Долой закрытость школ. В Югре обсудили модернизацию системы образования

ТЕКСТ: Анна Резвова

Долой закрытость школ. В Югре обсудили модернизацию системы образования

Сегодня в рамках установочного пленума Педагогического конвента Югры (окружного совещания педагогических работников) прозвучали доклады о состоянии системы образования округа, ее достижениях и слабых местах. В приветственном слове председатель окружной думы Борис Хохряков отметил, что риски воспитания подрастающего поколения слишком дорого нам обходятся. Действительно, педагогический труд подразумевает колоссальную ответственность за будущее как отдельного ученика, так и целого поколения.

Проблема информационной закрытости

Для многих школ общественное управление остается формальностью. Родители остаются лишь наблюдателями школьного процесса. Есть и другая тенденция: по мнению экспертов, образовательные потребности семей возрастают. Причем чем больше населенный пункт, тем больше требований к образованию ребенка предъявляют родители. Однако школы игнорируют эту особенность.

Одной из основных проблем современной школы специалисты назвали информационную закрытость. При этом школы остаются закрытыми не только для населения, но и для управленческого аппарата.

Отсутствие в школах специалистов по связям с общественностью тормозит процесс обмена информацией. СМИ не хотят работать с образовательными учреждениями через официальные запросы, при этом чаще их интересуют «болевые точки» школы, а не позитивные результаты.

На фоне этого специалисты отмечают рост неудовлетворенности работой системы образования и необходимости создания платформ для обсуждения вопросов образования с родителями и учениками.

Как отметил в своем публичном докладе об образовании в 2011 году председатель государственно-общественного совета по общему образованию Югры Александр Сальников, активная позиция педагогов должна стимулировать общественность к сближению. Можно сказать, что эта идея стала лейтмотивом установочного пленума.

Доступность образования

Доступность дошкольного образования в округе даже при наличии демографического роста остается достаточно высоким – почти 82% детей. Специалисты отмечают показатели по доступности дошкольного образования выше среднего по округу в Сургуте и Нижневартовске. Сто процентов детей от 3 до 7 лет получают образовательные услуги в Югорске. Самый низкий показатель зафиксирован в Пыть-Яхе – почти 63%.

Для 94,9% жителей округа доступно общее образование. Исключение составляют дети, которые не могут посещать школу по медицинским показаниям.

Югра придерживается политики сохранения малокомплектных и труднодоступных школ. В прошлом году в 80 таких школах обучалось 8 тысяч детей. Такая позиция, по словам Александра Сальникова, делает образование доступным для всех.

Округ старается развивать технологии дистанционного обучения. По мнению педагогической общественности, это даст возможность получить хорошее образование детям, которые на данный момент по какой-либо причине не могут получить качественных образовательных услуг. Уже сегодня при помощи интернета дети из отдаленных поселков могут учиться у лучших педагогов Югры.

Очень удобны технологии дистанционного обучения для детей, которые не могут посещать школы по медицинским показаниям. В 2011 году дистанционное образование получали 84% таких детей. Но для них также развивают возможности школы относительно инклюзивного образования, которое подразумевает возможность посещения обычной школы. В 2010 году около 37% школ были доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них таинственное слово «инклюзия» означает равноправное общение со сверстниками и социумом в целом.

В 2011 году более 1,5 тыс. школьников в 27 школе Югры изучали обско-угорские языки. Кроме возможности для коренных жителей изучать родные языки, округ стремится предоставить и другую, не менее значимую, возможность для приезжих – возможность адаптации. Во многих школах Югры для детей мигрантов были введены дополнительные уроки русского языка.

К сожалению, нельзя сказать, что все дети ведут себя правильно. Существуют подростки с девиантным поведением, совершающие противоправные действия, но образование должно быть доступно и для них. В Сургутской школе закрытого типа в 2011 году обучалось 57 воспитанников от 11 до 18 лет.

Экзамены, олимпиады и престиж

На данный момент результаты общего образования оцениваются при помощи ЕГЭ. 99,6 % учеников в прошлом году смогли сдать ЕГЭ по русскому и математике. В восьми муниципалитетах были ученики с результатами 100%. По мнению аналитиков, это говорит в первую очередь о доступности хорошего образования вне зависимости от места проживания.

Также специалисты выяснили, что родители в погоне за престижностью школы могут попасть впросак. Как отметил Александр Сальников, действующая сеть школ повышенного уровня образования оправдывает себя лишь частично. Лишь 11,6% выпускников лицеев показали результаты, соответствующие отличным, и только 8% - выпускников гимназий. Результаты школы с углубленным изучением предметом соответствуют уровню обычной школы.

В 2011 году около 72% детей получили дополнительным образованием. При этом отмечается перекос образования в гуманитарную сторону. Об этом свидетельствует тот факт, что в округе в течение последних трех лет стабильно появляются победители всероссийских олимпиад по гуманитарным предметам, при этом отсутствуют таковые по математическому профилю. Кроме того, специалисты отмечают оторванность математического образования от реалий жизни и других предметов, его шаблонность.

Считается, что применение в процессе обучения технопарков позволит скорректировать ситуацию. Ведь технопарки должны будут сделать характер обучения исследовательским, а значит - более интересным и продуктивным.

На пленуме была озвучена не только необходимость модернизации и экономического образования современного школьника. Социальный заказ современного общества - люди с новым «экономическим» мышлением, которые смогут оценивать и понимать процессы, происходящие в стране и мире. В рамках этого направления рекомендовано создание школьных бизнес-инкубаторов.

Педагогический конвент Югры будут проходить 6-7 сентября. В совещании примут участие представители Министерства образования и науки РФ, Думы округа, департамента образования и молодежной политики Югры, муниципальных органов управления образованием и педагогическая общественность.  

Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA