Каким будет образование? Госдуме предстоит обсудить проект нового закона

ТЕКСТ: Служба информации РИЦ

Каким будет образование? Госдуме предстоит обсудить проект нового закона

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев направил на рассмотрение Госдумы законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект, подготовленный министерством образования и науки, должен заменить два старых закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Принятие нового закона приведет к обновлению всей законодательной базы, регулирующей образование. Необходимо будет внести изменения более чем в 100 федеральных законов. Соответственно, это повлечет и дополнительные расходы. На реализацию норм законопроекта из федерального бюджета только в 2013 году потребуется дополнительно 16 млрд рублей, а из бюджетов субъектов федерации – более 400 млрд рублей. При этом расходы бюджетов самих муниципальных образований сократятся на 112 млрд рублей.

Законопроект об образовании широко обсуждается в центральных СМИ и на интернет-ресурсах, мнения о нем неоднозначны. Так, по словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, на данный момент сохраняются некоторые принципиальные разногласия по поводу законопроекта с Министерством финансов России.

Первое касается сохранения в законопроекте в полном объёме мер социальной поддержки педагогов, проживающих и работающих на селе. Прежде всего, речь идёт о компенсации коммунальных расходов, которые установлены действующим законодательством. Министерство образования и науки считает, что эти меры необходимо сохранить. Второе разногласие заключается в установлении гарантий по заработной плате – она должна быть не ниже средней по экономике в регионе.

Напомним, что данный законопроект стал разрабатываться еще в 2010 году. Участие в создании нового закона об образовании приняли представители большинства федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации, научного, педагогического, ректорского сообществ, работодателей. Кроме этого, обсуждение проекта закона происходило не только на парламентских слушаниях, конференциях Российского союза ректоров и на традиционных августовских педагогических совещаниях, но и в интернете. В сети было опубликовано более 17 тысяч замечаний и предложений к законопроекту, и все они были рассмотрены.

После принятия закона расширится круг организаций, в которых граждане смогут получать бесплатное образование. Новый закон предоставит больше возможностей для ведения образовательной деятельности негосударственными, в том числе, коммерческими организациями.

Впервые на законодательном уровне будет признан особый статус педагогических работников в обществе и вводится обязательство по созданию условий для их профессиональной деятельности.

Также в законе описано правовое положение обучающихся – их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки, касающиеся и стипендиального обеспечения, и предоставления мест в общежитиях, и обеспечение учебниками, питанием и так далее. Закрепляются права и обязанности родителей. Законопроект устанавливает приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей и закрепляет их права на получение информации, участие во всех видах обследования обучающихся и в управлении образовательной организацией, а также в выборе методов обучения и воспитания. Кроме того, впервые предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательного процесса.

«По большому счёту, закон должен не только решить проблемы образования, но и стать основой развития человеческого потенциала в стране. Образование в России, я хотел бы специально это подчеркнуть, было и останется бесплатным. Большинство из положений предыдущего базового закона, имею в виду доступность образования, право выбора школы, обучение на родном языке, не только остаются приоритетными, но и специально детализируются», - заявил Дмитрий Медведев на заседании Правительства Российской Федерации.

Депутаты Государственной Думы от Ханты-Мансийского автономного округа прокомментировали РИЦ новый законопроект.

Леонид Симановский, член фракции партии «Единая Россия», заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике:

«Эффективная система образования - одно из ключевых условий развития России, укрепления ее роли как одной из ведущих мировых держав. И принятие нового закона, на мой взгляд, безусловно, важный, хотя, конечно, далеко не единственный шаг в создании условий для формирования системы образования, полностью отвечающей современному уровню развития не только российской, но и мировой экономики. Всех накопившихся проблем не решит ни один, даже самый совершенный, закон, но и без адекватной современным требованиям законодательной базы говорить о развитии не приходится.

Новый законопроект об образовании заменит два базовых акта: об образовании в целом и о высшем профессиональном образовании, включая послевузовское. Эти акты приняты еще в 1992 и в 1996 годах. Новый закон сохранит преемственность основ, что позволит создать единое правовое пространство по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее и дополнительное, а также исключить существовавшие противоречия ранее принятых законов.

Кроме того, данный проект отличается выраженным социальным характером, сохраняя преференции и льготы для учителей и вводя дополнительные государственные гарантии. К примеру, в документе прописан и тот факт, что уровень заработной платы учителя не может быть ниже средней зарплаты согласно экономике региона.

То, что работа над законопроектом, которая началась еще в 2009 году, велась максимально открыто и вызвала большой интерес как у профессионального сообщества, так и у рядовых граждан, представивших значительное число замечаний и предложений к тексту, дает основания полагать, что законопроект вполне может стать основой законодательного обеспечения дальнейшего развития современной системы образования в России.

Поскольку работа над законопроектом вступает в завершающую стадию на площадке Госдумы, есть реальная возможность для наиболее полного отражения в нем предложений регионов, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа. Предложения могут появиться после ознакомления с текстом внесенного Правительством законопроекта».

Михаил Сердюк, член фракции партии «Справедливая Россия»:

«Документ я еще не видел. У нас каникулы. Сейчас я на работе в регионе, то есть не в Государственной Думе. Начнется сессия – начнется ознакомление с законопроектами. То, что закон нуждается в существенном пересмотре, факт известный. Насколько качественно он был разработан, я пока не знаю. С нашей стороны этим занимается Шудегов Виктор Евграфович. Он формировал свои предложения. Насколько они учтены - в ближайшее время увидим, пока трудно сказать. Если они пойдут по такому же пути: совершенствовать свою тематику с ЕГЭ и со всем прочим, то мы, конечно, будем против такого закона об одурачивании детей».

Вячеслав Тетекин, член фракции КПРФ:

«В КПРФ считают, что нет никакой необходимости торопиться с принятием закона «Об образовании». Закон сырой. В частности, Медведев сказал, что «мы будем вносить его несмотря ни на что». Это означает, что сопротивление педагогической общественности принятию этого закона продолжается.

Буря вокруг этого закона бушует уже несколько лет, потому что в том виде, в котором его внесло правительство, практически все педагогическое сообщество, невзирая на политические убеждения, резко выступило против. Педагоги считают, что закон приведет к резкой деградации образования в России. С учетом жесткой позиции педагогического сообщества правительство было вынуждено пойти на пересмотр содержания этого закона. Мы считаем, что в каком-то отношении закон все же улучшен по сравнению с его предыдущей версией. Вместе с тем, остается целый ряд спорных моментов, которые вызывают активное противодействие не столько со стороны политических партий, но именно со стороны педагогов. Нельзя не согласиться с высказыванием диакона, преподавателя Санкт-Петербургского госуниверситета, который говорит о том, что закон предусматривает некоторые социальные порты. Речь идет о том, что школы по новому законопроекту будут делиться по их коммерческой состоятельности. Это означает, что процветающие школы будут получать большее, а сельские – меньшее финансирование. За последние годы в стране закрыто более 20 тысяч школ, что может привести к окончательному упадку сельской школы.

Слабо освещен в законопроекте вопрос о воспитании, все сводится к образованию. Если в советской школе ребенка не только учили, но и воспитывали, то сейчас упор делается целиком на образование. А это, я считаю, опасное явление.

Меня тревожит и исчезновение среднего профессионально-технического образования. В советский период подростку давали не только знания и умения по профессии, но и среднее образование. Сейчас таких положений в законопроекте нет».

Теперь проект закона об образовании должен пройти обсуждение в Государственной Думе. Если депутаты одобрят предложенные изменения, закон вступит в силу. 

Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA