Дмитрий Лещинский: «Скоро вы увидите становление казачества на государственной службе»

ТЕКСТ: Наталья Игнатова

ФОТО: Артур Борисов

Дмитрий Лещинский: «Скоро вы увидите становление казачества на государственной службе»
Атаман Обь-Иртышского казачьего общества, есаул Дмитрий Лещинский принял участие в пресс-конференции РИЦ, прошедшей в преддверии Дня российского казачества, который отмечается 1 сентября.

Как идет подготовка к этому празднику, какие мероприятия запланированы?

День Всероссийского казачества будет отмечаться в третий раз. Он утвержден по инициативе патриарха Кирилла в 2010 году. В эти дни члены казачьего сообщества готовятся с особой тщательностью. Готовы показать свою выучку военно-патриотические клубы, члены казачьего общества будут рассказывать о результатах своей деятельности. В муниципалитетах округа открываются выставки, посвященные истории казачества, проводятся всевозможные конкурсы, спортивные состязания, творческие коллективы выступают с концертами. Сейчас в Сургутском районе монтируется большая экспозиция по истории Сибирского казачьего войска и освоению Сургута казаками. Согласно историческим данным, этот город был основан сподвижниками Ермака. В этом году есть еще одна знаменательная для нас дата - 19 декабря 2012 года исполняется 430 лет Сибирскому казачьему войску. 

Ожидаются ли какие-то изменения в деятельности казачьего общества на территории Югры?

В современной истории казачество начало возрождаться с 1991 года. За 21 год было принято огромное количество законодательных актов, поправок к законам. В связи с принятием закона «О реестре казачьих обществ», а также становлением казачьего сообщества как самостоятельной общественной структуры, назрела необходимость точного исполнения этих законов. В декабре 2011 года совместно с правительством автономного округа мы разработали план мероприятий по развитию казачества до 2015 года. Власти Югры выделили на эти цели 143 миллиона рублей. В настоящее время идет приобщение казачьих обществ к государственной и иной службе. Нами подписан договор о взаимодействии с УМВД округа, сегодня у меня состоится встреча с руководством окружного Росприроднадзора. Если кратко, то казаки будут совместно с силовиками участвовать в охране общественного порядка и осуществлять совместный контроль по использованию водных биоресурсов. 

В последнее время в некоторых школах Югры стали появляться казачьи классы. Расскажите об этом процессе.

Процесс такой идет. В части школ округа появляются кадетские классы с казачьим компонентом. Школьники на уроках изучали историю казачества. Департамент образования Югры утвердил программу, согласно которой будут создаваться классы не просто с изучением некоторых компонентов, а именно кадетские казачьи классы. Кроме того, в сфере образования будут организованы курсы для педагогов, которые будут целенаправленно заниматься с кадетами-казаками, причем казачьи классы в дальнейшем должны будут получить государственную аккредитацию. Мы совместно с сотрудниками департамента образования выезжали в другие регионы России, где изучали опыт становления образовательных программ по преподаванию в казацких классах. Мы решили, что учащиеся этих классов будут одеты не просто в кадетскую форму, а именно в казацкую кадетскую форму. По программе до 2015 года по всей Югре планируется увеличение количества казацких классов до тридцати.

Югра исторически не является территорией массового расселения казацкого сословия. Как вы представляете возрождение казачества на территории округа? Вроде нет для этого предпосылок. 

Для исторической справки: казачьи войска на территории Югры отметились своим присутствием задолго до 1895 года. В конце 19 века Цесаревич Николай, проезжая по северным территориям России, издал указ о расказачивании местного служивого сословия, отобрав дотации у казаков. А до этого времени казаки считались служивыми людьми. Из истории не выкинешь, что это сословие исконно себя считало сибирскими казаками. Необходимо учесть, что Югра пополнилась во время освоения нефтяных промыслов выходцами с территорий, исторически населенных казацким сословием, – с Дона, Ставрополья, Кубани. Я вот, например, по происхождению из теркских казаков и принимал казачью присягу в Теркском казачьем войске. Да и здесь Сибирское казачье войско формировалось за счет выходцев с Дона и Кубани. Еще Лев Толстой в свое время писал, что казаки спасут Россию. Так что на территории Югры, как части Сибири, есть все исторические предпосылки для возрождения казачества. Мы в этом возрождении видим, прежде всего, воспитательную функцию подрастающего поколения.  Наша молодежь должна понять, что без нашего прошлого нет будущего, а казачество является одним из элементов нашего исторического прошлого. Казаки – в основном – это патриотически настроенные люди. Мы хотим воспитывать молодежь в лучших традициях казачества. Сюда бы я отнес такое важное качество - почитание старших. Выпускники военно-патриотического казачьего клуба уже сейчас пополняют ряды Вооруженных сил России, например, одну из крупнейших воинских частей в Чебаркуле, десантные батальоны в Улан-Удэ и Новороссийске. Ребята востребованы в тех войсках, которые несут службу на границах России. Родители, чтобы их чадо не оказалось «на улице», с удовольствием отдают своих детей в казачьи детские клубы. Там ребята изучают военно-прикладные предметы: владение шашкой, приемами владения русской бузой Кадочникова (русский рукопашный бой), джигитовку. Кстати, ребята, пройдя военно-патриотическую школу, а затем отслужив в армии, вернулись уже преподавателями в эти клубы. Таким образом, осуществляется преемственность поколений, что немаловажно для воспитания настоящих патриотов. 

Вы сказали, что будут созданы казачьи патрули. Будут ли они каким-то образом вооружены, как будет осуществляться взаимодействие с органами правопорядка? И, вы сами сказали, казаки – люди лихие, эмоциональные – как будет отслеживаться дисциплина?

В лихие 90-е я сам, бывший сотрудник органов внутренних дел, командир роты особого значения УВД, патрулировал границу вместе с казаками. Казаки выходили на охрану общественного порядка, выходят и сейчас – на договорной основе, на платной. Есть закон о добровольных дружинах, сейчас урегулируются правовые рычаги взаимодействия с полицией, будут внесены поправки о казачьих дружинах. Сегодня после пресс-конференции я должен встретиться с представителем УВД, до конца доработать проект соглашения. 

В Тюменской области казаки уже на конях патрулируют на платной основе лесопарковые зоны, в Лангепасе казаки каждый вечер выходят по графику, в Нефтеюганске тоже взаимодействуют с органами внутренних дел. Вопрос допуска казаков к патрулю будет отрегулирован: наиболее подготовленных, уравновешенных, толерантных, допустят к патрулированию. И ребята в казаки идут, уже отслужив в армии,  в органах внутренних дел – они будут инструкторами. 

А кто платит за патрулирование?

Раньше это было как премиальные добровольной дружины, сейчас рассматривается вопрос, чтобы казачьи патрули были субсидированы из окружного бюджета.

Учат ли казаков косить, пахать землю, за животными ухаживать – сельским хозяйством заниматься, это же тоже патриотическое воспитание?

Конечно, в сельской местности есть животноводство, хлеборобство, там приучают быть хозяином. Здесь, в Ханты-Мансийском округе, раньше, говорят, и пшеницу, и картошку выращивали, но сейчас поля заброшены. В Сургутском районе сейчас администрация выделила казачьему сообществу землю под животноводство, но земледелием там невозможно заниматься. 

Конечно, приучаем, но это в основном – любовь к конному спорту. У нас есть казаки-фермеры, к ним вывозим ребят из военно-патриотических клубов и классов. Они с удовольствием катаются на лошадях, в планах – участвовать в конкурсах на получение дотаций и развитие конно-спортивной школы широкого профиля. В Нягани есть конно-спортивная школа, ее казаки возрождают. 

Может ли человек, не являясь по происхождению казаком, стать членом вашего общества?

Исторически сложилось, что может. Казаком может стать гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. Споры идут, только ли православный. В Башкирии есть мусульманский отдел. Я видел видеозаписи, как присягу принимают сразу православные казаки, и стоял мулла, присягу принимали на Коране казаки башкиры, татары. Казак должен быть верующим человеком, но у нас широкое общество, вероисповеданий много. 

У многих казаков есть награды. Они боевые, или внутренние, казацкой службы?

Казаки, которые награждены государственными, правительственными, общественными наградами, имеют право их носить. Казачьими наградами награждаются казаки, которые проявили себя в деятельности казачьего общества. Также по приказу атамана войска ими могут  награждаться гражданские лица, активно участвующие в патриотическом воспитании молодежи и в казачьем движении. 

Вы, наверное, неоднократно читали в СМИ мнение, что сейчас происходит попытка воссоздать скорее декоративное казачье общество, нежели реальное?

Я с вами не соглашусь.  Да,  мы знаем казачьи песни, казачью историю. На мне сейчас форма, утвержденная геральдикой Российской Федерации. Сейчас хотят от казачества становления серьезного государственного служения: определен возраст, до которого казаки могут государственную службу нести, для старшего возраста созданы некоммерческие партнерства. В ближайшее время вы увидите становление казачества на государственной службе. 

Сколько на территории округа людей, которые причисляют себя к казачеству?

В государственном реестре у нас 685 человек, а в общественных организациях казаков около 500.

Расскажите о праздновании Дня казачества. Где и какие мероприятия будут проходить? Вы сказали, что в Сургутском районе будет экспозиция. И второй вопрос, есть ли женщины в вашем обществе и чем они занимаются?

В Сургустком районе, в Центральной районной библиотеке в Сургуте, в Покачах будет выставка и концерт. В Лангепасе – концерт с показательными выступлениями, казаки покажут владение шашкой и джигитовкой, приведут лошадок -  ребят покатают. В Нефтеюганске тоже готовятся к празднованию, но пока нет информации о том, что они там будут проводить. 
Женщины в казачестве есть. У нас руководитель военно-патриотического клуба «Сургутский казачий кадетский корпус» Галина Курбатова. Это по табелю о воинских званиях соответствует званию старший лейтенант. И женщина у меня в штабе работает со средствами массовой информации. Это Наталья Горшкова. Она приняла присягу казачества, причем намеренно. 

Известно ли, когда будут создаваться казачьи классы в Ханты-Мансийске и как в них будет осуществляться набор? Каждый желающий сможет попасть туда или нужна определенная подготовка? И на каком уровне казачество именно в нашем городе?

Что касается казачьих классов, то график их создания согласован в департаменте образования. То есть, с готовностью школ к обучению кадетов-казаков будет проводиться аккредитация таких классов. Вот с этим и будет все возрождаться. На этот учебный год запланировано образование трех классов: в Нижнем Сортыме, Лангепасе и Покачах. В Ханты-Мансийске пока не планируется организация таких классов, так как нет преподавателей, прошедших специальные курсы. Но не исключено, что такие кадетские казачьи классы появятся и в окружном центре. Возможно, что это произойдет в школе №8, там накоплен большой опыт по военно-патриотическому воспитанию. На следующий год классов будет больше – около 12 по Ханты-Мансийскому автономному округу.

Как классы будут комплектоваться?

В казачьи классы может пойти любой. Опыт такой есть в Сургутском районе,  в Белом Яру. Мы там курировали первый созданный там класс мальчиков. К сожалению, часы дополнительного образования урезали до получаса в неделю. Как вы думаете, что может казак за полчаса в неделю казачатам показать? Сейчас приходят ребята с Кремлевского полка, вступили в казачье общество. Они будут заниматься строевой подготовкой ребятишек в классах. 

Мы ведем работу со школами, высшими учебными заведениями. Проводим лекции с показом документальных фильмов, организуем выставки холодного оружия – нагаек, все это - из личных коллекций. Ребятам это интересно. Когда приходишь в класс, особенно начальный, – «Кто такие казаки? Ответ: Разбойники!». Конечно, все так начиналось. Первые казаки были разбойниками. Исторически доказано, что монголы им платили дань. История – вещь очень интересная и неоднозначная…
Вот, я, к примеру, родом из Кисловодска. Родился в советское время. Бабушка показывала мне втихаря шашечку дедовскую. И говорила: «Ты только никому не скажи, что она у нас есть», потому что все забирали в то время. И вот я буквально 4 года назад узнал, что я учился в девятой кисловодской школе, а это была казачья школа. Исторически она называлась «Казачья» станицы Кисловодской. 70 лет советской власти – этот промежуток чуть-чуть выбивает современное поколение, и это придется восстанавливать. Не последние мы могикане. От молодежи зависит, чтобы по поколениям передавались исторические данные, обычаи. 

До революции у казаков был девиз «За волю, царя, Отечество». А у современных казаков есть такой девиз? Не ратуют ли казаки за восстановление монархии?

В душе, может быть, да - за монархию. Но сейчас у казаков девиз другой: «Жизнь - за Родину. Честь - никому». Когда казак принимает присягу на Евангелии и кресте, последнее слова его присяги: «Служу России, Отечеству, казачеству, и вере православной».

Чем отличается казачья присяга от воинской?

Отличается словами, наверное. Я принимал четыре присяги. Первую - в вооруженных силах, вторую - в милиции, третью - в казачестве, четвертую  - атаманскую. Атаманская присяга отличается от казачьей. В присяге государственной слов не много, смысл один – служение Отчеству. Там только слова разные, а смысл один. В казачью присягу входит то, что клянутся на Евангелии и животворящем кресте, мы же ведь братство казачье, православное. 

А вы, как потомственный казак, джигитовкой владеете?

С моим весом сейчас навряд ли с конем совладаю. Но скажу, что в 1987 году я служил полгода в конной милиции, потому что запчастей на машины не было. Курортный парк в Кисловодске я патрулировал на коне. Скакать могу. У нас у фермера есть хороший скакун Казбек, породы я не знаю, но крепкий такой, красивый конь. Решил прокатиться в казачьей форме. Подхожу к нему, намерился садиться на него, а конь увидел меня, уши поджал и начал от меня шарахаться. 

Сейчас я работаю над сбросом веса. После службы в ОМОНе приехал на север и поправился. Мечта - оседлать коня. У меня четверо детей: три сына и одна дочка. Младшему сейчас полтора годика, средний сын поступил на факультет спецназа внутренних войск, старший служит в ФСО. Хочется показать, что отец что-то умеет еще.
Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA