Исчезающие слова. Ханты и манси ищут пути сохранения родного языка

ТЕКСТ: Анна Резвова

Исчезающие слова. Ханты и манси ищут пути сохранения родного языка
Вопросы сохранения и развития родных языков обсудили в Ассамблее представителей малочисленных народов Севера. В работе круглого стола приняли участие представители координационного совета по защите прав коренных народов Севера, молодежной организации обско-угорских народов, совета ветеранов и депутаты ассамблеи.

По данным ЮНЕСКО, 136 языков на территории России находятся под угрозой исчезновения. «В эти 136 языков входят и наши языки, народов ханты и манси», - отметил председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Еремей Айпин. По данным последней переписи, 32% ханты признали хантыйский родным языком, язык манси родным признали меньше 12%. Кроме того, есть тенденция к уменьшению количества владеющих языком.

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок провел социологическое исследование состояния родных языков коренных малочисленных народов. На вопрос, что для вас хантыйский (мансийский) язык, 60% респондентов ответили, что это родной язык. 35,5% ответили, что это язык их предков. Как отмечает заведующий отделом социально-экономического развития и мониторинга Обско-угорского института Саид Хакназаров, на различных территориях это соотношение могло значительно изменяться.

Также исследователи оценили уровень владения родным языком. На первом месте Сургутский район – более 90% опрошенных могут говорить на родном языке. Высокой уровень владения языком отмечен на территории Березовского, Белоярского и Советского районов. Средний уровень – Нижневартовский район, низкий – Ханты-Мансийский и Октябрьский районы, очень низкий – Кондинский район.

Исследование показывает, что язык сохраняется лишь на отдельных территориях, где ведется традиционных образ жизни.

Участники круглого стола обратили внимание на то, что данные социологического опроса субъективны и не могут в полной мере отразить реальную картину владения родным языком. Ведь каждый участник вопроса самостоятельно оценивал, насколько хорошо он говорит на хантыйском или мансийском языке.

Ранее детей ханты и манси обучали родному языку в детском саду. Как вспомнили присутствующие представители КМНС, для этого создавались специальные дошкольные учреждения. Но, как все мы знаем, на данный момент не хватает даже обычных, неспециализированных детских садов. В складывающейся ситуации, считают участники круглого стола, даже создание отдельных групп в дошкольных учреждениях с изучением родного языка могло бы значительно улучшить положение. Ханты-Мансийск мог бы стать пилотной площадкой для дошкольного образования на родном языке.
Проблема сохранения языка во многом связана и с его восприятием подрастающим поколением. Участники круглого стола привели множество примеров.

Саид Хакназаров рассказал, что исследователи часто сталкивались с ситуацией, когда у детей слова родного языка вызывали смех. Такая реакция молодежи заставляет меньше общаться на родном языке старшее поколение коренных народов.

Были зафиксированы и случаи, когда респонденты заявляли, что считают изучение родного языка ненужным. Участники круглого стола, отметили и тот факт, что знают случаи, когда в школах учителя, ученики и родители были против введения обучения родному языку.

Также дискуссию вызвал вопрос, касающийся самой методики обучения родному языку. Сейчас существует дефицит специалистов, которые могут преподавать язык. Иногда имеющиеся учителя не соответствуют, в частности, говорят на чужом диалекте.

Нужна ли централизованная программа обучения или лучше подстраиваться под особенности территории? В первом случае специалисты на местах получают разработанную специалистами программу, причем уже есть наработки, проведены различные исследования. С другой стороны существует множество диалектов языка и культурные особенности отдельных территорий. Например, в Урае, где кондинский диалект почти утрачен, пошли следующим путем. Сначала для желающих организовали занятия, посвященные культуре, традициям и быту коренного населения. Затем у людей появился интерес и к языку.
Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA