детям? Они полезны и необходимы всем нам. Тем более, сейчас не многие родители разговаривают со своими детьми на темы религии и Бога. У некоторых просто не хватает на это времени, другие – не считают необходимым». Остается ждать, когда появятся первые результаты от таких уроков. В необходимости говорить о Боге и вероисповеданиях, мне кажется, убедились все. Дети, растущие на эстрадной музыке, социальных сетях и «Доме-2» все-таки должны во что-то верить, у них хотя бы должна быть база знаний, чтобы прийти к вере или ее отсутствию в своей душе осознано и самостоятельно. Но как сказал отец Владимир «Дальновидный человек должен понимать, что мир не замыкается в материальных формах и в человеке есть еще душа, субстанция вечная, бессмертная» и именно за неё и стоит бороться в этом мире.
Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA