Школа зашла в тупик? Или кто должен сделать образование качественным

ТЕКСТ: Анна Резвова

ФОТО: Артур Борисов

Школа зашла в тупик? Или кто должен сделать образование качественным
Треть населения Югры – дети, поэтому тема образования интересует всех. Всем адекватным родителям важно знать, как учится их ребенок и что будет происходить со школой завтра. Проблема обеспечения открытости системы образования - одна из важнейших для современной школы. На прошедшем Педагогическом конвенте консультант отдела анализа и прогнозирования в сфере образования Елена Мамадулина рассказала о том, как современные образовательные учреждения Югры работают в этом направлении.

Несмотря на то, что образовательные учреждения имеют свои сайты, готовят статьи и передачи в СМИ, проводят пресс-акции, готовят публичные доклады, общество не желает принимать активное участие в работе образовательной системы. Поэтому нельзя сказать, что в информационном плане существующая  модель работы школы является эффективной.
Изучая результаты социальных опросов, обсуждений на форуме и запросов СМИ, аналитики департамента образования и молодежной политики пришли к выводу, что население мало знает о развитии современных школ и считает систему закрытой. Происходит изменение отношения общества к системе образования. Если раньше о причине полученной двойки родители спрашивали школьника, то сейчас виновной в неуспеваемости детей общество считает школу.

Три года подряд департамент экономики Югры предоставляет информацию о степени удовлетворенности населения работой образовательных учреждений. Согласно имеющимся данным, наблюдается устойчивое снижение показателей из года в год. Все меньше родителей доверяют и одобряют современную систему образования. Причем это касается почти всех уровней системы: дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Аналитики утверждают, что система образования работает и предоставляет официальную информацию о своей работе, но ей не хватает оперативности в предоставлении данных. С другой стороны, не совпадают интересы школы и СМИ. Первые сегодня хотят рассказать о государственной образовательной политике и услышать мнение общества, вторые хотят оперативно, минуя официальные запросы, предоставить информацию о болевых точках образования – нехватка мест в детских садах, трудные подростки, новая форма оплаты труда педагогов. Именно это сегодня интересует общество. Кроме этого, аналитики сетуют, что никто не хочет глубоко разбираться в причинах появления этих «болевых точек» и искать объяснения.

Как же современная школа хочет решить возникшую информационную проблему? Во-первых, уже есть нормативный акт о предоставлении информации для открытого доступа. Затем было решено разработать типовые планы информирования СМИ и дать учреждениям рекомендации по этому поводу. В 2013-2014 году в рамках программы «Новая школа Югры» планируется подготовка специалистов для школьных пресс-центров.

Также появилась идея создания проекта сетевого сообщества Югры. Проект должен обеспечить платформу для обсуждения вопросов образования на профессиональном уровне – между педагогами, а также дать возможность принять участие в диалоге родителям и школьникам. Сейчас на сайте департамента образования и молодежной политики уже работает дискуссионная площадка.

Однако аналитики снова обнаружили противоречие, на этот раз между потенциалом и мотивацией. По оценкам специалистов департамента образования Югра обдает хорошим потенциалом в этом направлении. Для примера, около 16% всех педагогов округа добровольно приняли участие во всероссийской интернет-переписи учителей. В результате Югра заняла 17 место в переписи, а по активности округ был первым. При этом у учителей нет желания принимать активное участие в информационном обмене. Педагоги ссылаются на отсутствие свободного времени, проблемы с защитой авторского права, также их интересует, будет ли эта работа оплачена. Кроме этого, аналитики признают, что есть люди, которые просто не готовы к диалогу и критике.

Решение противоречия специалисты департамента образования видят во введении системы баллов успешности в профессиональной среде, которая бы мотивировала педагогов к участию в реализации проекта сетевого сообщества.

В конце своего доклада Елена Мамадулина отметила, что педагогам нужно осознать необходимость активной общественной позиции школы. Государственные общественные советы должны перестать быть формальными – в них должны войти люди, которых действительно волнуют вопросы образования. Необходимо развивать связи школы с микрорайоном, где она располагается, городом или поселкам. Сам учитель не должен быть пассивным и идти по пути превращения в обслуживающий персонал, который работает по условиям заказчика. Он должен выражать свое мнение.

«Белые начинают и выигрывают. Сегодня можно сказать, образование должно начать, должно инициировать этот процесс. Оно должно взаимодействовать, и тогда оно выиграет благодаря консолидации общества», -  такими словами Елена Мамадулина завершала свой доклад.
Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA