Тагир хазрат Саматов: «Взгляды могут не совпадать, но надо относиться друг к другу с уважением и любовью»

ТЕКСТ: Сергей Игнатов

ФОТО: Артур Борисов

Тагир хазрат Саматов: «Взгляды могут не совпадать, но надо относиться друг к другу с уважением и любовью»

«Истинные нравственные ценности Ислама и стереотипы» - разговор на эту тему состоялся сегодня на пресс-конференции Регионального информационного центра ОТРК «Югра». В гостях у нас – первый заместитель Верховного муфтия России, муфтий ХМАО – Югры Тагир хазрат Саматов.

Пользуясь случаем, Тагир хазрат поздравил всех мусульман Югры с наступившим священным праздником Рамадан: «Этот месяц благословленный, который Всевышний дал нам, чтобы заработать много благ, избавиться от грехов. Также этот месяц для мусульман является испытанием, когда надо поститься с рассвета и до заката солнца и этим самым укрепить нашу духовность. Пусть Всевышний Аллах ниспошлет в наши сердца, наши дома мир, счастье, любовь, долгих радостных лет. Аминь»

Какие, по вашему мнению, самые распространенные стереотипы в обществе относительно мусульман самые опасные, можно ли их развеять?

Истинный мусульманин терпимо относится ко всем, вне зависимости от вероисповедания, национальности, статуса. И наша вера этому учит: любви, милосердию, состраданию и терпению. Все люди разные, но Бог говорит, что  я расселил вас по земле, чтобы вы взаимодействовали. Взгляды могут не совпадать, но надо относиться друг к другу с уважением и любовью. А стереотипы, чего бы они не касались, мешают всем нам жить.

Расскажите о вашем Духовном управлении, как оно работает?

Духовное управление мусульман создалось в Югре в 1999 году, в него вошли все приходы, которые здесь были. Цели и задачи – строительство мечетей, донесение духовности, нравственности, воспитание наших единоверцев. И где бы ни открылся приход, везде у нас есть мечеть или есть молебенные условия. У нас есть воскресная школа для изучения основ ислама, высших учебных заведений у нас в округе нет, мы пытаемся создать филиалы Исламского университета Уфы при духовном управлении.

С 1 сентября в школах вводится курс «основы религии, культуры, светской этики». Как вы к этому относитесь, как обсуждаете эти моменты со школами?

Это решение было принято на межрелигиозном совете России, членом которого я являюсь. В него входят христиане, мусульмане, иудеи и буддисты. Эту инициативу мы все поддержали, как донесение духовности, чтобы наши дети узнали, что такое Бог, что такое грех, наказание, вознаграждение, рай, ад – все это очень важно и всеми конфессиями было принято единогласно. А если наши дети будут верующими, то меньше будет грехов, преступности, это все повлияет на наше будущее.

Сколько в Югре мечетей, есть ли план по строительству новых, в том числе в Ханты-Мансийске?

В Югре 27 приходов, в них только 6 мечетей, есть и мечети на стадии завершения строительства. Строительство везде по-разному проходит: в некоторых городах легко, где одна из нефтяных компаний строит и церковь, и мечеть, а в других городах приходы сами ищут средства, начинают с оформления земли, закладки фундамента – стройка затягивается на долгие годы, как в Нижневартовске, Сургуте. В Ханты-Мансийске долгие годы никак не оформлялась земля, сейчас есть решение, что на Объездной выделяется участок. Но про строительство речи пока нет – землю дали бы, и это уже хорошо было.

В России есть многовековой опыт существования разных конфессий, а в Европе пытаются сейчас построить мультикультурное общество, что не очень получается. Поступают ли какие-то просьбы об обмене опытом?

В Европе, конечно, некоторые веры являются мигрантами, а в России сложилось так, что различные религии испокон веков проживают бок о бок с другими религиозными конфессиями: христиане, мусульмане, иудеи, буддисты. Этот опыт для Европы всегда интересен: как уживаются верующие, как сохраняют самобытность, это всегда интересуют. Не только европейцы, но и арабы, турки удивляются добрососедству, в котором проживают верующие разных конфессий, российской толерантности, хорошие слова говорят в адрес нашего отечества. Во Франции или Германии есть случаи конфликтов, потому что мигранты, приезжающие на новое место, сразу разделяются по вероисповеданию, а  у нас живут в одной среде вместе с представителями других религий. 

Как складываются отношения между Духовным управлением мусульман и государством? Как вы видите свои цели и задачи при работе в Совете старейшин при губернаторе Югры?

Отношения очень хорошие и на уровне верховного муфтия, и на уровне региона.  Мы участвуем во всех окружных и городских мероприятиях, полная свобода вероисповедания, нам идут навстречу при выделении земли под строительство. Руководители городов, предприятий поддерживают – есть необходимость в вере, и это нас очень радует.

У нас по религии старикам – уважение и почет, где пожилые, там всегда благо и мудрость. И дай Аллах, чтобы Совет старейшин мудро поступал в разных ситуациях, советовал и помогал органам государственной власти во всех отношениях. Думаю, это хорошее начало.

Обязательно ли нужно знать арабский язык, чтобы исповедовать ислам?

Для верующего знание арабского, который является сложным языком, необязательно. Но молитвы должны быть все на арабском. Если будет каждый переводить на свой язык, это будет искажением: как сошли суры от Всевышнего, так мы и должны их изучать, исполнять повеление Всевышнего. Слыша эти суры, человек будет понимать эту духовность, принимать ее. 

Вопрос к Вам, как к заместителю Верховного муфтия. Вы наверняка знаете ситуацию в других регионах, как на этом фоне выглядит Югра: у нас интеграция культур происходит легче, быстрее, как при этом сохраняется самобытность?

Нужно, конечно, аналитикам задать этот вопрос – о себе говорить не очень правильно. Я бываю во многих регионах: Башкирия, Татария, Челябинск, Свердловская, Курганская области, Сибирь, Дальний Восток. Естественно, в тех регионах, где мононациональная республика (Башкортостан, Татарстан), почти все мусульмане – суннитского толка, в мечетях говорят по-башкирски или по-татарски, в некоторых – по-русски. А в нашем регионе до 70-х годов прошлого века мусульман было мало, да даже и городов не было. Со всего Советского Союза приехали мусульмане разных национальностей: и азиаты, и кавказцы, и татары, и башкиры.  Естественно, донести до них слово Всевышнего на родном языке очень трудно, и подобрать кадры было непросто, в некоторых  городах по 3-4 имама менялись. Но, несмотря на это, мы сохранили единство Духовного управления. В нашем округе нет больше параллельных Духовных управлений кроме одного, в Березовском. Но, думаю, и оно тоже войдет в наше Духовное управление. А в соседней Свердловской области, например, присутствует 5 Духовных управлений, 5 муфтиев, каждый толкует по-разному, объявляет праздники в разные дни. И так - не только в Свердловской области, но и в Мордовии, Марий Эл, Иркутской, Томской, других областях. В центральном Духовном управлении мусульман России Ханты-Мансийский автономный округ также является образцом.   

Как вы помогаете тем, кто впервые приезжает в Югру, адаптироваться в новой культуре?

Мы беседуем с теми, кто приходит в мечеть, если они обращаются за помощью. Если человек действительно верующий, помогаем с ночлегом, чтобы на следующий день он мог найти родственников или близких. Какую-то финансовую помощь оказываем, одеждой поддерживаем.

Вы обмолвились, что у вас священнослужители будут обучаться в приходах. Когда это начнется?

Мы уже можем начинать, условия есть, но не для 100-200 человек, а для 10-15 абитуриентов, которых мы могли бы сами проконтролировать: как они относятся к духовности, какое у них воспитание, не будут ли они легкомысленными  - естественно, у нас будет отбор. Закончится обучение - они будут не имамами, а заместителями, служащими, муэдзинами при мечетях, которые нам сегодня очень необходимы, так как у нас сейчас в мечетях только один служащий – священнослужитель, он является и священником и хозяйственником, и водителем, и уборщиком. Поэтому если он отлучается, в мечети не остается никого. Тех, кто захочет повысить знания, мы будем отправлять в Исламский университет.

Это очное обучение, мы хотим, чтобы это было как интернат, медресе. Чтобы человек не приходил из мира в мечеть, а из мечети в мир. Необходимо, чтобы он жил непосредственно при священнике, пастыре, это будет другой уровень воспитания.

Возрастные ограничения есть?

С 15 до 50-60 лет можно обучаться. Но у нас в основном молодежь.

Скажите, для начинающего мусульманина как лучше изучать Коран? Консультироваться у священнослужителя, или можно самому изучать, не будет ли риска что он как-то неправильно поймет?

Конечно, человек, которым самостоятельно изучает Коран, может понять неправильно, но и самостоятельно можно найти истину, для этого есть пояснения. Каждая сура была послана для отдельной ситуации, для отдельного времени. И вообще, для того, чтобы быть верующим, мало лишь читать. Первостепенно вера – исполнение повеления Всевышнего. А то можно всю жизнь читать книгу и искать истину. Исполняя повеления, люди пост будут держать, а он будет в «Макдональдсе» сидеть кушать, не разбирать харам это или халяль; люди пойдут на молитву, а он в кинотеатр, зато он Коран читает каждый день. В этом пользы нет, верующий должен понять, что все  - создание от всевышнего, и каждый человек уйдет из этого мира и есть воскресение, и будет ответ за каждое дыхание. Если человек это поймет, то он начнет молится, исполнять повеления Всевышнего, исполнять посты, давать милостыню, стараться исполнить пророчества, тогда он и будет верующим. 

Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA