Лидия Попова: «Без знания русского языка невозможно говорить о духовности и полноценном образовании"

ТЕКСТ: Ксения Чистякова

ФОТО: фото автора

Лидия Попова: «Без знания русского языка невозможно говорить о духовности  и полноценном образовании"

12 апреля в Югорском государственном университете югорчане писали тотальный диктант.  Вообще, в этом году в столь масштабной проверке грамотности приняли участие жители 350 городов в 45-ти странах мира, а также космонавты на МКС, полярники на российских антарктических станциях.

Мы встретились с председателем экспертной комиссии диктанта  кандидатом филологических наук, доцентом кафедры филологии ЮГУ Лидией Поповой и расспросили ее о любви к родному языку, грамотности россиян и феноменальном успехе тотального диктанта. 

- Лидия Алексеевна, каковы предварительные  результаты написания диктанта в этом году?

- О конкретных результатах говорить еще рано, не все работы проверенны. Но могу сказать, что в этом году текст легче, следовательно, и ошибок у участников меньше. Не может не радовать и то, что в Ханты-Мансийске в этот год работ не намного, но  больше, - 112 против 97 в прошлом году.

- Напомните, какова технология написания диктанта? 

- Один текст за один час в одном месте пишут все - в этом привлекательность диктанта.  Проверяем всех согласно рекомендациям: к тексту диктанта  прилагается огромная методичка, в которой анализируется каждое слово, каждый знак препинания, комментируются допустимые формы и вариативность.  Поэтому такая ситуация, что в одном регионе проверили хуже, а у нас лучше, - исключена. Можно просмотреть свою работу и оспорить оценку, полагаясь на методичку, но из уважения к труду экспертов таких случаев не было. Мы тщательно готовимся и к зачитыванию текста, и к проверке работ. Уникальность этого диктанта и в том, что у тех, кто пишет диктант, нет боязни быть хуже других: у учительницы высшей категории есть возможность подписаться псевдонимом «девочка на шаре», чтобы не нанести удар по собственной репутации. Результаты будут известны через три дня после написания. 

- С детства нас учат, что любить Родину,  значит,  уметь ее защитить,  работать на ее благо, а вот грамотность влияет на формирование мировоззрения человека?

- Конечно, влияет. Любовь к языку мы воспринимаем через литературу. В дореволюционной России министр просвещения, отвечая на вопрос «почему столько часов словесности дается в кадетских корпусах?», сказал, что  офицер должен знать, за какой народ он отдает жизнь. 

Сейчас юристы не знают, какой народ они защищают, экономисты не знают, какому народу они рассчитывают  бюджет. Если мы будем рассчитывать свою любовь к стране только в цифрах, то в чем тогда смысл жизни? 

- Язык меняется. Появляются какие-то его формы, о которых даже пять лет назад никто не слышал. Да и заимствований в живой речи и литературе  становится все больше. Как сохранить классический русский язык?

- Любовь к родному языку - в уважении к нему. Все говорят,  язык нужно оберегать, сохранить чистым. В наше время, когда чиновники и деятели  культуры говорят неправильно, допускают ошибки в речи, главное - сохранить его нормы. Сейчас люди читают меньше классической литературы, а именно в ней  культура и те языковые нормы, которые необходимы каждому. Существенно сокращается и количество часов в школе на изучение русского языка и литературы, а нужно понимать, что в школах, а затем и в ВУЗах, русский язык - не дополнительная нагрузка, а основа человека, который претендует на статус члена общества. Интеллигентный человек обязан владеть грамотой. 

Наш президент за то, чтобы вернуть духовность в образование. Это значит, что преподавателю русского языка и литературы нужно быть не только учителем, но и духовным наставником. 

- А чиновникам нужно писать тотальный диктант? 

- Государственные служащие должны знать нормы русского языка, правильно писать и говорить, ведь это их хлеб с маслом! Чиновник не должен уповать на то, что компьютер исправит за ним ошибки. Доверие населения тесно связано с грамотностью. Если я слышу, что чиновник неправильно употребляет слова, я ему уже не доверяю. Власть должна отвечать за каждое произнесенное и написанное слово. 

- Почему именно ЮГУ был выбран местом проведения диктанта?

- Для мероприятия такого масштаба ЮГУ замечательно подходит: мы - ВУЗ  федерального подчинения, и наши двери всегда открыты для интересных мероприятий.  

- Каков уровень знания русского языка в России и Югре?

- Результаты прошлогоднего диктанта говорят о том, что уровень грамотности очень слабый. В нашем регионе  в прошлом году из 97 работ всего одна была на «четыре» , 16 троек и все остальные – двойки.  В этом году писать диктант будет больше югорчан,   желание у людей есть! 

- Можно ли сказать, что тотальный диктант служит повышению грамотности россиян?

- Популярность диктанта повышается, а раз люди хотят проверить уровень своей грамотности, они, наверное,  собираются свою грамотность повышать.  Также  диктант  обращает внимание пишущих на хорошую русскую литературу, на  автора текста

-  Кто написал тотальный диктант в Югре. Составьте, пожалуйста, коллективный портрет любителя русского языка Югры?

- Это студенты, преподаватели, ученики школ и гимназий. Проректоры, ректоры вузов. Вот эти категории югорчан захотели проверить уровень своей грамотности.  В других регионах принимали участие и знаменитости.

- В некоторых регионах и муниципалитетах тем, кто напишет диктант без ошибок,  будут вручены очень неплохие денежные вознаграждения.  Как Вы относитесь к таким поощрениям? 

- Если у муниципалитета есть средства  и он готов их потратить  на самого грамотного человека, чтобы  поощрить его знания, то это здорово!  

- Какие шаги нужно предпринять, чтобы мотивировать гражданина повысить свою грамотность, правильно говорить? 

- Чтобы мотивировать знание русского языка у школьников, взрослые, прежде всего те, кто всегда на виду, должны стремиться к тому, чтоб речь была грамотной, образной, правильной. В античности, к примеру, человек, который не владел риторикой, не мог занимать пост  в сенате, выступать перед народом.  

Очень не хочется, чтобы  ЕГЭ для ребенка был единственным стимулом заниматься русским языком. Родная речь  гораздо более объемное понятие. Это не просто знание правил, но и эмоциональное отношение к речи. Ею нужно восхищаться, понимать, взращивать к ней любовь через литературу и правильное общение.

- А в Югре есть какие-то возможности для того, чтобы  каждый желающий мог повысить свою грамотность?

- В ЮГУ на  факультете дополнительного образования проводятся курсы повышения квалификации. Есть практика, когда педагог выезжает в муниципалитеты для чтений лекций  для государственных и муниципальных служащих. Есть объединение студентов «Бюро  лингвистических исследований»,  где можно задавать вопросы лично или на сайте. 

- Почему в стране возникли проблемы с родным языком, откуда природа неряшливого  отношения к языку? 

- Об этом тяжело говорить. Больная тема. Непонятно, почему общество отвернулось от нас. Стали срезаться часы занятий, нет больше письменных работ. В высшей школе все урезали беспощадно. Однако без знания русского языка невозможно говорить о духовности  и полноценном образовании. 

 

Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA