Мусульмане объединились против радикализма. В Москве принята Декларация по применению норм шариата

ТЕКСТ: Сергей Игнатов

Мусульмане объединились против радикализма. В Москве принята Декларация по применению норм шариата

Два десятилетия назад в России началось возрождение религиозной и общественной жизни мусульман и мусульманских народов, исконно проживавших на территории страны и бывших на протяжение веков соотечественниками, согражданами и добрыми соседями последователей христианства, иудаизма и иных религий и традиций. За это время появились тысячи новых мечетей, медресе, исламских институтов. Российское государство предоставило все возможности для регистрации и успешной деятельности любых мусульманских структур, центров и организаций. Выпущено множество книг по исламу, действуют сотни исламских сайтов в интернете, издаются газеты и журналы в разных регионах страны. Сотни российских мусульман получают религиозное образование в высших образовательных заведениях мусульманских стран.

Однако в 1990-х годах прошлого века Россия столкнулась попытками использовать ислам в политических целях, не имеющих ничего общего с самим исламом. Отдельные политики-сепаратисты захотели стать главами отделившихся самопровозглашенных мини-государств и использовали для оправдания национальной вражды («асабии») исламскую символику и лозунги, другие пошли в услужение некоторым иностранным организациям, хотевшим ослабить Россию путем создания в ней «управляемого конфликта» между мусульманами и христианами. Эти политики переступили черту шариата и стали проливать кровь и мусульман, и немусульман – граждан России. Дело дошло до таких чудовищных преступлений, как захват в заложники и убийство женщин и детей: за трагедией в школе Беслана в 2003 году следил по ТВ весь мир, дети стали бояться ходить в школы, и еще более прискорбно, что убийцы детей использовали атрибутику ислама. В качестве обоснования сепаратистских диверсий и терактов пропагандисты стали использовать примитивные брошюрки, которые как бы дают право каждому желающему объявлять такфир любому мусульманину, не желающему вступать в диверсионные группы националистов-сепаратистов, объявлять по своему желанию джихад суверенным государствам, объявлять о своих мнимых полномочиях как бы возрождать халифат на территории существующих государств.

Эти пропагандистские материалы слишком вольно или откровенно лживо трактуют фундаментальные положения шариата. Однако большая масса мусульманской молодежи не имеет хороших знаний по исламу, зато испытала на себе проявления социальной несправедливости, имеющей место особенно на юге России. Эта молодежь преисполнена эмоциями и потому при недостатке знаний по исламу легко поддается на простые и яркие тезисы политиков-сепаратистов. К сожалению, после 70 лет гонений на религию в СССР за несколько лет свободы религии исламская богословская школа еще не воссоздалась, и значительная часть подрастающей мусульманской молодежи не всегда находит на современном общепонятном языке убедительные с точки зрения шариата опровержения вбрасываемых извне ложных представлений о такфире, джихаде и халифате.

В конце мая 2012 года в Москве состоялась первая в истории России международная конференция «Исламская доктрина против радикализма». Итогом двух дней работы Конференции стало принятие участниками встречи – ведущими мусульманскими учеными исламского мира и духовными лидерами российских мусульман Московской Богословской Декларации мусульманских ученых по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата. Стоит сказать, что в мероприятии приняли участие 55 ведущих богословов из 23 стран мира, а также российские муфтии, исламоведы и эксперты, представляющие подавляющее большинство централизованных управлений мусульман и исламских учебных заведений. Общее число участников превысило 250 человек.

Как сообщают многочисленные интернет-источники, в ходе работы конференции обсуждались ключевые богословские понятия, используемые для обоснования террористической деятельности «джихад» (усердие на пути ислама), «такфир» (обвинение в неверии и выходе из ислама), «халифат» (историко-теологическая концепция исламской государственности) и условия применения этих понятий в современном мире.

По мнению участников дискуссии, именно неправильное толкование вышеназванных терминов приводит к радикализации многих мусульман по всему миру, к ошибочному пониманию, что основной задачей мусульман является вооруженная борьба в целях установления тоталитарного политического порядка под религиозными знаменами. Именно этот фактор лежит сегодня в основе многих конфликтов в различных регионах мусульманского мира – от российского Северного Кавказа до Афганистана и Сомали.

Настоящая Декларация представляет собой научно обоснованный документ, регулирующий ряд актуальных для России вопросов. По этим вопросам сформулированы российским Научно-просветительским Центром «Аль-Васатыйя - умеренность» сформулирована четкая позиция, помогающая преодолеть разногласия, возникающие в новых российских реалиях. Этот документ ссылается на труды ученых прошлого, которые уделяли большое внимание точности формулировок и определению целей. В резолютивной части Декларации записаны следующие толкования основополагающих понятий ислама:

- Не являются джихадом и не имеют к нему никакого отношения убийства, покушения, взрывы, совершаемые фанатиками на Кавказе и в других регионах под лозунгами джихада, борьбы с вероотступниками, под которыми они понимают всех, кто лояльно относится к немусульманам, так как в результате погибают как мусульмане, так и другие люди – те, в отношении которых шариат запрещает кровопролитие и покушение на принадлежащее им имущество.  Подобные действия не имеют ничего общего с исламом, так как в них утрачены и не соблюдаются условия законного и обоснованного джихада и его общепринятых условий, первым из которых является запрет мусульманину совершать поклонение Аллаху.

- Категорически запрещено убийство мужчины или женщины посредством теракта, взрыва, совершаемого в людном месте, где могут находиться мусульмане и немусульмане, так как шариат запрещает проливать их кровь и покушаться на их жизнь. Этот запрет усугубляется, если это действие ведет к ослаблению позиций мусульман в обществе, порочит их и дает в руки их противников аргумент, с помощью которого они препятствуют распространению ислама, закрывают различные мусульманские просветительские организации и научные центры.

- Агрессия, посягательство на жизнь и имущество не может быть обоснована и оправдана фактом неверия («куфр») тех, в отношение кого эти действия направлены. Категорически запрещается чинить препятствия немусульманам, живущим среди мусульман, тем, кто сам обеспечивает безопасность своей жизни, имущества и репутации. Это нельзя делать ни преднамеренно, ни под каким-либо предлогом.

- Убийство человека на основании его гражданства или каких-либо гражданских документов является вопиющей несправедливостью – актом, противоречащим исламу и наносящим вред исламу.

- Военные действия не являются оптимальным вариантом решения проблем, особенно сейчас, в эпоху производства оружия массового уничтожения, применение которого противоречит миссии ислама и других мировых религий.

- Издание некомпетентными лицами фетв по теоретическим и практическим вопросам джихада, хакимийи (вынесение решения), политической лояльности, виновности и невиновности, имущества – является попыткой присвоения себе полномочий муджтахидов, что приводит к появлению ошибочных суждений, ослаблению безопасности в государствах, к пролитию крови невиновных людей, к незаконному присвоению имущества.

- Недопустим такфир в отношении мусульманина, в отношении которого вынесено суждение о принятии им ислама (независимо от того, является ли он благочестивым или распутником) только на основании его слов или дел, истолкованных как свидетельство неверия. Недопустим такфир в отношении мусульманина без ведома последнего. В этом случае необходимо привести соответствующие аргументы, которые должны опровергать вынесение такого суждения. Ибн Таймийя сказал, что «никто не имеет права обвинить в неверии мусульманина. Если мусульманин допустил ошибку, должны быть приведены и разъяснены соответствующие доводы. Если же доказано, что он принял ислам, сомнения в отношении него могут отпасть только после того, как будут выдвинуты аргументы и исчезнут все имеющиеся подозрения».

- Такфир является исключительным правом Всевышнего Аллаха. Ни один человек, даже если он является муджтахидом, обладающим знанием и специалистом по части призыва к исламу, не может выдвигать такфир, готовить и выдвигать аргументы против кого-либо. Необходимо вынесение юридического (судебного) суждения улемами, которые имеют соответствующие полномочия, удостоверенные опекуном. Выносить суждение по неверию и его признакам в отношении знатных лиц, групп, организаций и целых стран должны обладающие глубокими познаниями улемы, работающие в судебных органах. В отношении неверия должно быть принято судебное решение, базирующееся на соответствующих положениях и укладывающееся в определенные рамки. Если речь идет о немусульманской стране, этим вопросом должны заниматься уважаемые и известные своими глубокими познаниями и твердостью позиций улемы.

- Не является запретным делом проявления дружбы по отношению к немусульманам – такие, как посещение больных, доброе отношение к ним, попытки наставить их на прямой путь, поздравления их с прибавлением потомства, с каким-то успехом, с выздоровлением (после болезни). Наоборот, речь здесь идет о проявлении нравственности, к которой призывает ислам.

- Недопустимо проявление вражды к немусульманину, если последний мирно относится к мусульманам, особенно, если это происходит в процессе проповеди или взаимных заявлений, требующих дружеского отношения. Разрешается обращаться в местный суд в случае отсутствия законной альтернативы, достаточной для возвращения прав и признания несправедливого характера предыдущего решения. Это не противоречит основам веры, не умаляет необходимости выполнения долга. Важно, чтобы требования, выдвинутые перед судом, были законными, а выносимые суждения соответствовали истине. Улемы установили, что неверие проявляется в том, что человек считает запрещенное разрешенным, а не в действии.

- Гражданство, принадлежность к своей Родине – это свойства человеческой души, благодаря которым строятся отношения человека с другими людьми – его соотечественниками, разделяющими его любовь к Родине. Таким образом, мусульманин сосуществует вместе с мусульманами и немусульманами и действует в интересах общей Родины, укрепляя ее силу и мощь.

- Недопустимо совершать агрессивные действия в отношении немусульман, посягать на их имущество, так как принадлежность к (одной) Родине и сосуществование на ее земле в духе ислама, предполагает справедливое и доброе отношение ко всем ее жителям. Ведь они все как граждане одной страны имеют соответствующие права, хотя бы и исповедуя другую религию. История является лучшим свидетельством справедливого характера ислама по отношению к иноверцам, проживающим среди мусульман и находящихся под властью ислама.

- Справедливость ислама и мусульман, (мирно) сосуществующих с людьми, имеющими Писание (иудеи и христиане), была настолько очевидна, что удивляла христиан и иудеев, занимавших самые высокие должности при халифах. Ислам запрещает притеснять иудеев и христиан и предписывает справедливо относиться к ним, быть добрым и милостивым по отношению к ним. Ислам не только предписывает оставить их в их убеждениях: «Нет принуждения в религии» (сура «Корова», аят 256), но и указывает на необходимость защиты этих людей, охраны их репутации и гарантии их прав. Ислам предписывает мусульманскому правителю защищать их церкви, храмы, монастыри и другие места отправления (ими) культа, о чем говорится в Договоре о защите («‘акд аз-зимма»), охраняя тем самым их Писание (Танах и Библию) и исполняя обещание их защищать.

- Необходимо уважать законы страны, в которой живут мусульмане, руководствоваться этими законами, соответствующими вероисповеданию, учитывая тот факт, что эти законы укрепляют такие ценности, как справедливость, человеческое достоинство, уважение человека.

- Принцип мирного сосуществования и терпимость по отношению к иноверцам являются законом для мусульман и немусульман в исламских странах, а также законом для мусульман и немусульман в неисламских странах.

- Отношение к иноверцам. Мусульмане обязаны относится ко всем людям с добрыми намерениями. Обратите внимание на слово «люди», включающее в себя и мусульман, и немусульман. Основа отношения к немусульманам зиждется на мирных намерениях и любви между людьми.

- О свободе совести. Ислам – это религия открытости, взаимодействия и сосуществования с иноверцами. Ислам не выступает за изоляцию, не поддерживает обособленность, а исходит из убеждения в необходимости диалога, плодотворного и конструктивного взаимодействия, установления мира, исходя из закона взаимного сдерживания. Ислам провозглашает принцип взаимного сдерживания, а не столкновения цивилизаций.

- Приоритет  морали. Истинный суверенитет в мире различных наций и цивилизаций – это суверенитет нравственности (морали), принципов и ценностей, а не господство силы, мощи и насилия. Исходя из этого постулата, мы убеждены в необходимости мирного сосуществования, во взаимодействии, а не в столкновении цивилизаций, в их взаимном сдерживании, а не в борьбе между ними.

Эксперты уже назвали документ сильнейшим ударом по радикальному исламу. Принятый богословский документ объединил в себе содержание нескольких фетв - богословских заключений, осуждающих радикализм, экстремизм и насилие под религиозными лозунгами. По своему значению заключения исламских ученых, достигнутые на основе принципа «иджма», то есть на основе согласия с ними большинства ученых исламского мира, могут быть сравнимы с решениями Вселенских соборов в Христианстве. 

Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA