Новые правила техосмотра поставили автовладельцев в тупик. Александр Вечерников: «С законом явно поспешили»

ТЕКСТ: Сергей Игнатов

Новые правила техосмотра поставили автовладельцев в тупик.  Александр Вечерников: «С законом явно поспешили»

С 2012 года изменились правила прохождения техосмотра и покупки ОСАГО. Без действующего талона ТО автогражданку не купишь, но если талонов нет, что делать? Ситуацию с техосмотром в Югре мы разбирали с членом комитета по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Александром Вечерниковым.

Александр Иванович, по вашему мнению, смог ли закон о техническом осмотре, действующий с 1 января 2012 года решить проблемы прохождения техосмотра и автострахования?

Со 170-м федеральным законом явно поспешили, не создав для этого соответствующей инфраструктуры. Он сырой не в той части методологии, на которую закон опирается, а, в первую очередь, в технической неподготовленности. Нужно было время для того, чтобы создать материальную и техническую базу для этого, однако закон был принят Госдумой в конце декабря 2011 года, а 1 января уже вступил в силу. Сейчас его приходится дорабатывать, вносить изменения, которые могли бы стабилизировать ситуацию с прохождением техосмотра и получением полиса обязательного страхования.

Что получили автомобилисты в результате введения в жизнь этого закона?

Во-первых, получилась несогласованность в действиях тех, на кого переложили исполнение закона: на Российский союз страховщиков с одной стороны и тех, кто непосредственно должен был заниматься техосмотром автомобилей. Согласно нововведениям, операторы, получившие право на проведение техосмотра, должны были аккредитоваться у РСА. После этого они могли получить право на эту работу и определенное количество талонов в рамках квоты. Но чтобы получить аккредитацию, надо было иметь соответствующее оборудование и специалистов, которые могли бы выполнять технический осмотр автомобилей. И не все технические операторы по каким-то параметрам укладывались в эту схему.

Во-вторых, вступление закона в силу породило массу слухов о том, что цены на прохождение техосмотра увеличится в разы. Кто-то принялся считать барыши, создавая левые фирмы. Другие в это время закупали оборудование, планируя всерьез и надолго заниматься этим делом. Однако, у меня, как специалиста, складывается такое впечатление, что люди шли в бизнес, не зная, чем будут конкретно заниматься, не знали юридических проволочек этого закона. Поэтому документ о прохождении техосмотра впоследствии многих операторов разочаровал. Им сверху определили, что вот - цена должна быть такой-то по каждому отдельно взятому региона и ни на копейку больше. Предприниматели, вступившие в этот рынок, не смогли сориентироваться, чтобы совместными усилиями выработать определенные правила игры.

В-третьих, очень неудачно был отработан механизм распределения остатков талонов ТО, которые раньше были на балансе Госавтоинспекции, и изготовления новых талонов. Проще говоря, купив аппаратуру и начав работу, операторы не получили ни старых, ни новых талонов. То есть, свою работу по проведению техосмотра они делали, могли составить инструментальную карту, но талона выдать не могли. И это вызвало сильную бурю недовольства среди как автовладельцев, так и самих операторов. Работа, получалось, шла впустую. В связи с усложнившейся ситуацией на уровне правительства РФ было принято решение: дать возможность страховщикам в первом квартале текущего года заключать договора о страховании транспорта, не требуя при этом техталоны, но при условии, что они прошли процедуру технического осмотра у зарегистрированного оператора. В свою очередь это указание внесло полный сумбур и панику среди страховщиков, ведь ни одного нормативного документа для страховых компаний не существовало. В Югре на уровне регионального правительства было решено занять старые техталоны в соседних областях. Вместе с тем, и этот маневр не смог полностью разрешить ситуацию с дефицитом талонов до победного конца, поскольку процедура получения талонов – это дольно громоздкая схема.

На ваш взгляд, что нужно сделать для того, чтобы решить проблему с техосмотром?

Необходимы поправки в 170-й закон и, прежде всего, технического характера. Первое, что нужно сделать, это дать возможность автомобилистам в течение двадцати дней со дня покупки новой машины пройти ТО, а затем и застраховать ее. Следующее, не требовать прохождения техосмотра нового автомобиля в течение 3 лет с момента выпуска автомобиля, и, наконец, нужно наделить правами сервисные фирмы проводить техосмотры. Тогда проблемы можно будет облегчить жизнь автомобилистам. А что касается техталонов, это проблема времени, которая решится в ближайшее время. 

Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA