Стремится ли современный музей стать частью индустрии впечатлений?

ТЕКСТ: Анна Резвова

ФОТО: Артур Борисов

Стремится ли современный музей стать частью индустрии впечатлений?
Сегодня в Ханты-Мансийске на базе Музея Природы и Человека стартовала Всероссийская научно практическая конференция «Виртуальный мир музея». В ее работе принимает участие более 70 человек – представители музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Волгограда и Югры. 

Стоит отметить, что это уже вторая в этом году конференция, посвященная развитию информационных технологий в музейных учреждениях: в мае Музей Природы и Человека принимал 17-ю ежегодную научно-практическую конференцию АДИТ-2013, которая собрала более 200 участников. 

Сейчас в Югре работает 35 различных музейных учреждений самой разнообразной направленности: этнография, нефтяная промышленность, искусство, краеведение, техника. У некоторых из этих музеев есть филиалы, другие располагаются в труднодоступной местности. 

О развитии информационных технологий в музеях автономного округа за последние 10 лет, результатах и достижениях на этом пути, участникам конференции рассказала консультант музеев, библиотек, выставочной работы и историко-культурного наследия департамента культуры Югры Надежда Сухорукова. Она отметила, что сейчас во всех музеях Югры храниться около 600 тыс. экспонатов. И этот богатый выставочный фонд сформировался в основном за последние 10-15 лет. 

Эпоха информатизации музеев Югры началась в 2002 году, когда в двух учреждениях Ханты-Мансийска (Музей Природы и Человека и Дом-музей Владимира Игошева) была установлена Комплексная автоматизированная музейная информационная система или КАМИС. По словам Надежды Сухоруковой, к 2012 году в автоматизированной базе данных было уже 64% основного и научного вспомогательного фондов музеев. А уже к концу 2012 года информатизация музеев завершилась: все музейные учреждения Югры получили доступ к КАМИС и оборудование для оцифровки фондов. 

Однако внедрение автоматизированной базы лишь часть происходившего процесса внедрения информационных технологий в музейную среду, ведь параллельно происходило и обновление оборудования, совершенствование навыков самих музейщиков. Например, первооткрывателем в применении информационных технологий в экспозициях стал Сургутский художественный музей (выставки «Видевшие лицо Тарн», «Огниво Одина»). 

Для того, чтобы процесс развития информационной составляющей не прекратился, для музейных учреждений был введен целевой показатель по оцифровке музейных коллекций. Например, за прошлый год музейщики смогли перевести в электронный вид 23% экспонатов, а по планам должны были оцифровать все 100%. 

В 2011 году с запуском мультимедийного портала Музея Природы и Человека, по словам консультанта департамента культуры Надежды Сухоруковой, начался период информационной открытости для потребителей музейных услуг и музейных коллекций. Именно, в 2011 году, можно сказать, началась мода на виртуальные туры по музею. Также нельзя забывать и об информационном портале «Музеи Югры», который открыл перед неограниченным количеством посетителей хранилища и залы музейный учреждений, в цифровом виде. 

Три муниципальных музея, кроме Музея Природы и Человека уже обзавелись информационно-справочными системами, которые позволяют создавать собственные базы данных. «В этом мы видим определенное направление развития информатизации, поскольку информационно-справочные системы позволяют создавать мобильные научные тематические каталоги», - рассказала Надежда Сухорукова.

Посмотреть, как же выглядят современные информационные технологии в музейной среде, насколько они удобны, а также понять, что IT-решения при грамотном подходе полезны для сохранения исторического наследия и встраивают его в современный мир, можно на примере Музея Природы и Человека. Здесь уже есть привычные для туристов аудиогиды, информационные киоски (между прочим, с играми), автоматизированная билетная система «TicetNet», а в следующем году весь музей окутает сеть беспроводного доступа в интернет, что, несомненно, сделает его еще более привлекательным для современных посетителей. 

Как отметил заведующий сектором информатизации музейных программ Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» Антон Лагутин, сегодня музей существует в жестком конкурентом поле. «Наши конкуренты, это, прежде всего, кинотеатры, - отметил он, - а также клубы и церковь, которая сейчас занимает лидирующие позиции в индустрии впечатлений. Мы вынуждены тянуться за ними. Мы должны сделать так, чтобы, прежде всего подрастающему поколению, - не будем лукавить, мы работаем именно на будущее, на тех, кто придет завтра в экономику, политику, культуру - чтобы им было интересны наши экспозиции», - подчеркнул Антон Лагутин, рассказывая об информационных технологиях в культуре. 

Средоточием информационных технологий в музее Природы и Человека является экспозиция «Связь времен». Датчики движения внимательно отслеживают передвижение посетителя по выставке и включают в нужный момент звуковое сопровождение, погружая его в атмосферу того или иного места и времени. Прозрачные экраны, на которых проецируется изображение, словно окна в разные уголки мира. При желании человек может заглянуть в суровую тундру, на дно реки или болота. «Я про эту экспозицию много слышал, но увидел впервые, - рассказал Антон Лагутин. - Думаю, что она, - одна из лучших в России и не только с точки зрения информатизации, а и с точки зрения открытого показа, концептуальных дизайнерских решений в каждом зале. Мало таких экспозиций в России», - подытожил свои впечатления он. 

Во многом, успех у посетителей и признание коллегами-музейщиками уникальности экспозиции «Связь времен» обусловлено не только оборудованием, но и продуманной концепцией, которая позволяет постоянно совершенствовать, улучшать её, заменяя устаревшие информационные технологии новыми. И обладает такой запредельной глубиной, что заставляет возвращаться к осмыслению выставки и ее экспонатов много раз. 

«Связь времен» осознается постепенно, - считает заместитель директора по учету и хранению Музея Природы и Человека Екатерина Бородина. - Даже сотрудники музея постоянно открывают в ней нечто новое», - уточняет она. Например, есть часть выставки, которая называется Храм времени, в ней расположена витрина с разбегающимися в разные стороны мышами. Однажды одна посетительница спросила у сотрудника музея, почему за стеклом витрины именно эти грызуны. «А как Вы относитесь к мышам?» – вместо ответа спросила сотрудник учреждения. «Я их боюсь. Но люди к ним относятся по-разному», - ответила в замешательстве женщина. «Также, по-разному, люди относятся и ко времени», - ответила работник музея. 

Каждый по-своему относится ко времени: восторг, трепет, удивление, беспокойство за будущее или ностальгия о прошлом. Музей лишь дает посетителю возможность пережить это ощущение или открыть для себя новое.
Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA