Искусство на кончиках пальцев

ТЕКСТ: Анна Резвова

ФОТО: Артур Борисов

Искусство на кончиках пальцев
На прошлой неделе сургутская галерея современного искусства «Стерх» презентовала один из своих самых популярных и актуальных проектов, который объединил мастеров, работающих в разных жанрах изобразительного искусства, из нескольких регионов России.

 Речь идет о межрегиональном социально-творческом проекте «Рельефы цвета», который в столице округа экспонируются сразу на двух музейных площадках - в Музее геологии нефти и газа до 23 декабря и в Доме-музее Владимира Игошева (филиал ГХМ) до 12 января.

Основная цель проекта, - преодоление социальной и психологической дистанции между слепыми и зрячими людьми. Он стал брендовым для галереи «Стерх». Каждый год галерея проводит около 30 мероприятий в его рамках. Интерес публики тоже не угасает, - каждый год «Рельефы цвета» посещает от 3 до 5 тысяч человек, около 10% из них - с ограниченными возможностями здоровья. 

На самом деле этот проект представляет собой целый ряд мероприятий: выставки, творческие встречи, мастер-классы, лекции, концерты и арт-игры. А в экспозиционном пространстве проекта рядом выставлены работы как зрячих, так и незрячих авторов. 

При этом иногда посетителям, способным видеть, предлагают надеть специальные очки и пройти выставку «вслепую». 

Нельзя сказать, что этот проект не знаком ханты-мансийским ценителям прекрасного. Впервые работы были презентованы еще в прошлом году в рамках Музейной биеннале Государственного художественного музея. Именно тогда, многие жители столицы округа в первый раз увидели звуковую скульптуру «Бикапо» Германа Виноградова, которая является одним из символов проекта, а также инсталляцию «Алфавит» Святослава Пономарева. 

«Перед нами стаяло несколько вариантов того, что можно было бы показать в Ханты-Мансийске. Можно было бы привезти то, что 2013 году показывалось в городе Сургуте с тем же составом художников и проектов, можно было бы показать какую-нибудь одну выставку и на ее примере рассказать, как мы работаем, какие наши методологические функции. Мы выбрали самый трудный путь, мы решили показать во фрагментах шесть лет экспозиций, встреч, методик, самых разных практик, шесть лет реализации этого проекта», - рассказала директор галереи современного искусства «Стерх» Лариса Гурова на открытии проекта «Рельефы цвета» в Доме-музее Игошева. 

По словам куратора проекта Сергея Филатова, председателя Региональной общественной организации инвалидов по зрению «Тифлопуть», для участия в проекте приглашаются лишь художники с активной творческой позицией и без иждивенческого настроя.

«Важно не только стимулировать инвалида к социальной активности, нужно готовить и общество к тому, что инвалид придет к нему как полноценный член общества. Существующие стереотипы иногда ставят очень жесткие ограничители. Чтобы эти вещи изменились нужно донести до зрячего сообщества, до условно здоровых людей, обычных жителей, которые окружают инвалидов, что они имеют такой же потенциал, а иногда даже гораздо больший, в том числе творческий, чем среднестатистический человек», - отметил куратор проекта. 

На открытии выставки присутствовала Лариса Малышкина незрячий мастер, одна из участниц проекта «Рельефы цвета». Отсутствие возможности видеть, не мешает девушке реализовывать себя как в работе, так и в творчестве. Она может связать все: от салфетки до сложного кружевного платья. Кстати, именно вязанное свадебное платье стало её пропуском для участия в проекте. 

Как рассказала девушка, она всегда отзывается на интересные приглашения, а «Рельефы цвета» ей интересны, как зрителю, и как участнику. 

Лариса Малышкина занимается вязанием на протяжении 15 лет. Её не только приглашают проводить мастер-классы по вязанию, но и заказывают у неё вещи зрячие люди, сами умеющие вязать. «Вот это я никак объяснить не могу. Это меня саму удивляет. Я знаю, как хорошо девушка вяжет спицами, но все равно почему-то меня попросила связать уже несколько изделий. Ей нравится, она часто носит то, что я вяжу. Может какая-то энергия передается», - делится мастерица. 

Когда дело доходит до мастер-класса, Лариса пытается научить людей вязать также как она сама, причем девушка очень тщательно подходит к работе и может несколько раз перевязывать вещь, пока она не будет «выглядеть» так, как по ее мнению нужно. Кстати, Лариса Малышкина еще преподает музыкально-ритмическую терапию и театрализованную деятельность детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, кроме того она, - аспирант одного из московских ВУЗов. 

Особым разделом «Рельефов цвета» - стала первая региональная презентация уникального фонда тактильной книги санкт-петербургской Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих. Тактильная книга – это совершенно необычный предмет, призванный рассказать незрячему ребенку об окружающем мире. Понятно, что методика создания таких книг совершенно отличается от создания, привычных для большинства людей, печатных изданий. Например, если перед мастером стоит задача рассказать о растениях и сделать иллюстрацию листа растения, то ему нужно подобрать материал, которых будет на ощупь максимально похож на эту часть растения.

Например, на выставке представлены книги для слабовидящих детей. Для их создания мастера стараются использовать только натуральные материалы. 

Галерея «Стерх» старается распространять свои знания о тактильной книге. В Ханты-Мансийск сургутские галеристы привезли не только книги из фонда Государственной библиотеки для слепых и незрячих, но и работы мастеров и любителей декоративно-прикладного искусства Сургута. Например, одна из работ сама может рассказать ребенку, как скрепит выпавший снег. 

Так как «Рельефы цвета» представляют собой синтез произведений искусства, созданных как для зрячих, так и незрячих посетителей, особое место в экспозиции занимает флор-текстиль мастерицы из Бураново Зои Лебедевой. Её полотна, сотканные из множества трав, радуют не только красивой текстурой, гармоничным переплетением сухих цветов и стеблей разных оттенков, но и потрясающим ароматом, который возвращает в знойное лето. Хотя для тех посетителей выставки, кто родился в Югре, в этих запахах, - совершенно незнакомые нотки. И это делает работы Зои Лебедевой еще более привлекательным. 

Рината Миннебаева в своих «Геоглифах» рисует современные города, которые покинули люди и те превратились в сложный геометрический узор на поверхности Земли. Прикоснувшись к картине можно прочитать русла заброшенных улиц, озера площадей и хребты микрорайонов. 

Творчество незрячих авторов представлено работами Мансура Закирова, работы которого уже закупила Третьяковская галерея, и Олега Зиновьева. Мансур Закиров наверняка удивит посетителей выставки резьбой по дереву. Словами его работы сложно описать, но от них исходит какое-то тепло и искренность, к ним хочется прикоснуться, благо, что формат выставки позволяет. Мансур Закиров не был слепым от рождения и когда-то рисовал в реалистичной манере, а сейчас раскрашивать работы ему помогает супруга. 

Кроме того, галерея «Стерх» привезла в Ханты-Мансийск три выставки из своего фонда, которые органично вплелись в пространство «Рельефов цвета» - это игрушки для арт-терапии, коллекция мишек Тедди и медиапроект «Сказки на 60-й параллели» Кстати, среди представленных мишек один мог бы попасть в книгу рекордов Гиннеса, ведь размер игрушки всего 5 миллиметров. Меньше есть только в Германии, - всего в три миллиметра.
Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA